Михаил Матвеев обратился к губернатору Дмитрию Азарову по ситуации вокруг Университета Наяновой

Nov 29, 2018 17:48

На днях на сайте Университета Наяновой (Самарской областной академии (Наяновой)) появилось объявление под заголовком "СГОАН разъясняет". Вот его текст- "В 2015 году была принятая федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Она предусматривает сокращение числа вузов на 40%, а их филиалов - на 80 %. В связи с этим, многие вузы, в том числе и в Самарской области, прошли процедуру «укрупнения» (путём реорганизации, на основании приказа Рособрнадзора РФ о лишении вуза аккредитации). Сегодня эта процедура коснулась и СГОАН. Основная задача присоединяемого вуза - обеспечить перевод студентов для продолжения освоения ими образовательных программ, но уже на базе основного вуза (в данном случае акцент ставится на Самарский государственный технический университет). Студенты, обучающиеся по направлениям, не представленным в образовательной палитре СамГТУ, продолжат обучение в Самарском национальном университете им. Королёва. В настоящее время концепция нового формата СГОАН обсуждается, проводятся переговоры и решаются вопросы финансирования. Факультет основного образования ведет работу в обычном режиме и набирает 1 классы на 2019-2020 учебный год".

За обтекаемой формулировкой скрывается факт того, что один из самых интересных самарских вузов, первый в России авторский вуз, по-сути закрывают, передавая Политеху. По сути- это та же история, которую в свое время провернул Меркушкин со строительным институтом и госуниверситетом. Не зря в тексте на сайте Наяновой- отсылка к любимой меркушкинской ппрограмме, по которой четыре вуза уже "укрупнили". С той разницей, что Строительный вошел в Политех в качестве структурного подразделения, а Госуниверситет обманули, и несмотря на приказ Минобра, где также говорилось о структурном подразделении, просто размыли по Аэрокосу без какой-либо самостоятельности. По какой схеме будут поступать с Университетом Наяновой пока неизвестно.

Проблемы у Наяновой начались не сегодня. "Большим" федеральным вузам, с большой советской историей и возглавляемым солидными мужчинами никогда не нравился маленький, но считающий себя элитарным, молодой самарский вуз, тем более с выпяченной в названии фамилией женщины-ректора. Многие не вникают, что фамилия Наяновой оказалась в названии не потому, что так Наянова захотела, а потому, что так при запуске
образовательного эксперимента решили в союзном ещё министерстве в 1988 году  московские чиновники. Может, на волне перестройки, когда новаторство поощрялось, им так показалось модным и под западный манер, а, может быть, для повышения ответственности за результат- методика непрерывного образования, предложенная Наяновой, была авторской. И результат был. В 90-е годы  Университет Наяновой был едва ли не самым престижным средним учебным заведением, где стремились учиться дети самарской элиты, начиная с Сысуева, помощь властей и богатых спонсоров во- многом помогала Наяновой выживать, и не брать денег с учащихся. У меня в 90-00-е училась там старшая дочь и я подтверждаю, что никогда никаких поборов там не было. Упор Наяновой был на работу с одаренными детьми: маленькие классы по 10-12 учеников, хорошие вузовские преподаватели, три языка с первого класса, стажировки студентов и преподавателей в европейских университетах.

Небольшая цитата с сайта вуза : Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Самарской области «Самарская государственная областная академия (Наяновой)» (СГОАН) создано администрацией Самарской области в 1988 году. Академия - ровесник Перестройки - это экспериментальная площадка, это первое в России образовательное учреждение непрерывного образования комплексного типа; его экспериментальные материалы легли в основу Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Национальная доктрина образования в РФ). СГОАН - вуз-лаборатория, единственное в России авторское высшее образовательное учреждение. СГОАН - бюджетное образовательное учреждение, которое осуществляет подготовку по программам всех ступеней образования (от дошкольной до послевузовской включительно)  СГОАН сотрудничает с многочисленными международными организациями и институтами. Значительная часть выпускников получает второй диплом университета-партнера за рубежом: в США, Франции, Италии, Ирландии и Великобритании, некоторые защищают кандидатские диссертации в России и Ph.D за рубежом.

По-настоящему за Наянову "взялись" при Меркушкине, известном своей ненавистью ко всему творческому и самарскому, и проводником идеи закрытия вуза был Овчинников. Бывший военный, отслуживший министром образования, вице-губернатор
Овчинников понимал тонкости образования очень своеобразно, больше как электоральный ресурс. Но зато четко улавливал идеи начальства. Вузы все пообъединять, лишних людей уволить, а высвободившиеся здания и помещения приватизировать в рамках частно-государственного "партнерства". А помещения у Наяновой завидные- два старинных особняка на пл.Куйбышева и в трех метрах от Белого дома на Молодогвардейской, плюс еще несколько помещений по-меньше рядом,на Ярмарочной. Стоит ли существовать вузу с 300 студентами (и 700 школьниками), если в Китае университеты по 50 тысяч студентов?! Какая нахрен ещё авторская методика, что вы нам зубы заговариваете? Сколько-сколько мы на этих дармоедов тратим в год? А нафига они нужны, когда у нас и так вузы девать некуда? А в Мордовии разве есть такое? С такой примерно логикой при рукоплескании
конкурентов (а когда бюджетный пирог сократился все ректоры начали друг друга подсиживать) Овчинников и Ко начали гнобить вуз, сокращая финансирование и отказывая в бюджетных местах.

Помню ситуацию, которой я занимался примерно в 2012 году: тогдашний министр культуры Рыбакова не дала университету Наяновой набрать студентов на театральное отделение. При том, что набор осущесвлялся раз в пять лет, все 100% её выпускников трудоустраивались, лекции читал лично Гвоздков, а выпускники кулька и тольяттиского вуза (название не помню), где места Минкультом открывались, в лучшем случае шли после окончания в ведущие свадеб. Я помню в какую стену я тогда уперся, говоря чиновникам очевидные любому образованному человеку вещи. Денег не дали. Не ремонтировали учредители- Правительство области до мундиаля и здания учебеного заведения, где штукатурка сыпалась на головы учащимся, стены покрывала плесень из-за текущей кровли, а плитку не меняли со времен Николая II (на фото справа). Не давали возможность увеличивать зарплату преподавателей. И на излете меркушкинского правления, наконец, "заказали" проверку Рособрнадзора, которую никто не остановил, несмотря на смену губернатора. А хотели ли остановить? За год своего нахождения в должности Дмитрий Азаров, к сожалению, не нашел времени встретится с Мариной Наяновой.

Претензии, легшие в основу отзыва аккредитации смехотворны, но это никого, похоже, не интересует. Например: в договорах на обучение адрес учащегося только в конце, а должен быть и в начале, и в конце. Стенд приемной комиссии стоит на входе не отдельной конструкцией, а информация размещена на стене и т.д. и т.п. Все, кто знает, как замордовали сегодня образование разного рода чинуши своими бюрократическими требованиями, поймёт. Отзыв аккредитации не лишил вуз лицензии. И юридически в рамках госзадания вуз мог бы продолжать обучать студентов, параллельно решая (если губернатор будет помогать) вопрос восстановления аккредитации. Без акккредитации вуз не может выдавать дипломы, поэтому перевод в другие вузы мог бы коснуться только выпускников. В вузе почти 300 преподавателей. Куда их? Всем сейчас выданы уведомления об увольнении по сокращению штатов. Понятно, не так остро стоит вопрос с совместителями. Я как профессор кафедры истории государства и права тоже подписал вчера такое уведомление. Но у меня 0,13 ставки, ниочем, я работал в вузе будучи депутатом на постоянной основе 10 лет не ради денег. А как быть тем двум сотням преподавателей, у которых это единственное место работы и источник существования? Абсолютно непонятная ситуация, кого возьмут в политех, что касается госа, куда перейдут студенты-юристы, там уже сказали, что своих преподавателей хватает, наяновские не нужны. Итог- несколько сотен выброшенных на улицу преподавателей, бунтарские настроения у студентов, негатив на власть у родителей. Можно не любить Наянову или завидовать ей, но у нее не отнимешь - авторитета в коллективе и среди учащихся, добытого огромным трудом. Все знают- она живёт университетом, а не отбывает номер, как многие из ректоров, и это действительно подвижник, человек, который двигает самарское образование вперед, делает его современным, интересным, творческим.

Сегодня много разговоров об одаренных детях. Президент строит для них центры у моря, власть на местах ищет что-бы такое создать, чтобы отчитаться перед президентом. А тут- готовая модель. Бери её, создавай на базе университета Наяновой Центр одаренных детей, раз уж "Гагарин-центр" уехал туда же, куда Сергиевская птицефабрика, и не ломай то, что ты не строил. Моя ALma Mater- госуниверситет, с ликвидацией которого я никогда не смирюсь, но закрытие Университета Наяновой, я считаю, тоже преступление перед образованием Самары. Это не какую-нибудь частную лавочку закрыть или отчередной филиал, где штампуют за деньги дипломы. Это действительно сильный традициями и образованием авторский вуз. Еще мог бы понять, если бы у него не было лидера, как это случилось у нас в госе, когда после Ярового ректоры были один другого мельче, и в итоге мы дошли до мышей вроде Андроничева. А Наянова, слава Богу, ещё жива и полна идей, если уж пытаться региону как-то выйти в лидеры, в том числе по работе с одаренными детьми- вот вам готовый советник по образованию. А кого сейчас слушает Дмитрий Азаров, если за год он не нашел в себе желания хотя бы выслушать ректора единственного собственного вуза? Я лично с губернатором разговаривал несколько раз по ситуации с вузами, и университет Наяновой упоминал. Не верю, что ему безразлично самарское образование, это все-таки губернатор самарский, а не тот идиот, о котором хорошо было сказано на нашем митинге-концерте в защиту госниверситета, послушайте на 6 минуте.

image Click to view



Но почему же так развивается ситуация с вузом? Что движет людьми, формирующими у губернатора мнение об университете Наяновой как ненужном области вузе? Личные обиды на Наянову? Желание заполучить здания в центре города? Недобросовестная конкуренция между другими вузами? Почему поглотить университет Наяновой должен именно родной Дмитрию Азарову политех, а не, допустим, пединститут или гос? Куда будут трудоустроены увольняемые сейчас преподаватели? Сохранится ли школа, среднее звено? С учетом того, что информация об университете Наяновой уже выскочила в публичную плоскость, сегодня направил Дмитрию Игоревичу официальный депутатский запрос. Буду поднимать вопрос в Думе, и надеюсь, что решение, ещё до студенческих волнений, будет найдено. Моё предложение: профинансировать госзадание вузу на 2019-20 год с возможностью обучения студентов в рамках своего юрлица, выпускников перераспределить по другим вузам. За этот год принять действенные меры для восстановления аккредитации. И только если за этот год совместная работа Правительства, Минобразования области, руководства вуза, депутатов всех уровней не даст результата в виде восстановления аккредитации, принимать какие-то дальнейшие логические решения. А сейчас успокоить студентов, родителей, уведомления о сокращении преподавателей отозвать, всех вернуть на работу и дружно взяться за подготовку университета Наяновой  к повторной аккредитации.




Наянова, Михаил Матвеев, депутатский запрос, Дмитрий Азаров, Минобразования, Самара-городок, самарский университет

Previous post Next post
Up