Януш Корчак. Как любить ребёнка

Nov 03, 2010 23:30



                        


Классика, она и есть классика. Будь то классическая художественная литература или классическая педагогика. Что становится классикой? То что содержит вечные истины. То, что проверяется временем. И не теряет своей актуальности. Книги Януша Корчака не для кабинетных педагогов, которые пишут умные книжки. Они для простых воспитателей, простых учителей, и даже для простых родителей. Простой и доступный язык. Всем всё понятно. Ребенка нужно любить. А как - это нам расскажет великий польский педагог.

**Из-за нищеты ребёнка и милости материальной зависимости отношение взрослых к ребёнку аморально.

**В "не знаю" для науки - первозданный хаос, рождение новых мыслей, всё более близких истине. в "не знаю" для ума, не искушённого в научном мышлении, - мучительная пустота.

**... никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения.

** Ребёнок и беспредельность.
Ребёнок и вечность.
Ребёнок - пылинка в пространстве.
Ребёнок - момент во времени.

**Материнская любовь - стихия. Люди её переделали на свой лад. Весь цивилизованный мир, за исключением народных масс, которых не коснулась культура, занимается детоубийством. Супруги, у которых двое детей, хотя могло быть двенадцать, - убийцы десятерых неродившихся, а среди них был один, именно он - "их ребёнок". Быть может, среди нерождённых они убили самого ценного.

**Всё современное воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, последовательно, шаг за шагом стремится усыпить, подавить, истребить всё, что является волей и свободой ребёнка, стойкостью его духа, силой его требований.

**Из-за книг с готовыми формулами притупилось зрение и обленилась мысль. Живя чужим опытом, наблюдениями и взглядами, люди настолько утратили веру в себя, что не хотят смотреть своими глазами.

**...счастье для человечества, что мы не в силах подчинить детей нашим педагогическим влияниям и дидактическим покушениям на их здравый рассудок и здравую человеческую волю.

**Опять жизнь не удовлетворяет, мечта - это бегство от жизни. Нет пищи для размышлений - появляется их поэтическая форма. В мечте находят выход скопившиеся чувства. Мечты - это программа жизни. Умей мы их расшифровывать, мы увидели бы, что мечты сбываются.

**"Вы не в лесу". Циничное замечание, грубое издевательство над ребёнком, что он не может быть там, где ему следует быть.

**Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые, ветхие, чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, не умом. Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить.

Педагогика, 20 век

Previous post Next post
Up