На тему всеобщего избирательного права: между гражданами и населением

Nov 11, 2016 10:24

Немалую дискуссию вызвала моя реплика в ФБ по поводу популистской инициативы ЛДПР снизить избирательный возраст до 16 лет. Но на самом деле вопрос тут шире, чем тема возраста.

Как известно, впервые всеобщее равное тайное и так далее было введено в России Временным правительством Львова на волостных земских выборах летом 17 г..  По закону 21 мая избирателями могли быть все мужчины и женщины, начиная с 20 лет (кроме монахов, сумасшедших, глухонемых и опороченных по суду), если они проживают в пределах волости или имеют тут домашнее обзаведение, службу, занятие. Не могли участвовать в выборах кроме того иностранные подданные, земские начальники и чины общей полиции - в пределах территории службы; состоящие под гласным надзором полиции, лица, за которыми числятся недоимки за три полугодия подряд и во всяком случае - евреи - “впредь до пересмотра действующих узаконений”. (подробнее можно почитать в моей кандидатской) или в моей статье 1997 г в "Новом мире"). По положению о выборах в Учредительное собрание от 2 октября 17 г. были отменены цензы: имущественный, гра­мотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишен­ные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

Но с темой ликвидированных цензов и ступенчатости выборов не все просто. Я тут отсылаю к довольно резкой статье часто цитируемого Путиным Ивана Ильина "Какие выборы нужны России?", написанной в эмиграции, в которой помимо яростного антибольшевизма много интересного на тему кому и за что запретить голосовать. Тема лишения прав была впрочем обоюдоострой, и диктатура пролетариата не мало в ней тоже преуспела (вспомним термин "лишенцы"). Сейчас реакция связана у кого-то с оценкой очередного фарса выборов в России в сентябре 16 года, где уровень гражданского самосознания нашего "населения" местами такой, что впечатление, будто голосуют или подневольные рабы, или бараны. Вот вам пример- кусочек из фильма, который я сейчас делаю о выборах в Самарской области. Место действия не важно пока где, двое бюджетников прибыли на участок "для получения указаний, за кого голосовать" (прислушайтесь). Человек за кадром (есть с другой камеры), у которого спрашивают- представитель поселковой администрации. Это почти через 100 лет после введения всеобщего избирательного права.

image Click to view



Вторая фаза нынешнего интереса к теме- это, конечно, выборы в Америке с очередными российскими насмешками на тему выборщиков и несовершенства американского избирательного законодательства. Я бы не стал торопиться тут с выводами о том, что всеобщее равное и так далее невероятно совершеннее (особенно в теме местного самоуправления) ступенчатого и цензового. Для затравки полемики скажу, что я бы в таком случае избирательный возраст не снижал, а увеличивал до 21 или 25 лет, и штрафовал за неявку на выборы. Но лишал бы права голосовать на 10 лет пойманных на фальсификациях. А уличенных членов избиркомов- пожизненно. В завершение- комментарий Андрея Недолужко,тоже в тему написано.




выборы, Михаил Матвеев

Previous post Next post
Up