Да-да, именно так. Разве это не очевидно?
По крайней мере, именно таков статус психологии сегодня в российском обществе.
Убедиться в этом очень легко: какое место занимает специальность психолога в массовом сознании? Ну, что-то среднее между экстрасенсом, шаманом, шарлатаном и психиатром. Рекламные объявления в прессе и на дециметровых и кабельных каналах либо обещают вам "разобраться в себе", т.е. в вас, а заодно и "узнать, кем вы были в прошлой жизни", либо просто "приворотить-отворотить" без всяких мудрствований "за один сеанс с гарантией".
За помощью к психотерапевту обращаются (и могут в этом открыто признаться), как правило, лишь представители богемы. С недавнего времени им составляют компанию "менеджеры среднего звена". Пожалуй, всё. А как давно вы слышали от знакомых фразу наподобие "она и так была не в себе, а как увлеклась психологией, так вообще крышу потеряла"? Я - пару недель назад.
Как представлена психология в массовой культуре? Для этого можно вспомнить отечественные фильмы, где главным героем, или значительным героем второго плана является психолог. Или в сюжете которых анализ психологических качеств человека играет важную роль. ммм...
...я знаю только один такой. Очень хороший. Но он не отечественный. Его сняли американцы по американской же книге, он называется "Гражданин Х" (
http://www.imdb.com/title/tt0112681) и посвящён истории Чикатило. В фильме роль психолога, изучавшего опосредованно личность маньяка, составившего его психологический портрет, с помощью которого того удалось поймать, прекрасно сыграл Макс фон Сюдов. Также там отличился Дональд Сазерленд. Фильм снят с большим уважением к работе наших следователей, к жертвам, к нам вообще, несмотря на показанную бюрократию и циничный формализм со стороны милицейского и комитетского начальства. Ещё? Хоть один?
Хорошо, а как представлена психология в нашем образовании? Да-да, во многих современных вузах есть отделения и целые факультеты психологии. Но, простите, русский язык учат все? Ах, нет, русский тоже не все. Хорошо, английский! Английский сейчас есть почти везде. То есть, он нужен. А психология физикам, юристам, экономистам, математикам, инженерам - что?? не нужна? Она только для тех, у кого в дипломе будет написано "психолог"? Знаете, если кроме "дипломированных психологов" она больше никому не нужна, то и для этих ребят она просто опасна: не ровён час, услышат от них какой-нибудь "гештальт" или "пубертат" - и сожгут на костре, от греха подальше.
Ладно, что у нас с психологией в науке? Каково междисциплинарное сотрудничество с психологами, использование психологических знаний в различных областях науки? ммммм... дальше.
Бизнес! Изучение потребительских предпочтений? О да, фокус-группы, о которых мы тут уже писали - что и говорить, да, их есть. Ещё? Этнографические исследования? Изучение вторичных источников? Во все учебники социологии вошёл случай с неэтичным поведением американских социологов, изучашвих состояние мусорных мешков жителей пригородов с целью понимания их стиля жизни. Да-да, это нехорошо, вмешательство в частную жизнь. Так делать не надо. Хорошо, больше не будем. Но они хотя бы попытались - причём таким, признайте, непрямым, косвенным путём. Не приставали к человеку, - "почему вам нравится этот йогурт", - а так, аккуратно, никого не беспокоя...
Психология в менеджменте? Работа с корпоративной культурой?
Смысл последнего выражения многим приходится долго объяснять.
Продолжаем. На что похожи появляющиеся в прессе результаты отечественных социологических исследований? На данные статистики. "40% думают так-то, 13% предпочитают это, а 18,5% склоняются вот к этому". Статистика, статистика, посчитать проценты, количество потраченных "средним классом" денег на продукты питания, одежду и путешествия - да, вот это у нас научились. Посмотрите на многочисленные "портреты пользователей Рунета" - есть там что-то ещё, кроме демографии?
Отдельная песня - телевизионные рейтинги. Йес. Мантра для нашего шоу-бизнеса - "людям же нравится!"
К слову, доходит до того, что персонажи из телевизора приходят учить студентов и говорят им то же самое: "людям же нравится! мы бы рады делать другое телевидение, но народ! но рейтинги! как можно телезрителю с таким вкусом показывать умные передачи!" К счастью, многие студенты воспринимают подобную чушь с должным презрением.
Ну и, конечно, "изучение политических пристрастий" и подсёт голосов, отданных на очередных выборах за очередного кандидата. Full stop. Вот, как выглядит социология в России "над водой". Где у нас качественная (в методологическом смысле) социология? Возможно, в глубине там о-го-го что творится и развивается, но когда эти "подводные", спорадические умные и оригинальные исследования приведут у нас к изменению социологической науки в целом - Бог весть.
Ладно, хорошо, а что же с этим со всем делать?
Знаете, вообще-то есть один очень простой и даже очевидный путь. Быстрых результатов не будет. Зато процесс станет необратим. Ввести поголовное обязательное психологическое образование с первого класса школы по одиннадцатый и продолжить его в вузах на всех факультетах в течение всех 4+2 лет.
Страаааашно? Напрасно.
"Психологическое образование" - это не лекции об "Эросе и Танатосе" для пятиклассников и эссе по онтогенезу экзистенциальной психологии для студентов физтеха или юрфака. Каждому своё - по возрасту, интересам, специальности. Психологическое знание, как и знание языка - это залог благополучной социализации, успешной карьеры, эффективного участия в жизни общества, в целом, и своего локального (или глобального =)) сообщества, в частности. Психологическое знание - это условие личной безопасности, в конце концов.
Психологическое образование не должно ограничиваться словом "Психология" в расписании школы или вуза. Оно должно стать базой учебно-воспитальеного процесса, основой фомирования гуманитарного подхода к изучению мира. "Гуманитарного" здесь - не в противовес "техническому" или "естественно-научному". Мы живём в обществе, мы его часть, нам приходится общаться с себе подобными. И, судя по демографии, с каждым годом избежать этого общения будет всё сложнее. Поэтому цель психологического образования - развитие рефлексии, умения познавать самого себя и обучение адекватному познанию общества и самоопределению себя в нём.
Совершенно очевидно, что в школе, колледже, вузе моделируются и отрабатываются те ситуации, с которыми человек будет сталкиваться впоследствии. Скажем, общение с иностранцами, с "чужаками". И те поведенческие сценарии, которые закрепляются в школьном или юношеском возрасте, воспроизводятся затем и в дальнейшей жизни. Ведь обучение в школе происходит не только в классах, но и в коридорах, раздевалках, на задних дворах (то, что по-английски называтся "hidden agenda") - банально, но сколько можно этого не понимать? =)
Именно так, постепенно, возможно, вырастут новые поколения, которые о психологии, душе, чувствах, эмоциях, страстях будут слышать с первого класса, которые будут учиться общаться (чему там учиться, да? =)) с первого класса и даже с детского сада, которые будут понимать смыл слова "Личность" и оценивать последствия своих действий в отношении других и самих себя. Может быть, им будет легче справиться с собой, своими страхами и неуверенностью. Может быть, им будет легче общаться и завязывать крепкие отношения. Может быть, они будут мудрее, терпеливее и счастливее нас. Может быть.
PS. Хотя... когда в 3009 году в тёмном переулке окликнет вас грепкий и бритоголовый андроид с туманным взором, спросит, не найдётся ли кибернетической сигаретки или пары электронных рублей на межгалактическое метро, чтобы успеть домой. И когда вы ответите "извините не курю, да и мелочи у меня нет"...
- он вежливо улыбнётся и пожелает вам хорошего вечера. Потому что в школе его конструкторы учили психологию =)