Мэрия Самары поставила ПАТу мат

Mar 29, 2018 22:56


В критическую фазу вступила ситуация вокруг муниципального предприятия Самары "Пассажирское автотранспртное предприятие" (ПАТ), осуществляющее 60% автобусных перевозок в Самаре. О возможности потери Самарой муниципального автобусного транспорта я писал ещё в декабре. Сегодня зам главы Самара Владимир Василенко, с представителями департамента транспорта, областной инспекцией по труду, областного профсоюза собрали коллектив ПАТ, где было заявлено о прекращении работы предприятия с 4 апреля.

Причина- гигантские долги МП, около 600 млн.руб., накопившиеся за последние 5 лет и невозможность далее ни платить зарплату 1,2 тысячному коллективу ПАТ, ни ремонтировать автобусы, из 240 которых сейчас в рейс выходят только 160, ни платить лизинговые платежи за купленные в 2014 году мэрией автобусы. По сути ПАТ является банкротом, счета предприятия арестованы и если бы не усилия Азарова по поиску инвестора, который возьмет на себя погашение долгов МП и сохранение бесперебойной работы автобусного транспорта, с 4 апреля в Самаре наступил бы пассажирский коллапс, когда половина автобусов не выйдет в рейс (но не факт ещё, что не наступит).

"Инвестором" называют ООО "Самара Авто Газ" (САГ), одно из крупнейших частных транспортных предприятий Самары, на данный момент имеющее на рейсах около 170 новых автобусов и занимающее около 25% рынка транспортных перевозок. В отличие от других "частников", ассоциирующихся с газелями с надписью "льгот нет!" , САГ уже четыре года возит льготников по социальным картам. По условиям соглашения с мэрией Самары (документ пока получить не удалось), САГ погасит долги ПАТа около 500 млн. руб, купит за свой счет под мундиаль еще 100 новых автобусов (уже купил) и трудоустроит у себя большую часть (800 чел из 1200) работников банкротящегося ПАТ. Здесь начинаются проблемы, потому, что САГ готов взять к себе водителей и кондукторов, но не весь раздутый административный персонал и "лишних" по мнению САГ людей. Разобраться, кто лишний, кто нет, мы не можем, но понятно, что помимо накопленных искусственно долгов (есть мнение, что ПАТ последние 5 лет "вели" к банкротству, не компенсируя убыточные перевозки) одной из причин кризисного состояния 85-летнего предприятия является крайне не эффективное руководство: например, 1 автобус САГ обслуживают 3 слесаря, а 1 автобус ПАТ 8 слесарей.В предприятии процветает воровство,которым работники компенсируют низкую заработную плату и т.д.

Противники САГ обвиняют его в том, что за последние пять лет предприятие через конкурс получило несколько очень рентабельных маршрутов, в то время как убыточные остались у ПАТ. При консолидации всех маршрутов у САГ , и рентабельных, и не рентабельных, предприятие обязано будет сохраниить всю маршрутную сеть, а общее количество автобусов, выходящих в рейс, увеличится примерно до 400 с имеющихся сейчас у ПАТ и САГ 320. Это будут вместительные новые МАЗы с двигателями "Мерседес", работающие на газовом оборудовании. Перевозка льготников и сохранение маршрутов- одно из главных условий соглашения с САГом, ставимых Белым домом. Таким образом аренда САГ имущества ПАТ (а именно по этой схеме реализуются отношения с "инвестором")  для потребителей- пассажиров Самары скорее всего не приведёт к негативным последствиям, людям все равно, кто их возит, ПАТ,или СНГ, более того, и качество, и количество автобусов на маршрутах только увеличится. Тарифы также будут определяться мэрией. А вот с коллективом ПАТ сейчас проблема, и судя по всему, мэрия  Самары решила цинично выбросить на улицу несколько сотен людей (по разным оценкам до 650), вознамерившись сэкономить на сокращениях штата банкротящегося муниципального предприятия. Что чревато не только социальным взрывом, но акциями протеста. Как поведут себя 500-600 человек, перед которыми  4 апреля мэрия намерена закрыть ворота предприятия, не пуская их на рабочие места, можно только гадать. Я думаю- вряд ли тихо разойдутся домой...


На сегодняшнем собрании в ПАТ Владимир Василенко сообщил, что САГ обязан трудоустроить всех, выплатив сокращаемым работникам ПАТ по 2 оклада. В действительности выплата сокращаемым работникам МП- обязанность мэрии, а не предприятия, на которое они переходят  (или не переходят) работать. Только выплата водителям и кондукторам по сокращению штата составляет 45 млн. руб, с остальным же персоналом- около 100 млн.руб. Решив сэкономить на этих деньгах, Лапушкина по сути подготовила на 4 апреля в Самаре социальный взрыв. Потому, что в нарушение КЗоТ сейчас работникам ПАТ предлагается написать заявление по собственному желанию + заявление на приём в САГ, ПАТ формально не прекращает существования, поэтому чиновники мэрии уходят от необходимлости сокращать штат предприятия и выплачивать им пособие в размере двух окладов. САГ же закономерно не хочет вешать на себя ещё 100 млн.руб. к тем 500 млн.руб, что уже взял. Итогом безответственной позиции мэрии Лапушкиной может стать что угодно: забастовка водителей, перекрытие улицы толпой работников ПАТ, собравшейся у закрытых ворот предприятия 4 апреля, штрафы трудовой инспекции. Пока сотрудники предприятия пишут Путину, Азарову, в ОНФ, прокуратуру, депутатам... Понимая, что жлобство мэрии Самары может сорвать САГу переход сотрудиков ПАТа, необходимых для выхода 5 апреля в рейс автобусов, САГ согласился взять на себя выплату 2 окладов тем, кто проработает в новом предприятии полгода. Вряд ли мэрия нашла бы другого такого инвестора, кто согласился бы выполнять за неё социальные обязательства.

image Click to view



Но вместо разговора с людьми и честного расклада по увольняемым и переходящим в САГ, участники сегодняшней встречи с Василенко говорят, что чиновники мэрии предупредили сотрудников ПАТ, что 5.04.2018 г., придя на Блюхера 28А (юр. адрес МП) они увидидят, что "там нет света, тепла" и т.д.,  а не желающимся увольняться " дадут мётлы в руки и будем 12 часов мести территорию, малейшее нарушение - увольнение по статье". Таким языком чиновники, в течение пяти лет убивавшие муниципальное предприятие, сегодня разговаривают с коллективом "Пассажиравтотранса". Конечно, штат ПАТа, как многих государственных предприятий, был раздут, и сегодня  помимо "рентабельных"  водителей и кондукторов, которым САГ обещает работу (и 250 чел уже перешли в "Самара Авто Газ"), другие работники ПАТа : авторемонтной базы, вспомогателных служб, ИТР, отдела эксплуатации транспорта, диспетчерской службы, врачей, отдела безопасности дорожного движения, охраны труда и КРС, всего 650 человек, оказались просто нка улице: никто не предупредил их как положено по закону за 3 месяца о массовом сокращении, а сейчас людей поставили перед фактом - нужны единицы, а остальные- увольняйтесь по собственному желанию, без выплат. Даже при том, что "Самара Авто Газ" по сути спасает предприятие от банкротства, за свой счёт решая вопрос сохранения муниципального, пусть и в аренде, транспорта в Самаре.

"После сегодняшнего собрания все в шоке, - пишут мне в своём обращении (более 150 подписей) сотрудники ПАТ. Понимаем, что ПАТ слили по чёрному. Администрация города не в силах выплатить долги ПАТу, за перевозки льготников, начиная с 2012 года. Это огромные долги, у города денег нет, а тут на счастье САГ берёт такие обязательства. Чиновники уходят от ответственности за содеянное. Мы понимаем, что всё уже решено по ПАТу ,и вернуть ничего нельзя, впереди выборы губернатора, сентябрь не за горами. Посмотрим как озлобленный народ пойдёт выбирать".

Ситуация вокруг ПАТ остаётся сложной, будем следить за её развитием, соответствующие обращения, в т.ч. Азарову написаны.



























Михаил Матвеев, Самара-городок, транспорт

Previous post Next post
Up