Моё интервью "Новостям рынка недвижимости"

Apr 25, 2013 09:49


Михаил Матвеев: «Ответственность за проблему обманутых дольщиков лежит на власти, не контролировавшей строительный бизнес»
Депутат Самарской Губернской Думы Михаил Матвеев зарекомендовал себя как человек, который не боится высказывать свою особенную точку зрения и называть вещи своими именами. В эксклюзивном интервью нашему изданию Михаил Николаевич поделился своими взглядами на перспективы развития Самары в общем и строительную отрасль в частности

- Михаил Николаевич, в первую очередь, ответьте, пожалуйста, на вопрос - вы не устали быть оппозиционером? Для этого ведь тоже нужны какие-то источники, какое-то вдохновение?
- На самом деле, я себя оппозиционером не считаю. Есть позиция власти, а оппозиция - это люди с альтернативной точкой зрения на какие-то вопросы. Если мы посмотрим на нашу власть за хотя бы последние пятнадцать лет, мы увидим, что она постоянно меняет свои ориентиры и мнения. Не быть к ней в оппозиции нормальный человек не может физически - не с точки зрения физиологии, а с точки зрения физики. Это нужно колебаться вместе с «генеральным курсом партии». Нужно иметь чрезвычайно гибкий позвоночник, очень быстро забывать то, что ты говорил вчера, и постоянно подстраиваться. Если у тебя есть хоть какая-то позиция, и ты её держишься, то ты объективно в какие-то промежутки будешь сходиться во мнении с властью, а в какие-то - расходиться.Но при этом ты всё-таки будешь оставаться самим собой. Поэтому, наверное, вечным оппозиционером быть нельзя, если ты, конечно, не какой-то тайный агент, который на постоянной основе «раскачивает лодку» (смеется). Что касается меня лично, то нет какого-то деятеля власти, к которому я был бы постоянно оппозиционен, не признавал все его взгляды и решения.

- Как Вы оцениваете деловой климат Самарского региона?
- За последние лет десять в Самаре сложилась системная проблема, на которую, на мой взгляд, повлияло два крупных обстоятельства.

Первое - это традиции и технологии работы власти и бизнеса, которые сложились, видимо, со времен Георгия Лиманского. Сложилась система, на которую сильно повлияли девяностые годы - бандиты относились к бизнесменам, как к, образно говоря, «дойным коровам». Сложившийся на тот момент в городе чиновничий аппарат состоял из суровых людей с подобной психологией. И отношения между властью и бизнесом мало отличались от уличных отношений. На каком-то этапе, в отсутствие какой-то внятной политики у государства, это положение дел всех устраивало. То есть, возникла коррупционная схема, развращающая обе стороны - и власть, и бизнес. Если говорить конкретно о строительной отрасли, в эти годы произошла кардинальная смена имиджа строителя.

В советские годы это были люди, которых рисовали в букварях на фоне новостроек и кранов, это был воспетый советскими фильмами образ новосёлов и светлого человека в каске, дающего людям жилье и новую радостную жизнь. А в девяностые годы строители стали видеться какими-то бандитами, которые врываются с чопом во двор ставить забор, выворачивая руки бабушкам, сносят газон, детскую площадку, поджигают дома вместе с людьми, потом начинают продавать «воздух» дольщикам, кидают и их, короче, продавливают свои квадратные метры через конфликты и криминал. И процесс застройки города принял похожий характер - когда бандит-строитель присматривает себе участок получше, хоть где, наплевав на интересы города, лишь бы на там хорошо продавались дорогие квартиры. Потом он идет к чиновнику, тыкает пальцем в карту. Тому тоже наплевать, он ему называет цену. Они договариваются, проект реализуется. По этой схеме выдавались сотни, если не тысячи разрешений, которые до сих пор являются проблемой для власти.

Эта развращающая власть и бизнес система и стала медленно убивать весь деловой и инвестиционный климат. Потому что поначалу это казалось удобным. Существует масса каналов, по которым можно выйти на нужных людей и решить любой вопрос. Для бизнеса это казалось нормальным. То, что на начальном этапе работало, как система коррупции во благо развития бизнеса, позже стало его тормозить - стало выясняться, что без взяток и связей уже нельзя ничего сделать вообще.

Второе - это совершенно непродуманная система в отношении кадастровой стоимости земли. В 2006 году были внесены изменения, приведшие к удорожанию земли в десятки раз. Знаю одно казенное военное предприятие в Чапаевске которое просто разорилось, потому что стоимость их участка выросла в 120 раз, они и за год не могли заработать на налоги подобную сумму! Это коснулось и строительного бизнеса. И в итоге примерно в 2007 году строительство в Самаре, где распоряжение землей перешло к области, попросту остановилось, в результате того, что по договорам аренды земельных участков под строительство минстрой стал требовать плату в 27 раз больше прежней. В такой ситуации строительные компании избрали путь наименьших потерь - они просто перестали платить. Что-либо строить в Самаре или даже просто работать на такой дорогой земле стало невыгодно. Многие производства ушли в Пензу, Ульяновск, как раз таки из-за вышеупомянутых проблем. На данный момент ситуация была разблокирована только благодаря тому, что после смены власти в регионе, минстрой и представители строительного бизнеса завязали диалог и стали договариваться о стоимости арены земли. Но полностью проблемы не изжиты, так как сложились уже в систему.

- Сейчас на строительном рынке Самары складывается весьма сложная ситуация. Появляется все меньше новых проектов, а строительные компании массово заходят на площадки обманутых дольщиков для достройки проблемных домов. Первичный рынок, как следствие, находится в застое. На ваш взгляд, где кроются корни самой проблемы обманутых дольщиков в Самарской области?
- Проблема с дольщиками в Самарской области сложилась во многом «благодаря» бездействию власти. Я хорошо помню митинги дольщиков первой волны и первые совещания власти по этим поводам. Мои родственники не избежали этой участи, попав в список обманутых дольщиков фирмы «Содействие», поэтому мне приходилось участвовать в ряде этих «сходок». Это был 2005-2006 год. Позиция губернатора Титова на тот момент была такая - «это спор хозяйствующих субъектов», власть не причём, «идите лесом». Упор был на то, что люди сами, без принуждения покупали квартиры, взвешивали риски, а после приходили с жалобами на собственные решения к государству. На тот момент по области насчитывалось около 10 тысяч дольщиков.

Впоследствии эта цифра возросла в несколько раз. Уже в тот момент, когда власть поняла, что это - проблема, её можно было бы купировать, не создавать прецедента новых пирамид на строительном рынке, взять новые предложения и стройки под контроль. На мой взгляд, оптимальным решением тогда было бы не браться за достройку объектов, а выплачивать определенные «отступные» дольщикам - для бюджета и самих соинвесторов это была бы выгодная ситуация. Однако этот ком только разрастался. Именно в этом вина власти- и исполнительной, и правоохранительной: в том, что уже после появления такой проблемы как «обманутые дольщики» она продолжала вновь разрешать создавать строительные пирамиды. И сейчас, когда в Самаре проблема обманутых дольщиков достигла поистине исполинских размеров, в конечном счете, ответственность лежит на власти, не контролировавшей строительный бизнес и компании. Да и уровень наших предпринимателей и их принципов оставляет желать лучшего. Как итог - очень серьезно подорвано доверие к строительной отрасли. И единственный выход для покупателей - приобретать готовое жилье или на этапе сдачи объекта, когда цена уже существенно выше, чем на этапе котлована.

- В преддверии лета один из самых актуальных вопросов звучит так - как нам обустроить Самару? Старания властей заметны, однако подавляющее большинство населения продолжает выражать недовольство по любому поводу. Что бы подняло дух самарского народа и подвигло его на какие-то действия, а не только на написание дерзких комментариев в адрес городских властей в Интернете?
- Как историк, я бы ответил - национализация земельных участков (смеется). Или их обратный выкуп по разумной цене. Если посмотреть на карту кадастрового учета, то выяснится, что при огромных пустырях, неухоженных районах, всё скуплено и нигде нельзя ничего построить. Это гигантская проблема на пути развития города. Я бы сравнил город с квартирой. Есть у человека двухкомнатная квартира с кухней в пять «квадратов», и там проживает пять человек. И даже будь хозяйка этой квартиры умницей, которая держит жилье в чистоте и порядке, пришедшие к ним люди все равно увидят сквозящую из всех щелей бедность и неуютность.

Так и город! Самара, видимо, уже никогда не сможет себе позволить широкий проспект полос с бульваром посредине. Новый сквер или парк - ведь за последние лет тридцать ничего нового не появилось. Посмотрите на то, как развивается Самара - мы занимаемся сплошным уплотнением. Само по себе оно создает на будущее ощущение бедности. Взять, хотя бы «Европейский Квартал» - там живут состоятельные люди, однако их окна смотрят прямо в соседские, нет двора. Это та же кухня в пять квадратов. Внутри элитные квартиры, а снаружи- квартал голодранцев, где ни машину не поставить, ни с ребенком погулять. Если продолжать в том же духе, сама по себе градостроительная политика будет обречена. Мы как будто живем в Японии, на насыпных островах, где невозможно развернуться. В Самаре нет ни одной нормальной улицы. Московское шоссе никогда не станет восьмиполосной трассой. Мы можем его еще немного расширить, однако дальше уже начинаются варианты эстакад - улиц, идущих на уровне второго-третьего этажа рядом стоящих жилых домов.

На мой взгляд, перспектива развития Самары уже серьезно загублена - с точки зрения установления огромного количества спекулятивных прав собственности на земельные участки в период правление трех предыдущих мэров. Для того, чтобы сейчас что угодно для города построить, нужно идти к собственникам, переплачивать за землю. Политика в области застройки могла бы быть сформирована таким образом, чтобы двигать усилия строительных компаний в снос ветхого и аварийного жилья, а не строить окно в окно или островками современных многоэтажек в окружении сараев.

Конечно же, нельзя всю Самару сделать красивой по мановению волшебной палочки, но можно хотя бы побороться, для начала, за центр города, попросту вычистить его. В нашем городе колоссальная проблема - это даже не мусор, а простая грязь с обочин дорог. Иначе, как подъемом уровня бордюрного камня и ликвидацией где-то газонов, она не решается. Ни один руководитель пока не сделал этого непопулярного шага, даже ремонт Волжского шоссе сделали без новых парковок, не срезали газон: в итоге по нему не проехать летом- всё забито стоящими в один ряд машинами. Посмотрите где стоят машины во дворах: на так называемых газонах, на самом деле- в грязной земле обочин. Где-то нужно убирать землю под плитку, где-то под асфальт, конечно же, оставляя деревья, но делая между ними парковки, чтобы колесами не таскать эти тонны грязи с обочин. Некуда девать машины- это нужно когда-то понять. Что же касается чистоты в городе, то человеку гораздо труднее психологически бросить окурок на чистый асфальт. Город надо вылизывать, а не просто махать метлой. Так нужно квартал за кварталом отвоевывать город у грязи, мусора и разбитых бордюров.

- Еще один актуальный вопрос - это ситуация, складывающаяся вокруг самарского водоканала. Ведь состояние коммуникаций и водных сетей - одна из составляющих деталей в жизни любого города…
- После всех провалов на самарских дорогах губернатор Николай Меркушкин озвучил, что на их ремонт будет выделено порядка 500 миллионов рублей. Я бы сказал, что, прежде чем латать сами дороги, нужно разобраться с теми коммуникациями, что находятся под дорогами, с их собственностью и перспективами. Когда Водоканал сдавали в долгосрочную аренду, что в Самаре, что в Тольятти, потом выяснилось, то фактически эти договора не предусматривают каких-то внятных, понятных инвестиций. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что все инвестиционные программы в качестве источника финансирования подразумевают повышение тарифов. Так зачем тогда нужно было отдавать в частные руки коммунальные системы, если все равно эти проблемы будет решать государство? А частник будет только собирать деньги - огромные суммы помимо официальных средств. Ситуация быстро бы была решена, если бы случилась глобальная коммунальная авария, особенно в зимний период. Почему-то у нас в государстве всегда так - гром не грянет, мужик не перекрестится.

Анастасия Малышева "Новости рынка недвижимости" №14 (792), 22 апреля 2013 г.

обманутые дольщики, бизнес, Михаил Матвеев, политика, точечная застройка, интервью, я сказал, депутаты, Титов, Самара-городок

Previous post Next post
Up