Пшик. Пустое место. Профанация. Миф. Лицемерие. Пустословие. Непонятная абракадабра. Или искреннее заблуждение - и это в лучшем случае.
Вот что такое "толерантность" в современной российской политике.
А ещё так называется федеральная целевая программа.
Яндекс выдаёт по запросу "терпимость" примерно 1 млн. страниц., "толерантность" - 2 млн. страниц, а по слову "вражда" - 3 млн. страниц.
Сегодня почему-то считается, что "толерантность" - это то, что в идеале должен испытывать русский человек по отношению к мигранту, а в частности - к гастарбайтеру, приехавшему из ближнего зарубежья в Россию на заработки. И если этот термин понимать в столь узком значении, то действительно может возникнуть ощущение, что ещё немного - и проблема будет решена. Нужно только провести быстренько воспитательную работу среди личного состава МВД, да увериться окончательно, что никаких бритоголовых националистов у нас нет. И всё.
Но это не так. Главная наша проблема в том, что русские не толерантны по отношению друг к другу.
Что толку учить нас быть терпимее к иностранцам, если мы сами себя терпеть не можем? "Исконная толерантность" российского общества - один из самых распространённых мифов. Столь же глубоко укоренившийся, пагубный и беспочвенный, как и миф о "российском коллективизме", общинности, народности русского самосознания. Русский человек - индивидуалист. И более того - не толерантный и недоверчивый индивидуалист.
Толерантность происходит от слова "терпение". Терпение означает готовность терпеть. И не думайте, пожалуйста, что я недооцениванию ваши способности к адекватному восприятию печатного текста с первого раза - просто мне хочется выразиться предельно ясно: "терпеть" означает испытывать физические или моральные страдания. Понимаете? Толерантность означает готовность к добровольному самоограничению - это как минимум, и как максимым - добровольному страданию ради ... ради чего? Ради общественного блага?? Господи, а это ещё что такое! Своё благо - знаю. Благо моей семьи - понимаю. А "общественное" - это как??? Это кому? и зачем??
Русский человек не толерантен, он не любит терпеть. То, что у нас так часто называется "долготерпением", на самом деле является "непереводимой игрой" таких слов, как лень, недоверие к ближнему, неверие в собственную значимость и сакрализация верховной власти. Русскому человеку не нужна толерантность - ему нужна справедливость. А "по справедливости" чаще убивают, нежели терпят.
Но вот наступает момент, когда даже верховная власть понимает, что "потерпеть" бывает экономически целесообразнее, чем в очередной раз убить. Понимает и начинает воспитывать - говорить о толерантности.
Проблема только в том, что главным правилом коммуникации является последовательность и постоянство идеи, содержащейся в сообщениях. Проще говоря, если мы стали говорить о толератности, то о чём бы и в какой бы форме мы ни говорили в дальнейшем, изначально сформулированная идея толерантности должна содержаться в наших сообщениях в неизменном, постоянном, исходном виде. Но ведь это ТАК СЛОЖНО делать, когда сам в это не веришь!
В результате, что у нас видит и слышит Человек-Перед-Телевизором?
Да, сначала он видит корреспондентов в выпусках новостей, рассказывающих о том, что 1-го сентября во всех школах страны прошёл Урок толерантности. Но после - он видит "Дуэль" с Соловьёвым на НТВ, "Судите сами" с Шевченко на Первом, Малахова в "Пусть орут говорят", Леонтьева на том же Первом и Пушкова на ТВЦ, отстаивающего совершенно не толерантные позиции в нашей внешней и внутренней политике. В конце концов, поздней ночью Человек-Перед-Телевизором видит Гордона в "Закрытом показе" и "ГордонКихоте" и Толстую со Смирновой в "Школе злословия" - после чего ему остаётся разве что смыть с лица брызги слюны хищников и крови жертв и подготовиться к новому дню...
Самый распространённый жанр сегодня на нашем тв - это спор без цели, начала и конца. Самый любимый стиль подачи материала - скандал. Любимая манера - крик. Самый популярный аргумент - "лечиться надо".
Лежачего - бьют. На личности - переходят. Истина? Скорее уж - в вине, чем в их словах.
Наши сми - и телевидение, как по-прежнему наиболее влиятельное - сегодня вопиюще, безобразно, категорично не-толерантны. Наша политика - и в частности, внешняя - и политическая риторика сегодня сознательно, уверенно и гордо не-терпима.
Каким мы проектируем своё будущее? Кого мы обманываем Уроками толерантности - наших детей? Себя?
Кого мы воспитываем - лжецов, лицемеров? Кого и в чём мы пытаемся убедить? И кто нам поверит?