Откуда пошла и куда пришла тема установки памятника чехословацким легионерам в Самаре?

Apr 04, 2017 23:45

Оригинал взят у blog_matveev в Откуда пошла и куда пришла тема установки памятника белочехам в Самаре?
В ближайшие дни вновь вспыхнула тема установки памятника чехословацким легионерам в Самаре. Связано это с приездом в город делегации минобороны Чехии с целью ускорения решения зависшего вопроса. По некоторой информации якобы в эти дни может состоятся и попытка монт
ажа памятника. На общественное мнение идёт мощное давление, реализуемое по двум направлениям: 1) шантаж связанный с захоронениями советских воинов в Чехии, якобы, если в Самаре не дадут поставить памятник Чехословацким легионерам, это приведёт к акциям вандализма по отношению к могилам наших воинов. А поскольку де могил наших и памятников там куда больше, то и "сделка" по установке всего-то одного памятника у нас, как бы в обмен на цивилизованное отношение к нашим памятникам там, весьма выгодна и "разумна".

Сразу скажу: странно слушать такие рассуждения, ибо они основываются, так получается, на предположении в скрытых нацистких наклонностях современных чехов, ибо громить памятники погибшим в борьбе с фашизмом равносильно оправданию фашизма. А могилы там наши в основном советских воинов, освобождавших Чехословакию от фашистов. Мы не пришли в Чехию воевать с чехами, или влазить в их разборки друг с другом, мы шли через Чехию в логово зверя в Берлин, сметая на пути немецкие армии. Конечно, чехи без радости вспоминают 1968 год, и возможно у них есть другие основания не любить русских, но насколько я понимаю, европейское законодательство не позволяет громить могилы и пока фашизм там еще не реабилитирован. Поэтому я бы спросил того не очень умного чина из нашего Минобороны, на которого постоянно ссылаются в цитатах про то, что если не поставить памятник легионерам, пострадают могилы наших воинов: он вправду верит, что неустановка в 2017 году в Самаре памятника в память двух десятков Чехословацких легионеров, погибших здесь в 1918 году приведёт к сносу в Чехии памятников нашим воинам и  всплеску антироссийских настроений по этой причине, по сравнению с которыми Крым, наши ракеты в Калининграде и запрет на ввоз чешских яблок для чехов ничего не значат?

2) Второе направление, (в продолжение первого), по которому давят сейчас на общественное мнение взбунтовавшихся против памятника самарцев связано с тем, что якобы установка памятника чехословакам является выполнением Россией условий соглашения «О взаимном содержании захоро
нений». Но в нём речь идёт о реально существующих могилах- "чешских военных захоронениях", а также "вновь обнаруженных военных захоронений", при этом установка памятников (по сути речь идёт о надгробиях) производится "в местах нахождения останков или, если это окажется невозможным, в иных местах, достойных памяти погибших". Понятно, что на выбранном чешской стороной месте на улице Красноармейской никаких захоронений чехословацких легионеров нет, поэтому весь сыр-бор, на мой взгляд, вокруг того, насколько это место безальтернативно в качестве "достойного памяти погибшим", если исходить из того, что где-то на огромном Всехсвятском кладбище, ныне уничтоженном и засыпанном (не застроенная часть- только парк им.Н.Щорса) было в 18 году похоронено два десятка легионеров. Казалось бы- даже не очень догадливому человеку должно быть понятно, что памятник чехословацким легионерам на улице Красноармейской выглядит мягко говоря неожиданно, если не сказать неуместно. Возможно, чешская сторона, где давно уже прокатилась антикоммунистическая волна переименований, люстрации и отречения от периода ЧССР не в курсе, что в России до сих пор крупнейшей после правящей партией в государстве является коммунистическая, а конкретно в Самаре до сих пор период "белочехов" крайне непопуляпрен и ассоциируется со словами "террор", "интервенты" и "ростшелич!"?


Я сознательно не хочу здесь уходить в оценку роли Чехословацкого корпуса в Гражданской войне в России, проводя грань между "герои" и "убийцы". В Гражданской войне героев не бывает, здесь "брат идёт на брата", но вот роль иностранцев всегда незавидна, они воспринимаются, и по сути таковыми являются, как интервенты. В Самаре нашли свою смерть не только чехи. При взятии Самары чехословаками со стороны большевиков сражались венгры, латыши, румыны, немцы и даже отряд китайцев, поэтому винить одних "белых", что они прибегали к помощи иностранных штыков, я не буду, общеизвестен не только Чехословацкий корпус, но и "интернациональные бригады" РККА, в рядах которых было и немало выходцев из Чехословацкого корпуса, тот же Ярослав Гашек.

Естественно, как доктор исторических наук, чья кандидатская диссертация хоть и была посвящена земству, но касалась периода 1917-1918 г. в Поволжье, я прекрасно знаю всё, что связано с КОМУЧем, Гражданской войной в Поволжье и Чехословацким корпусом. И ролью председателя реввоенсовета и командующего Красной Армии Троцкого и наркома Чичерина в начале т.н. "восстания" чехословаков.  Желающих разобраться подробнее отсылаю к аудио своей лекции& "КОМУЧ - демократическое правительство на Волге летом 1918 г.", по этой же ссылке есть её стеногорамма, а также моя статья 20-летней давности "Территория КОМУч", хорошо известная специалистам. nbsp;
Отмечу только факт, что чехословаков в итоге не взлюбили и красные и белые, общеизвестен
факт, что за оскорбление и предательство чехами адмирала Колчака, генерал В.О.Каппель, а это был человек безупречной репутации, вызывал командующего корпусом генерала Яна Сырового на дуэль.

В итоге исход чехословаков из России был далек от тех веток сирени, которые бросали в Самаре к ногам полковника Чечека. Поэтому политическую и историческую сторону обоснования целесообразности установки памятника я бы отбросил: она отсутствует.

Следовательно сосредоточиться необходимо в этом вопросе только на теме памятника как надгробия над воинскими захоронениями. При таком раскладе, полагаю, либо вопрос нужно отложить до нахождения таковых, либо поставить памятник на территории кладбища- ближайшее к Всехсвятскому- на ул.Тухачевского и Лунной. Если же чешская сторона настаивает на том, чтобы памятник был в общественном месте города, не над захоронением, то следует его убрать с улицы Красноармейской, пусть даже к парку Щорса, обсудить место, макет, размеры с общественностью, и на нём не должно быть надписей, вроде той, что на памятнике легионерам в Челябинске (на фото справа): Здесь покоятся чехословацкие солдаты, храбрые борцы за свободу.... В братской земле отдали жизни за возрождение человечества. Обнажите головы перед могилой героев." Если памятник герою чехословацкого легионера Гашека солдату Швейку ничего, кроме желания потереть его за нос, у самарцев не вызывает, то, боюсь, памятник с такой надписью придётся круглосуточно охранять. Резюме такое для тех, кто торопит с памятником- приезжайте в Самару лет через сто, возможно к этому времени решение найдётся.

Для желающих поглубже вникнуть в суть вопроса две моих статьи на тему- 2014 и 2015 года.

Оригинал взят у blog_matveev в Откуда есть пошла тема установки памятника белочехам в Самаре. Генезис идеи и документы чиновников.

Есть такая тема, возбуждающая страсти в Самаре, как установка памятника т.н. "белочехам"- погибшим в Самаре в 1918 г. легионерам Чехословацкого корпуса. Предлагаю небольшую подборку документов, рассказывающих о происхождении этой идеи и ее продвижении во властных коридорах и именах "героев".

Итак, рождение темы происходит в недрах тарховской администрации в 2007 г. на заседании 1 июня Комиссии по увековечиванию памяти выдающихся личностей и исторических событий г.о.Самара. С инициативой выступает член комиссии, главный библиограф Самарской областной научной библиотеки А.Н.Завальный



Инициативу одобряют члены комиссии Горбунова, Кагирова, Завальный, Кабытов, Офицеров, Дрожджа, Кузнецова, Корабельников, Ивлева (9 человек)



Конкретное должностное лицо, давшее ход теме установки в Самаре памятника белочехам- первый заместитель главы г.о.Самара Сергей Юрьевич Арсентьев. Он утвердил решение Комиссии



Важный нюанс: первоначально, согласно решению Комиссии, речь идёт не о памятнике, тем более рядом с памятником погибшим красноармейцам на ул.Красноармейской, а о барельефе на здании кафе "Три вяза".



Далее в недрах тарховской администрации происходят некие трансформации и 9 декабря 2009 года проходит "официальная встреча" и.о.руководителя Управления по вопросам культуры Н.А.Шумилиной с представителями Ассоциации "Военные мемориалы" и Посольства Чешской Республики в Москве. На нем со ссылкой на вышеприведенное решение Комиссии от 01.06.2007 г. №6 идея трансформируется из барельефа на стене кафе "три вяза" в "памятный знак на улице Красноармейской "В память чехословацких легионеров".





Автор предложения не указан, но именно он, на мой взгляд, создал вокруг темы скандал. Ибо одно дело- установка небольшой мемориальной доски на доме, другое- памятника, да еще на улице Красноармейской, да еще рядом с памятником противников тех самых "белочехов". Назвать этого человека умным язык не повернется. Думаю, мотив этого поступка глубока провинциален и лежит в извечном заигрыванием с иностранцами: идея Завального легла на пафос международных отношений, некто решил, что "а что там доска! Давайте памятник, это куда круче, позовем чехов и прославимся на международном уровне!". Кто-то сопоставил идею Завального с реализуемым чехами с "Военными мемориалами" проектом увековечивания памяти чехословаков и решил, что так куда для Тархова круче. Фигли там барельеф какой! А так в чешских журналах напишут.

29.07.2010 г. г-н.Тархов издает Постановление №903 "Об установке памятного знака в честь чехословацкий легионеров". Заметим, даже не "в память", как просили чехи, а "в честь". Напишут, обязательно напишут про Тархова в чешских газетах!



Между прочим отмечу, что решение по памятнику белочехам было принято на основании одного и того же заседания Комиссии, что и по памятнику митрополиту Иоанну, отмененному Азаровым недавно из-за якобы "юридических ошибок".

Тем не менее принявший пост мэра Азаров постановление Тархова не только не отменил, а бодро начал воплощать в жизнь, видимо тоже мечтая о международном признании. В 12 году появаляется АПЗ на памятник на ул.Красноармейской



В то же время областные власти, не чуя настроения масс, решают получить свою долю международного признания и включаются в продвижение установки памятника "белочехам" в Самаре. 19.10.2012 г. пресловутый вице-губернатор Нефедов проводит совещание "по вопросу установки памятного знака чехословацким легионерам, павшим в г.Самаре в 1918 году", где мэрии Самары поручается "направить чешской стороне подтверждение места установки памятника чехословацким легионерам по адресу Красноармейская,133"







Скан не очень хороший, но давайте вчитаемся куда зашел г-н Нефедов:

1) Не удовлетворившись установкой вместо барельефа памятника белочехам на ул.Красноармейской у памятника красноармейцам, чиновники решили переписать собственную историю в угоду иностранным заказчикам мемориала,  читайте п.2 "провести работу по разработке нового дизайна памятника расстрелянным в 1918 г. бойцам Красной Армии, ....учитывающего эстетическую и архитектурную соразмерность с будущим памятным знаком чехословацким легионерам". Ответственные- Азаров и Рыбакова.

То есть: переделать памятник расстрелянным красноармейцам так, чтобы памятник "белочехам" смотрелся красиво. Поражаюсь я всегда чиновничьим формулировкам- эка изящно описали таку циничну мысль. Трудно сказать, что имеет ввиду господин Нефедов под этой "соразмерностью"- может переделать на памятнике красноармейцев стоящими на коленях? Так, Александр Петрович, соразмерно будет?

А потом мы еще удивляемся, откуда беруться люди, постоянно переписывающие русскую историю.

Характерен и другой штрих документа: чиновники прекрасно осознают отношение к нему самарцев, поэтому- вот вам п.5.



"проработать вопрос о реализации комплеса превентивных мер по предотвращению возможных акций вандализма в отношении памятника чехословацким легионерам после его установки"

То есть- сами создали проблему, на которую теперь надо отвлекать силы для ее решения. Какой еще памятник у нас сопровождается такими формулировками?

Позже губернатор Меркушкин на праздновании Дня города в филармонии в 2013 году скажет, я, де, не знал, что в Самаре так остро воспринимают историю с белочехами. Ну, Меркушкину простительно. А Нефедов, Азаров, Тархов, Арсентьев тоже не местные?

Оригинал взят у blog_matveev в Про памятник чешским легионерам в Самаре и немного об их роли в русских событиях 1918 года

В связи с началом установки памятника чешским легионерам на ул.Красноармейской (!) в Самаре, у плиты которого "народные мстители" уже успели отбить кусок, еще раз кратко обозначу свою позицию: я считаю установку данного памятника в данном виде на данном месте неуместной глупостью на грани провокации. Его упорная установка только приведет к новым актам "вандализма" (а в понимании многих самарцев - справедливости) что может осложнить межгосударственные отношения с Чехией, в свою очередь, к сожалению, провоцируя и без того имеющиеся проблемы для памятников нашим воинам там. Необходимо было найти другое решение, но никто из чиновников не стал себя утруждать ни изучением общественного мнения, ни поиском такого решения ( краткая история документов на установку по метке "белочехи"). На этом про памятник всё.


Теперь несколько слов про самих "белочехов"и их роли в гражданской войне. Высказываюсь как ученый. Прежде всего следует отметить, что "интервентов" никто не любит, с чьей стороны бы они не воевали. В гражданской войне в России иностранные отряды воевали и на стороне белых, и на стороне красных. В том числе "интервенты" воевали с обоих сторон и за Самару. Я уже приводил цитату из работы про бой у станции Липяги: "собранные (для обороны Самары от белочехов) «с миру по нитке отряды» - латыши с Трубочного завода, китайцы, венгры, немцы, румыны, добровольцы-коммунисты, эсеры ... - к сожалению, большей частью не имели боевого опыта". Хрестоматийный факт про автора "Бравого солдата Швейка"  Ярослава Гашека, воевавшего в Самаре на стороне красных, полагаю, все знают. Так вот он тоже был чешский легионер, только по другую сторону баррикад.

Поэтому все эти Бела Куны, Мате Залки и Олеко Дундичи тоже немало русской кровушки попили, всего же, как сообщают историки, на стороне красных воевало до 300 тысяч иностранцев. Именами многих из них до сих пор названы улицы наших городов, а кое-кому и установлены памятники. Говорю это для восстановления "кислотно-щелочного баланса", а не для того, чтобы начинать дискуссию на тему, чьи интервенты лучше, или чей террор- "красный" или "белый". Свою позицию по вопросу гражданской войны я сформулировал давно: в гражданских войнах "героев" не бывает. Многие офицеры, кстати, отказывались по этой причине в гражданскую войну принимать награды, осознавая эту войну как братоубийство. Но так устроен менталитет, и русские здесь не исключение- своих мы простить можем, иноплеменных- никогда. И в этом есть своя правда: Троцкий, Залкинд, Бела Кун, Ребенда, Пилсудский, Унгерн- в этой адской смеси красных и белых злодеев с нерусскими фамилиями трудно заподозрить кого-то, кто страдал от чувства братоубийства.

Что касается конкретно чехословаков, то в конечном счете их невзлюбили и красные, и белые. И было за что. Генерал Каппель,чей авторитет в белом движении был огромен, как известно, в конечном счете даже вызывал на дуэль командующего Чехословацкого корпуса генерала Сырового. А Каппель был редким для гражданской войны военночальником: отпускал пленных, пресекал мародерство и вообще был человек с принципами. Его вызов чешского генерала- своего рода приговор. Начавшие свои похождения в России солдаты Чехословацкого корпуса с воссторженных возгласов о "нашей и вашей свободе", чехи за какие-то полгода растеряли уважение у всех. О каких памятниках им, кроме могильных плит может идти речь? В заключение всех интересующихся историей Самары периода белочехов отсылаю к своей известной в исторических кругах статье "Территория КОМУЧ" и аудио моей публичной лекции "Комуч- демократическое правительство на Волге летом 1918 года", прочтенной мной в 2010 году в клубе "Арт-пропаганда" и её стенограмме. Вот несколько фрагментов из нее про чехословацких легионеров.

***
"Так вот уже дождь в это время стих и наступил солнечный яркий день. А надо сказать, что вся Самара была в сирени, цвела сирень повсюду. Очевидцы вспоминают этот запах гари, смешанной с запахом сирени, с озоном после дождя - с таким запахом Самара встречала чехов. Чехи, надо отдать им должное, Европа, они построились в шеренги, навтыкали себе в околыши с ружья веточки сирени. По улице Льва Толстого к железнодорожному вокзалу мимо цирка «Олимп» вели большую-большую колонну пленных красноармейцев, и чехи, движущиеся к городской Думе, где заранее была договоренность, где их будут ждать члены Учредительного Собрания, которые остались в Самаре к этому времени, они двигались. Происходили разные сцены. Поймали комиссара Шульца, который пытался откупиться от чехов, предложив им взятку в 40 тыс. рублей. Шульца расстреляли. Господина Венцека с еще одним товарищем задержали на улице Венцека, я читал в одних воспоминаниях, не знаю, правда это или нет, что он загримировался, шел, женщина его случайно зонтиком задела, и увидели, что это - Венцек.
Франц Венцек был руководителем ЧК и был очень жестокий человек. Его имя ужас вселяло в обывателей, и поэтому чешский конвой не довел его до комендатуры, его, говорят, женщины булыжниками забили" (....)

"Скажу, что сразу после того, как чехи заняли Самару, они не собирались здесь оставаться, они должны были идти дальше. У них был лозунг не вмешиваться в русские дела, им надо было домой, сражаться за свою родину. Но именно, как говорят, Фортунатов, убедил чехов в том, что нельзя оставлять Самару пока здесь не будет создана армия и чехи согласились остаться на некоторое время, пока она не будет сформирована, самостоятельно русские сами не наладят оборону города. Задержались они надолго, встряли в наши дела".

"Почему я сказал, что белочехов нельзя назвать белыми, потому что вообще это слово «белые» появилось только в 19-ом году и закрепилось в эмигрантской литературе. Сами белые себя до конца 19 - начала 20 года так не называли. Естественно, в событиях лета 18 года никаких белых здесь и близко не было".

"Точно так же офицеры вели себя достаточно решительно и по отношению к чехам. Отношение у чехам сменялось за время гражданкой войны от восторженного к такому достаточно враждебному. Скажем, во время отмечания национального праздника чехов в августе, наши офицеры хорошо приняли на грудь и начали объяснять политику партии, точнее, свою беспартийную политику чехам. Чехи, надо сказать, платили взаимностью. Их раздражало это русское желание постоянно собираться в какие-то кучи, о чем-то митинговать, и они вполне справедливо считали, что они тут кровь проливают, а эти между собой чего-то договориться не могут. Поэтому чешские части были очень боеспособные, но они не могли заткнуть собой все. Понятно, что отношение чехов сменялось от лозунга «За нашу и вашу свободу!» до лозунга «Домой!». Забегая вперед, скажу, что в ноябре произошла революция в Германии, после чего чехи потеряли всякий интерес к событиям в России и хотели только одного - вернуться домой. Вот с этого периода, с ноября 18-го года, их роль в гражданской войне стала резко отрицательная. Именно чехи предали Колчака, сдали его эсерам, те - сдали большевикам, и, в общем, вели они себя препаскудно. Часть золотого запаса увезли к себе в Чехию и т.д. Но на том этапе, на этапе начала формирования Народной армии, конечно, отношения были значительно восторженнее, надо сказать, что все чехи по-разному себя вели. Тот же Чечек достаточно важную роль сыграл здесь, в наших событиях. Он потом уехал во Владивосток и достаточно быстро уехал из России, но в тот период, о котором мы говорим, он командовал фронтом, который здесь бы создан".

"Колчак собирался чуть ли не расстрелять всех этих говорунов эсеров, часть из них в конечном итоге бежала, часть была отпущена. В конечном счете, эсеры его «отблагодарили», когда Колчака арестовали при покровительстве, так скажем, негласном благословении французов, чехов, они арестовали Колчака.

Есть такой эпизод о том, что Каппель вызывал на дуэль командующего чешским легионом генерала Яна Сырового. Говорится о том, что он вызвал его на дуэль за арест Колчака. На самом деле, я разобрался в этой истории, он вызывал его раньше. Дело в том, что чехи вели себя очень нагло на заключительном этапе. Они захватили всю железную дорогу и пропускали только чешские эшелоны. Возник один такой вопиющий эпизод, когда чехи выкинули из поездов наших раненых прямо ну улицу, на мороз, женщин, детей, и захватили эти эшелоны. Они ехали с огромным комфортом, у них были рояли, картины и вообще вывезенного барахла из России было немерено. Так вот они отняли у Колчака паровоз. Это было до ареста. Они просто вязли, отцепили паровоз у Колчака и реквизировали его для своих чешских нужд. И вот за это оскорбление, которое чехи нанесли Колчаку, а в его лице как бы руководству России, Каппель вызвал на дуэль генерала Сырового. Но тот не ответил на вызов. Впоследствии после того, как Каппель погиб, один из его подчиненных еще вызвал на дуэль этого чеха, он тоже не ответил. Дело закончилось тем, что каппелевцы в каком-то смысле слова отплатили Сыровому уже после смерти Каппеля.

Однажды к Сыровому, который в то время находился между Омском и Владивостоком, и уже они там готовились к выезду на эшелонах, пришли два каппелевских офицера с пакетом, что, мол, ему срочная телеграмма, что-то нужно вручить лично ему в руки. Их разоружили, пропустили к Яну Сыровому, командующему чешским легионом, и когда он вскрыл в их присутствии пакет, из него высыпалось 30 серебряных монет, и там было письмо, в котором было написано, что его иудин гонорар за Колчака, и за то, что он предал своих союзников"

Полностью здесь
...
Статья доктора исторических наук, профессора, депутата Самарской Губернской Думы М.Н.Матвеева.

история Самары, Михаил Матвеев, протесты, белочехи, памятник, 1918, битва за Россию, Самара-городок

Previous post Next post
Up