Про "памятник женщине" в Самаре

Feb 04, 2015 20:02

Прочел сегодня новость о заседании клуба "Культурная Самара". Вот она: "В среду, 4 февраля, состоялось заседание комитета «Культурная Самара». Председатель думы - глава Самары Александр Фетисов предложил установить памятник женщине.

«Впервые я задумался над тем, что было бы хорошо поставить в Самаре такой памятник, когда читал Солженицына. Он очень живо описал фигуру женщины. Я представил ее, стоящей на склоне у площади Славы, и она как бы высматривает там, внизу, где-то на Волжском проспекте, где раньше располагалась пересыльная тюрьма, своего брата, отца или мужа. Но позже эта идея трансформировалась и расширилась. Я думаю, что нужно посвятить этот памятник женщинам-труженицам 40-х годов прошлого века, которые работали в тылу, ждали своих мужей с войны, растили детей», - рассказал Александр Фетисов.

Потом в тексте идут другие переливы, чтобы памятник был "женщине-фронтовичке" или "в партизанских отрядах", что надо в памятнике "отразить там все-все женские профессии и специальности, по которым работали женщины тех лет" и в итоге по тексту вышло, что некий абстрактный памятник женщине. Выскажу свое субъективное мнение: конечно, ставить памятник фронтовичке или фрезеровщице куда понятнее, чем  какой-то там жене-дочери "врага народа" (что, впрочем одно другого не исключало) , однако идея Солженицына мне кажется лучше, тем более, что одинокая фигура женщины, смотрящей вдаль может каждым трактоваться как угодно. Хоть как фрезеровщицы, хоть как партизанки. Хоть как жены зк.Вот как описывает в "Архипелаге ГУЛАГ" этот памятник Солженицын:

"Одна такая женщина дала, по-моему, сюжет для памятника всем женам - и указала даже место.

Это было на Куйбышевской пересылке, в 1950 году. Пересылка располагалась в низине (из которой, однако, видны Жигулевские ворота Волги), а сразу над ней, обмыкая ее с востока, шел высокий долгий травяной холм. Он был за зоной и выше зоны, а как к нему подходить извне - нам не было видно снизу. На нем редко кто и появлялся, иногда козы паслись, бегали дети. И вот как-то летним и пасмурным днем на круче появилась городская женщина. Приставив руку козырьком и чуть поводя, она стала рассматривать нашу зону сверху. На разных дворах у нас гуляло в это время три многолюдные камеры - и среди этих густых трех сотен обезличенных муравьев она хотела в пропасти увидеть своего! Надеялась ли она, что подскажет сердце? Ей, наверно, не дали свидания - и она взобралась на эту кручу. Ее со дворов все заметили и все на нее смотрели. У нас, в котловине, не было ветра, а там наверху был изрядный. Он откидывал, трепал ее длинное платье, жакет и волосы, выявляя всю ту любовь и тревогу, которые были в ней.

Я думаю, что статуя такой женщины, именно там, на холме над пересылкой, и лицом к Жигулевским воротам, как она и стояла, могла бы хоть немного что-то объяснить нашим внукам. Ведь когда-нибудь же и в памятниках отобразится такая потайная, такая почти уже затерянная история нашего Архипелага!

Долго ее почему-то не прогоняли - наверно, лень была охране подниматься. Потом полез солдат, стал кричать, руками махать - и согнал"

Я вставил эту цитату в мемориальную табличку на сохранившемся фрагменте стены разрушенной при попустительстве мадам Рыбаковой вахты Куйбышевской пересыльной тюрьмы, где сидел Солженицын, которую мы с членами общества "Мемориал" и тогда еще живым "сидельцем" этой тюрьмы В.Д.Садовским , не дождавшись поддержки властей, самовольно установили на памятном месте в день рождения Солженицына в 2009 г. ("Мемориал" о ней хлопотал до этого безрезультатно 19 лет.). Вот она:



Сейчас эта табличка "украшает" занявшую место вахты пересылки штраф-стоянку эвакуаторов, просвещая стоящих в очереди бедолаг-водителей. В 2009 году в Самару приезжала Н.Д.Солженицына и я водил ее на место разрушенной вахты, где она подобрала на память пару осколков кирпичей, а также поднялись на площадь Славы и в сквер крайнего дома по Студенческому переулку- места, на которых предполагаемо и видел снизу, из тюремного двора А.И.Солженицын запавшему ему в память женщину, и где мог бы был установлен этот памятник. Вот на фото мы рассматриваем это место:



А вот небольшое видео, снабженное мной тогда надписью: "19 ноября 2009 г. На месте будущего памятника женщинам узников ГУЛАга в Самаре. Холм Куйбышевской пересылки":

image Click to view



По словам Н.Д.Солженицыной тогда, содействие в установке такого памятника, при поддержке со стороны городских властей, мог бы оказать Русский фонд Александра Солженицына, он же подобрал бы скульптора "с мировым именем". Через год, в декабре 10 года, я встречался с Азаровым, где среди прочего предложил ему рассмотреть идею установки памятника женщине, организовав контакты с Н.Д.Солженицыной, а также просил изучить возможность переименования Студенческого переулка, где в Доме политпросвещения была у А.И.Солженицына встреча с жителями Самары, и который спускается к пересылке, в переулок А.И.Солженицына. Оба предложения Азаров выслушал вяло, и на этом все затихло. Если у нового главы города получится реализовать эту идею с памятником- масштабно и значимо, с подключением Фонда Солженицына, приездом на открытие памятника Натальи Дмитриевны и других лиц, а не обычным мелкотравчатьем скульптора Мельникова, начавшего тачать городские скульптуры-домики как пирожки, это будет для Самары значимо,и хорошо, и правильно со всех сторон.

А так- лучше вон вагоновожатой к 100-летию самарского трамвая памятник поставьте, будет вам и Мельникову очередной заказ, и фронтовичка и фрезеровщица в одном лице.

Бог в помощь, Александр Борисович, ну и Александр Евсеевич тоже.

вторичная неграмотность, Куйбышевская пересыльная тюрьма, история Самары, Солженицын, Фетисов, культура, памятник, Самара-городок

Previous post Next post
Up