Ностальгического хвастовства с примесью горечи псто

Mar 15, 2019 14:52


В пору своей юности мне повезло учиться в Кишиневском автодорожном техникуме.
Тогда, в 1977-м, поступив после 8 классов на дорожное отделение (было ещё и автомобильное) я как само собой разумеющееся воспринимал великолепную материально-техническую базу техникума и высочайший уровень преподавателей, особенно по специальным предметам.
Например, в техникуме был свой 50-метровый открытый зимний бассейн. Зимой вода в нем подогревалась, мы плавали на физ-ре всю зиму на открытом воздухе, и это было нереально круто - вокруг снег и мороз, а ты в клубах пара рассекаешь в теплой водичке! Многие ли учебные заведения сегодня могут позволить себе такое?
Кабинеты были оборудованы по последнему слову техники. Нам показывали учебные и научно-популярные фильмы прямо на уроках, в кабинетах было специальное видео-оборудование. Преподавателями были пожилые опытнейшие инженеры, отработавшие десятки лет на стройках СССР от Камчатки до Львова. С лекций не хотелось уходить, настолько интересно и увлекательно подавался материал, с реальными примерами из жизни.
Сравнивать мне тогда было не с чем, и я считал, что так везде, и уж в институте будет ещё круче.
Жизнь, однако, внесла поправки.
Белорусский политех в Минске, куда я поступил после армии, хоть и считался крутым учреждением, но факультет автодорог оказался унылым скучным г-ном. За пять лет топтания в нем я не узнал ничего нового про строительство автодорог, и даже более того, когда я задавал вопросы преподавателям спецпредметов, они не знали и не слышали многого из того, что я знал благодаря техникуму. И что самое неприятное, и знать не хотели. Не все, конечно, но многие.
Так что, образование в СССР было тоже разным. Всё от людей зависело. Но в любом случае всё было бесплатно.
Из техникума ярче всего запомнилось, как нам показали как-то раз на уроке по строительству дорог и мостов фильм про разрушение моста в заливе Такома (США, штат Вашингтон).
В институте о таком даже и не все преподы слышали. А я, благодаря техникуму, знал. И те только это.

Мост через залив Такома строили, кстати, по проекту  Соломона Моисеева, выходца из России. Так что понятно, откуда ноги растут, и почему всё случилось именно так - он не учился в Кишиневском автодорожном!

Изначально строился по проекту Леона-Соломона Моисеева, выходца из России. Он известен как инженер-конструктор, строитель мостов, активный участник общественной жизни. Такомский мост открыли для передвижения в июле 1940 года. Уже при его возведении строители обратили внимание на колебания и раскачивания полотна дороги моста при усилении ветра. Это было обусловлено недостаточно высокой балкой жесткости. В обиходе мост стал называться «Галопирующей Герти».
7 ноября 1940 года, когда период эксплуатации составлял всего четыре месяца, произошло разрушение Такомского моста. В этот день скорость ветра достигла 65 км/час. С учетом того, что в этот день движение на мосту было минимальным, это позволило избежать человеческих жертв.
Колебание полотна моста возникло из-за ветровой нагрузки. Оно стало усиливаться вследствие вертикального колебания тросов. Ослабление троса с одной стороны моста и напряжение с другой породили крутильные явления, привели к наклону пилонов и, как следствие, к обрыву подвесок центрального пролета. Мост оказался конструктивно излишне гибким, обладающим небольшой сопротивляемостью к поглощению динамических сил. Киносъемка зафиксировала, что мост стал раскачиваться тогда, когда скорость ветра составляла порядка 19 метров в секунду. Хотя в проекте устойчивость его к ветрам рассчитывалась, исходя из 50 метров в секунду.
Выводы:
Разрушение Такомского моста заставило конструкторов-мостостроителей (и не только) начать исследования в области аэродинамики, аэродинамической устойчивости конструкций и сооружений. Это привело к изменению взглядов на проектирование мостов с большими пролетами.

image Click to view



image Click to view



немного истории, реальный случай, txt, не хухры-мухры, размышлизмы о жизни, разрушение моста через пролив Такома, ужос, история прямо тут, так бывает

Previous post Next post
Up