Затихают беспорядки на улицах Копенгагена. Рассеиваются клубы слезоточивого газа. Велосипедисты катят на работу. Дворники сметают с мостовых стёкла разбитых витрин. Уставшие полицейские расходятся по домам. Однако официанты кафе, щурясь на весеннее солнышко, не спешат, как обычно, вынести на улицу зонтики и столики - традиционный ритуал окончания холодного времени года в этот раз может обернутся непредвиденными расходами на покупку новой мебели взамен пострадавшей в уличных боях.
"Каких-каких боях?!" - воскликнет несведущий турист - "мы же с вами не в предместьях Парижа, а в одном из самых тихих и благополучных городов Европы!" В том-то и дело, что печальный опыт соседей прекрасно перенимается всевозможными экстремистскими и просто хулиганскими группировками - и остаётся будто без всякого внимания со стороны государственных властей!
Как так?
В данном случае нас не слишком интересует природа
датского конфликта. Вероятнее всего, никаких особых подводных камней там нет - некоторая недвижимость осказалась в центре интересов сразу нескольких субъектов-социальных групп. Каждая из этих групп считала себя легитимным собственником/пользователем, отказывая в таком качестве контрагентам. Ни одна из этих групп не хотела идти на компромисс. В результате победил сильнейший, в данном случае государство посредством спец.подразделений полиции, техники и прочих аналогичных методов убеждения. Обиженные - группы маргинальной молодёжи - выразили свою точку зрения, не воспринятую властями подобру-поздорову ранее, с помощью уличных безобразий, сожжённых машин, битых витрин и проч... Так или иначе, проследить хронологию событий, а также познакомиться и с историей вопроса можно, введя слово
Ungdomshuset в какой-нибудь новостной поисковик. Сейчас же мы зададимся другим и одним-единственны вопросом:
Неужели уличные погромы были приемлемой и неизбежной платой за лень и недальновидность сотрудников соответствующих государственных учреждений?
Неужели сотни сгоревших год назад французских авто и беспорядки в Германии во время последнего футбольного чемпионата не вызвали никакого интереса самодовольных европейских чиновников? Где они - эти французские, немецкие, британские социологи? Специалисты по разрешению кризисов, переговорщики? Где в конце-концов полицейские информаторы и агенты?
Я не реакционер и не охранист - я просто считаю, что информатор, сподвигнувший полицию на какие-то превентивные локальные действия, лучше жандарма со щитом и ба-а-альшой дубинкой...
А ещё я уверен, что в современных институтах и лабораториях социальных исследований накоплен огромный материал по предотвращению или разрешению на ранних стадиях различного рода социальных конфликтов - забастовок, всевозможных акций протеста и проч.
А может, не накоплен? Или накоплен, но в отношении исключительно, скажем, трудовых кризисов - тех самых, которые могут привести к серьёзным убыткам какого-нибудь "Даймлера-Крайслера" или "Форда"? Ведь с такими кризисами всё ясно, всё можно элементарно посчитать - заниматься их изучением прямая выгода. Не то что разбирать проблемы бездомных - что с них взять? Совсем другое дело - на грант какой-нибудь транснациональной компании хорошенько покопаться в истоках и сценариях развития взаимоотношений "работодатель-работник"...
Однако в этом-то и прелесть науки о живом обществе - всё, что угодно, может вылезти абсолютно в любой момент и настойчиво привлечь к себе внимание. Например, не очень вежливо постучавшись кайлом в твою свежевыкрашенную бюргерскую дверь.
Постучится и заставит себя изучать. Эмпирически. Минуя теорию. И тогда поздно будет хвататься за Вебера или Милгрэма...
Я считаю, что после подобных "пассионарных всплесков" на городских улицах, европейским и любым другим уважающим себя правительствам нужно не только наказывать ответственных за соц.благополучие и порядок чиновников, но и увольнять руководство и урезать финансирование всевозможных институтов и центров социальных наук. За то, что занимались непонятно чем. Может, тогда задумаются о том, что результаты научной деятельности на самом деле измеряются довольно просто - разбитыми витринами, сгоревшими автомобилями, покалеченными полицейскими и мирными жителями...