Мои герои: дядя Гена, моряк-черноморец, защитник Севастополя и Сталинграда

May 09, 2015 13:52

Мои герои. Это текст я посвящаю своему родному дяде Гене, защитнику Севастополя и Одессы, участнику Сталинградской битвы, погибшему в 1943 году, защищая от фашистов Волгу.

Старшина 1 статьи Матвеев Геннадий Михайлович

Долгое время мы не знали даже как и где он погиб. Известна была семье по похоронке только дата- 12 мая 1943 года, он погиб в тот день, когда моему отцу исполнилось 4 года. Позже, в 70-е, отец разыскал фронтового друга дяди Гены, фамилия его была Градов Яков Петрович, или Павлович. Он был директор Харьковского аэропорта. Он дал отцу несколько фотографий и рассказал о дяде Гене, также выяснилось, что в Куйбышеве, это было невероятное совпадение, живёт еще один их сослуживец- Заваров Валентин Константинович, он и рассказал родителям, где похоронен дядя Гена. Точнее "похоронен"- не очень правильное слово, потому, что похоронила его со всем экипажем Волга, но есть обелиск рядом с гибелью корабля- в Астраханской области. Год назад власти села Фёдоровка его отремонтировали, я писал об этом. Рассказывали о дяде Гене мне тётя Шура и дядя Аркадий, обоим за 90 сейчас. Рассказывали мало, нечего было рассказывать. Дядю Гену призвали служить в 1939 году.  И с тех пор лишь однажды, это было очевидно в 1941 году он был проездом в командировке через родную станцию Свеча, где машинстом паровоза служил мой дед Михаил. На несколько часов, пока стоял эшелон, родители сбегали повидать сына. А вот сестру Шуру начальник не отпустил с работы. Осталось от дяди Гены две фоторафии. Вот первая, очивидно начала службы. Всегда висела в комнате моего отца.





По второй фоторафии, которую дал Градов выяснилось название корабля, где служил дядя Гена: "Коминтерн". Это была важная информация, но долгое время я не понимал, что это даст. А дало это много: из рассказов Градова было известно, что дядя служил на Черноморском флоте, оборонял Севастополь, а потом его перевели в Волжскую флотилию. Как черноморцы оказались под Сталинградом долгое время было непонятно, пока недавно мне не пришла мысь поискать в интернете информацию про "Коминтерн".




Мне повезло, я нашел несколько сайтов, где история "Коминтерна" описана буквально по дням, вплоть до гибели. Посути, это был боевой путь дяди Гены, который предстал во всем своем драматизме. Оказалось, что «Коминтерн» - легендарный крейсер Черноморского флота, тот самый, на котором снимали «Броненосец «Потемкин».  К началу войны это был флагман флота и один из его старейших кораблей, 1881 года постройки.  Огромный крейсер с экипажем от 500 до 700 человек! Корабль четырежды переименовывали , что среди моряков считается дурной приметой. Построен он был как "Кагул", с 1907 года- "Память Меркурия",  в 1918 г.- «Гетьман Іван Мазепа», и с 1922 г- "Коминтерн".




Незадолго до войны крейсер модернизировали, у него убрали одну трубу, и он стал выглядеть вот так. Это фото, кстати, 22 июня 1941 года. Где-то там на корабле сейчас мой дядя Гена.




С первых дней Великой Отечественной войны крейсер активно участвовал в боевых действиях Черноморского флота. В 1941-1942 гг. команда «Коминтерна» сражалась в 22 тяжелых боях и отразила 52 налета авиации противника, сбив четыре вражеских самолетов. За 14 месяцев войны в тяжелых условиях корабль выставил около 800 мин, перевез 6790 т боезапаса, продовольствия и других грузов, вывез из осажденных городов Одессы, Севастополя, Феодосии десятки тысяч раненых, отконвоировал 17 транспортов и 3 корабля с войсками и воинскими грузами, участвовал в высадке десантов. На базах и море "Коминтерн" около 150 раз подвергался бомбовым ударам и торпедным атакам немецкой авиации. 14 раз артиллеристы "Коминтерна" вели огонь по немецким береговым позициям и объектам, уничтожили сотни фашистских солдат и офицеров, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей.

Крейсер участвовал в обороне Севастополя, Керченско-Феодосийской операции, боях за Николаев, Одессу. 2 июля 1942 года корабль получил серьезные повреждения во время авианалета в Новороссийске, погибло 63 члена экипажа. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, «Коминтерн» вновь был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но и сам корабль сильно пострадал, в итоге было принято решение его затопить. Разоруженный крейсер 10 октября 1942 года был притоплен на реке Хоби, прикрывая базу торпедных катеров и подводных лодок и заграждая ее фарватер от торпедных атак с моря. Из снятой с крейсера «Коминтерн» артиллерии был сформирован 167-й отдельный артиллерийский дивизион Туапсинской военно-морской базы в составе пяти батарей. Более 300 членов экипажа ушли в морскую пехоту, остальные были распределены по другим кораблям.

Геннадий Михайлович Матвеев году был переведен в Волжскую флотилию. Участвовал в Сталинградской битве. Сталинградская битва была самым кровопролитным сражением Второй мировой войны, в котором погибло более 2 миллиона человек- и немцев, и русских. Она длилась с 17 июня 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Немцы хотели перейти Волгу и захватить Сталинград, чтобы отрезать нашу армию от хлебных районов и нефти Кавказа. Для Гитлер принципиально было взять город с именем Сталина. Фашисты хотели сломить дух Красной Армии. Но этого им не дали Битва шла за каждый дом, каждый подвал. И закончилась нашей победой. Когда сражение закончилось, Сталинград был полностью разрушен.



Когда я думаю, какой ад прошел дядя Гена- битва за Одессу и Сталинград, постоянные атаки немецкой авиации, гибель трети экипажа, потом Сталинград, понимаю, что шансов уцелеть было мало. Но он прошел через это, а погиб на разминировании Волги. В "Волжской флотилии" дядя Гена был командиром отделения минеров тральщика «РТЩ-119». Он погиб через три месяца после Сталинградской битвы, подорвавшись со своим экипажем во время выполнения боевого задания на немецкой мине. Ему было только 22 года. Тральщик идёт по воде, как сетью рыбу, сгребая мины. Это работа, где каждую секунду ты рискуешь жизнью. Вот фото тральщика серии ТЩ:




Теперь его имя высечено на обелиске в селе Фёдоровка Енотаевского района Астраханской области. Вот этот обелиск на фотографии.





В документах Центрального Военного морского архива об этом сказано двумя сухими предложениями: « Катер-тральщик «РТЩ-119» 2 дивизиона катеров-тральщиков 1 бригады траления Волжской военной флотилии 12 мая 1943г. при тралении подорвался на мине и затонул в районе Екатериновки. Вместе с тральщиком погиб весь экипаж». В карточке учета потерь личного состава о месте захоронения сказано лаконично: река Волга.




А вот как о подвиге деда Гены и его боевых друзей написано в книге Г.В.Шалагиновой "Подвиги их бессмертны":

"На фарватере Волги, у села Федоровка Астраханской области проход для судов в обоих направлениях был закрыт, и скопилось их порядочно. Действовать надо было быстро и решительно. Даже секретов сброшенного немцами смертоносного груза изучать было некогда. В любую минуту могли появиться фашистские самолёты. Экипаж понимал, на что шел. Ведь на этой мине могло подорваться судно, баржа с тысячами детей, матерей, эвакуирующихся от ужасов войны в тыл, или с воинами, спешившими на фронт. Ценою жизни своей, проложившим безопасный путь судам, был экипаж в 8 человек.

Только через 40 лет после окончания войны стало известно об экипаже «РТЩ-119», долго лежавшем на дне Волги. Сейчас он встанет обелиском, и будет напоминать молодому поколению о героических подвигах солдат Родины, павших на поле боя во имя жизни других».

Сталинград, день Победы, Михаил Матвеев, русские, Севастополь

Previous post Next post
Up