Местное самоуправление в Самарской области: оставить выборность, или свернуть? (Опрос)

May 26, 2014 23:59

Оригинал взят у blog_matveev в Местное самоуправление в Самарской области: оставить выборность, или свернуть? (Опрос)

Сегодня в Иваново губернатор Николай Меркушкин внимательно слушал президента Путина (на фото) на тему предстоящей реформы местного самоуправления и комментировал пользу реформы в "Вестях".

Я неоднократно уже на тему этой реформы как специалист высказывался. Поэтому, сейчас, когда Губернской Думе (а реально губернатору) в ближайшие полгода предстоит ответить в местном законе на вопрос, в какой конфигурации реформа состоится в Самарской области, хотел бы выяснить мнение читателей по ряду положений реформы, где закон допускает вариантность. Для знакомства с сутью реформы, ниже публикую записку, полученную на днях в депутатской рассылке. Если в двух словах, то суть реформы в резком усилении власти губернаторов за счет сворачивания и подчинения им местного самоуправления с отменой прямых выборов населением мэров и депутатов гордум и понимания МСУ как назначенных губернатором сити-менеджеров и выбранных районных дум (по сути- районных "Общественных советов") и когда гордума формируется не на прямых выборах, а этими районными депутатами из своего состава. Но возможны варианты, когда частично выборность останется. Если общественное мнение будет на ней настаивать. Скажем, в 2005 году, когда в Самаре депутаты хотели отменить прямые выборы мэра и заменить их выбором из числа депутатов, общественное мнение было резко против, пошли акции протеста, и пришлось выборы вернуть. Сейчас в окружении губернатора оперируют опросами, где якобы все за отмену выборов мэров и переход к назначениям. Понятно, что интернет-опрос весьма специфичен, но это тоже мнение.

Опрос идет параллельно в самарском, тольяттинском и сызранском интернет-сообществах.

Poll Как поступать с мэрами?
Poll Как формировать городскую Думу?Poll Следует ли создавать районные Думы в городе?

Пояснительная записка к законопроекту по муниципальной реформе (писал не я, из депутатской рассылки)

Законопроект № 469827-6 стоял в повестке ГД на 20 мая под номером 6. Докладчик - председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, руководитель ЦИК Единой России В.Б.Кидяев.

Принято 5 поправок, отклонено 186.

В редакции ко второму и третьему чтению законопроектом предлагается внести следующие изменения:

1. Вводятся 2 новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район, которые могут образовываться в соответствии с законами субъектов РФ.

Тем самым, сохраняется схема введения "районирования" точечно - там и тогда, где и когда появляется необходимость введения "прямого губернаторского правления". Решение о введении этой мэры, которая явно является антикризисной (реакция на крайнюю оппозиционность выборного мэра или его полную неэффективность в работе с городским хозяйством и бюджетом).

Возможность введения "районирования" сохранилась повсеместно (как и было в первоначальном варианте): независимо от нынешнего деления на районы (потому новые "муниципальные внутригородские районы" не будут иметь ничего общего с нынешними, образованными по другому принципу).

Бюджеты и имущество новых городских районов, кстати, тоже будет определять субъект. Чтобы реформа была не чисто административной, но и учитывала бюджетные отношения, чтобы об этом тоже думали Губернаторы, перекраивая политическую карту региона.

2. В течение 6 месяцев со дня принятия закона субъекта РФ о районировании проходят выборы в районные советы. Если выборы мэра или городской думы должны были пройти в 2014 (Южно-Сахалинск, Чита, Благовещенск, Анадырь, Улан-Уде, Элиста, Йошкар-Ола, Владикавказ, Хабаровск, Брянск, Вологда, Иркутск, Курган, Мурманск, Пенза, Челябинск, Бироджан, Нарьян-Мар, Салехард), то выбор Губернатору нужно сделать до середины июня, чтобы выборы новых районов успеть назначить на 14 сентября. Или чтобы планово были назначены выборы гордумы / мэра по старой схеме.

3. Предлагается установить два способа формирования представительного органа городского округа с внутригородским делением:

- из состава представительных органов внутригородских районов (при этом законом субъекта РФ и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов);

- избрание на муниципальных выборах.

Тем самым, введение районирования в крупном городе может привести к устранению выборного мэра без разгона городской думы.

4. Предлагается установить два способа формирования представительного органа муниципального района:

- из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, и глав этих поселений (при этом законом субъекта РФ и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения);

- избрание на муниципальных выборах.

Изначально вариант избрания на выборах для советов муниципальных районов отменили (оставили только первый вариант - делегирование), но без немедленного прекращения их полномочий, как с введением "районирования" в городах. То есть ныне действующие советы муниципальных районов переходили на делегирование только после истечения их полномочий по сроку. Теперь губернатор может оставить им выборы вместо делегирования.

5. Предлагается установить, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования:

- избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

- в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

- в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

- не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.

6. Наделение полномочиями главы местной администрации:

В случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов контракт с главой местной администрации заключается на срок, который предусмотрен уставом муниципального района, городского округа с внутригородским делением (но не менее чем 2 года и не более чем 5 лет). При этом предлагается увеличить с 1/3 до 1/2 число представителей региона в конкурсной комиссии, а также установить, что они назначаются губернатором, а не законодательным собранием по представлению губернатора, как это предусмотрено сейчас.

7. Уменьшение количества вопросов местного значения для сельских поселений:

Из 39-ти вопросов местного значения, предусмотренных сейчас для поселений, сельские поселения будут заниматься только 13-ю вопросами, а остальные вопросы будут решаться муниципальными районами. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы местного значения.

8. Условия перераспределения полномочий между органами МСУ и органами гос. власти субъекта РФ:

Устанавливается, что законами субъекта РФ может осуществляться перераспределение полномочий между органами МСУ и органами гос. власти субъекта РФ. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ. Такие законы субъекта РФ вступают в силу с начала очередного финансового года.

ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предусматривается 6-месячный срок для принятия субъектами РФ соответствующих законов о порядке формирования МСУ. То есть период, в течение которого губернатор должен выбрать, избираются у него мэры или назначаются, ограничен полугодом. К осени пройдет полная зачистка и каждый регион сделает свой выбор.

Меркушкин, Михаил Матвеев, эффективные менеджеры, законопроект, опрос, за что аборигены съели Кука, выборы, местное самоуправление, Самарская Губернская Дума, Самара-городок

Previous post Next post
Up