Законопроект о прекращении приобретённого российского гражданства за уклонение от воинской обязанности внесён депутатом Михаилом Матвеевым в Государственную думу сегодня.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/430354-8 Лица, принимаемые в российское гражданство, дают присягу, в которой обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации. Сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, согласно действующим нормам Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», является основанием для прекращения российского гражданства.
В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации нести военную службу. Порядок несения службы определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ).
При этом согласно статье 8 Закона № 53-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны состоять на воинском учете.
В течение всего календарного года первоначальной постановке на учет подлежат те, кто был обязан явиться в указанные сроки, но не сделал этого, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации (п. 2 ст. 9 Закона № 53-ФЗ; п. 34 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719).
Лицам, которые приобрели гражданство Российской Федерации, нужно явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет в течение двух недель или подать заявление через Единый портал госуслуг или при наличии технической возможности региональный портал госуслуг в недельный срок со дня наступления соответствующего события (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 10 Закона № 53-ФЗ).
Вместе с тем на практике уроженцы иностранных государств, получившие гражданство Российской Федерации, зачастую уклоняются от постановки на воинский учет, игнорируя тот факт, что гражданство Российской Федерации даёт не только права, но и соответствующие обязанности.
Возникает ситуация, когда иностранные граждане приобретают гражданство Российской Федерации, не имея намерения нести обязанности, установленные законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, в том числе воинскую обязанность, но при этом получая права в виде социальных гарантий, доступа к системе образования и здравоохранения и т.д.
Особую актуальность необходимость исполнения всеми гражданами, включая теми, кто был принят в гражданство Российской Федерации, воинской обязанности приобретает в период проведения специальной военной операции.
Согласно опубликованной на сайте МВД России статистике показателей миграционной ситуации за 2022 год российское гражданство получили более 691 тысячи иностранных граждан, большую часть из которых составляют жители Таджикистана (173 634 чел.), граждане Армении (45 тыс.), Казахстана (42 тыс.), Киргизии (23,4 тыс.), Узбекистана (27 тыс.), Азербайджана (23,6 тыс.) и Туркменистана (3,4 тыс.).
За январь - март 2023 года российское гражданство в первом квартале 2023 года получили более 106 тысяч иностранных граждан, большую часть из которых составляют жители Таджикистана (44,8 тысяч граждан). За указанный период года российское гражданство также получили граждане Армении (8,9 тыс.), Казахстана (6,9 тыс.), Киргизии (5,4 тыс.), Узбекистана (4,6 тыс.), Азербайджана (3,7 тыс.) и Туркменистана (912 чел.).
С учетом изложенного законопроектом предлагается мера в виде прекращения гражданства Российской Федерации в случае, если лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации, не встали на воинский учет в определенное законодательством Российской Федерации время, а также при уклонении от исполнения воинской обязанности, в том числе мобилизации.