Макет газеты Михаил Матвеев: «Школа-основа всего»
Защита депутатом Михаилом Матвеевым учителей и школы общеизвестна. Имея два высших образования, выросший в семье учителей, жена-преподаватель, сам-доктор исторических наук, профессор государственного вуза, Михаил Матвеев пользуется заслуженным уважением среди интеллигенции и защищает интересы работников образования в Думе. В коротком интервью накануне 1 сентября- об основных проблемах школы.
-Михаил Николаевич! В одном своем старом интервью Вы сказали, что две главных профессии на земле- это учитель и врач.
- Так и есть. Врачи спасают жизни людей, а учитель даёт человеку знания, без которых невозможно идти вперёд. Именно поэтому забота об учителе и враче является вопросом государственного значения. Горько осознавать, но сегодня в России их положение- пример бесконечного унижения людей, на которых держится две главных социальных отрасли- здравоохранение и образование.
- Власть регулярно отчитывается о росте зарплат учителей и медработников.
- А также советует недовольным идти в бизнес и не повышать уровень инфляции в стране своими требованиями повышения зарплат. 25 октября 2012 года на встрече с Президентом В.В.Путиным губернатор Меркушкин отчитался, что в Самарской области «у учителей 20 тысяч средняя заработная плата, а у врачей 26 тысяч. То есть она выше, чем в среднем по экономике». Прошло четыре года, но многие учителя и врачи до сих пор не видят такой зарплаты. Чтобы её получать, нужно работать на полторы-две ставки, т.е. на износ.
- Что Вы считаете важным поменять в школе с позиции родителей?
- Добиться полного прекращение поборов в школах и детских садах. Сегодня родителей обложили «вступительными взносами» с умопомрачительными суммами и ежемесячным оброком «добровольных пожертвований». В последние годы фактически в Самарской области через систему «добровольно-принудительных сборов» образование сделали платным. Как правило проверки показывают, что деньги родителей идут на повышение жизненного уровня директоров и чиновников Минобразования, учителя ничего с этой системы не имеют, кроме обязанности вымогать взносы с родителей.
-Ваше отношение к ЕГЭ?
- Отечественное образование всегда отличалось широтой и универсальностью. То есть ученик получал знания по большому перечню предметов в школе. Специализация начиналась в вузовском звене. Сейчас говорят- пусть ребенок сразу выбирает те предметы, которые ему нужны. Но даже в советское время, когда общество было стабильно, ребенок наверняка не мог знать, кем он будет, какие знания ему понадобятся. Сейчас молодежь вообще не знает, что будет завтра. Представьте себе ситуацию, он не сдает пресловутый ЕГЭ, вообще не учит какие-то предметы. А завтра он не может найти работу. Поэтому одно из прямых следствий ЕГЭ и реформы образования- рост безработицы и уровня социальной тревоги. Я считаю, необходимо вернуть учащимся право выбора формы и выпускного, и вступительного экзамена.
- Насколько нынешнее образование отвечает запросу общества?
- Сегодня из школы практически ушла функция воспитания. Учитель не успевает дать знания, он загружен бюрократическими отчетами. В итоге идет вымывание ценностей, которыми всегда была сильна российская и советская школа, основанная на таких педагогических «гигантах» как Ушинский, Толстой, Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили.
- Почему так происходит?
- Сейчас в России сформировалась антиэлита, которая уничтожает образование для народа. Что считалось всегда в России и СССР элитой? Это были ученые, врачи, военные, деятели искусств, интеллигенция вузовская и техническая, инженеры, конструкторы. Что сейчас в современной России считается элитой? Банкиры, чиновники. Многие помнят выступление доктора Леонида Рошаля на съезде медиков, где присутствовал Путин. Он сказал, что в руководстве Минздрава нет ни одного медика, кто соображал бы, что надо делать. Тоже самое в образовании. Реформы проводят чиновники. Объединяют вузы, сокращают часы на литературу и историю, придумывают новые формы отчетов для учителей...
- Насколько эти изменения необратимы?
-Всё обратимо, но для этого нужно время, потому, что образование-процесс непрерывный. Когда я читаю лекции в вузе, я вижу, что потенциал молодежи в России по-прежнему огромен, и стремление к знаниям есть. Школа-основа всего, именно поэтому мы будем строить новые школы и детсады, помогать учителям, защищать отечественное образование, развивать науку. Это и есть образование для всех.
- Накануне Первого сентября ваши пожелания педагогам, ученикам, родителям?
- Беречь школу, уважать труд Учителя, стремиться к знаниям,быть патриотами и любить историю нашей Родины, ценить своё время. Для меня Первое сентября всегда был особый день в году, потому, что все в моей семье или учителя, или учащихся. Хочу пожелать всем добра и успехов в учёбе!