Обнародую текст экспертизы, отказывающей Усадьбе Зеленко в статусе памятника

Jan 13, 2016 15:29

Сегодня получил благодаря статусу депутата из управохранкультуры долго скрываемый от общественности заказанный заинтересованной в сносе усадьбы Зеленко компанией "Трансгруз" акт историко-культурной экспертизы, обосновывающий выведение из реестра памятников флигеля усадьбы (Самарская,179 Б,1,2). Планы сноса здания вызвали волну возмужения горожан и широкий общественный резонанс. Напомню, что на прошедшей на днях пресс-конференции обществественного комитета по спасению памятника архитектуры, собравшего архитекторов, краеведов, историков, общественных деятелей и депутатов была принята резолюция, одним из пунктов которого является требование дисквалификации "экспертов", выводящих из под охраны памятники, чья архитектурная и историческая ценность очевидна даже не специалисту.


Ниже экспертиза как раз такого претендента на дисквалификацию- выпускницы саратовского политеха Павловой Галины Геннадиевны из ООО "Экспертиза Поволжья", возглавляемого Лесным Сергеем Анатольевичем. Что-то мне подсказывает, что если посмотреть экспертизы этой конторы, выяснится, что профиль организации- собственно обслуживание интересов строительных компаний. Оставляю разбор заключения Павловой специалистам. Но даже при поверхностном взгляде видно, что доводы "эксперта" высосаны из пальца. Смотрите: основная логика выведения флигеля литеры Б из под охраны направлена на то, чтобы отказать в том, что это "усадьба" (будто сам по себе дом Б не может иметь ценности). Основано это на том, что у эксперта "нет данных", что дома А и Б были "огрожены забором" и представляли единое хозяйственное и архитектурное целое. При этом в самом же тексте чётко написано, что в 1902 году Зеленко продает свой как мы знаем недостроенный дом литеры А не просто какому-то купцу, а именно своему ученику и архитектору Засухину, который строит литер Б за домом Зеленко в стилистике дома А ("Засухин был последователем и учеником Зеленко и поэтому фасад литеры Б выполнил в стиле модерн" как и литер А). Что это, как не архитектурное единство и не как "сохранение стилистики", об отсутствии которой говориться в выводах "эксперта" Павловой?

Даже дилетант, встав на ось "дома Зеленко" (литер А) видит, что "дом Засухина" (литер Б) сознательно смещен вправо, так чтобы выступая своим фасадом, в глубине гармонировать с литерой А и дополнять её в одном стиле. Что же касается "хозяйственного единства" мне вообще не понятно, как можно говорить об его отсутствии, когда речь идёт о том, что весь комплекс зданий  Самарская 179 а, б,1,2 создавался и принадлежал одному владельцу, переходя в руки других всем комплексом- от достроившего дом Зеленко Засухина к Слободчиковой, и от Слободчиковой к Сельдюгаеву. Что это как не единый хозяйственный комплекс, когда у всех домов один хозяин? Да и сам факт единого номера дома с литерами говорит о том, что это одна усадьба, один комплекс. Начатый одним архитектором, и законченный и дополненный его учеником. Что это как не "уникальность", где еще в Самаре есть такие два дома рядом- учителя и ученика?














архитектура, история Самары, Михаил Матвеев, Самара-городок

Previous post Next post
Up