Кривая судьбы протеже Меркушкина - Интересный рассказ о прошлом Валерия Самодайкина

Jul 14, 2016 22:36

Оригинал взят у tahir_baybekov в Кривая судьбы протеже Меркушкина - Валерия Самодайкина

Уже несколько раз я поднимал в блоге ситуацию, сложившуюся вокруг нового главного самарского следователя Валерия Самодайкина, которого не без оснований считают протеже врио губернатора Николая Меркушкина. Сегодня на портале Неслухи.инфо вышел интересный материал о господине Самодайкине.


В апреле текущего года, в ходе пресс-конференции глава СУ СК РФ по Самарской области Валерий Самодайкин раскритиковал работу подчиненных и соответственно своего предшественника Виталия Горсткина. «Я дал им три месяца на то, чтобы выполнить мои требования. И если они не будут выполнены, тогда будем решать вопросы по-другому», - заявил новый глава ведомства. Между тем, в июле подходит к концу «испытательный срок», и, по словам наших источников, стараниями омского генерала деятельность СУ СК оказалась полупарализована. С чем это связано?  Ответ мы попытались найти в прошлом нового главы СУ СК.

Канализационная труба Самодайкина
Нам не удалось найти в открытых источниках, а также путем опроса омских правоохранителей каких-либо выдающихся профессиональных заслуг Валерия Самодайкина. Бывалые омские силовики не смогли назвать ни одного знакового дела, относительно которого можно было бы сказать, что его расследовал Валерий Самодайкин, за исключением уголовного преследования главы налоговой инспекции по городу Омску Владимира Федоренко. Об этом деле подробно писала «Российская газета» и нам удалось восстановить давнюю историю, довольно ярко характеризующую главу СУ СК.
Талантливый управленец Федоренко сумел еще в 90-е наладить грамотную информационно-аналитическую работу, которая позволила эффективно собирать налоги с крупного бизнеса и «благодарность» не заставила себя ждать. Десятки проверок одна за другой изматывали слишком ретивых налоговиков, но найти зацепок не смогли.
Тут то на сцену и вышел следователь Самодайкин, возбудивший уголовное дело по обвинению Владимира Федоренко в «неоднократном получении взяток при отягчающих обстоятельствах и соучастии в хищении чужого имущества путем присвоения и растраты». За пугающей формулировкой обвинения притаилось три метра ржавой канализационной трубы, которую, по мнению следователя, самый эффективный российский налоговик якобы проложил с коррупционными преференциями от «Водоканала». Комизм обвинения явно указывает на то, что реальной причиной, возможно, стал конфликт между губернатором Омской области Леонидом Полежаевым и главой города Валерием Рощупкиным. В преддверии выборов видимо было принято решение «выносить» ключевого человека в команде Рощупкина. «Незамедлительно прокуратурой Омской области было сфабриковано уголовное дело», - именно с такой формулировкой сообщал о событиях тех дней интернет-портал «Наш Омск 55». Возможно, что не последнюю роль в этой истории сыграл Роман Абрамович. «Напомним, что Омск приносит в областной бюджет 80% всех налоговых поступлений. Все, что хорошо стояло в области, было практически распределено или находилось в стадии передела в пользу нескольких фирм. Лакомые куски достаются "Сибнефти": крупнейшая в стране фирма "Омский бекон", птицефабрики, нефтяные месторождения… Но ряд прибыльных предприятий областного центра в империю Р. Абрамовича включить все же не удается. Мешает мэр В. Рощупкин и его команда. К тому же в лице градоначальника самолюбивый глава региона увидел реального соперника на предстоящих в сентябре 1999-го года выборах губернатора. А тут еще Владимир Федоренко, ключевая фигура команды Рощупкина, посягнул на самое дорогое…», - сообщал в 2008 году сайт КПРФ.

Методы следователя Самодайкина описаны коммунистами ярко: «Насторожило и то, что следователь задавал вопросы совсем по другому поводу. Самодайкин вскоре уехал в областную прокуратуру, а по возвращении в два часа ночи предъявил Федоренко обвинение в получении взятки в особо крупном размере в виде… канализационного коллектора. В СИЗО его уже увезли в автозаке, как преступника, а на следующий допрос вызвали лишь через девять месяцев - 10 апреля… ЕСЛИ БЫ КТО раньше сказал ему, что инквизиция не канула в лету, он бы не поверил. Но там, в тюрьме, он понял, что инквизиция жива, только формы ее стали более изощренными. Разве не один из ее методов подтверждает тот факт, что один из ведущих чиновников области протомился в тюрьме девять месяцев в ожидании допроса?! Даже у убийц, насильников есть право на защиту, есть право рассчитывать на презумпцию невиновности… Изо дня в день его пытались превратить из человека в мерзкое, послушное существо: сутками не давали спать, помещали в переполненные камеры, где порой сидел самый откровенный сброд. Его лишали возможности нормально питаться, общаться с близкими людьми, унижали, как только могли. Он не подписывал то, что ему приказывали подписывать на допросах, и его бросали в камеру к уголовникам и насильникам. Он не принимал правил игры следователя, и тот лишал его свиданий с женой, дочерью, матерью, лишал передач с едой, чистой одеждой, его почему-то забывали выводить на прогулки и не давали встреч с адвокатом… Даже уголовники, рецидивисты относились к нему с большей мерой сострадания, на какое только могли быть способны эти озлобленные люди, чем те, кому было положено по закону соблюдать его права. Даже в минуты отчаяния он старался держать себя в форме: делал зарядку, когда только удавалось, читал книги по философии, сатире и юмору. Зная об откровенно издевательском отношении следствия и тюремного персонала к Федоренко и увидев в его руках сборник юмористических рассказов, один из видавших виды уголовников восхищенно воскликнул: "Ну ты мужик в натуре, Михалыч!" Однажды в камеру, где сидел Федоренко, подсадили шахматиста: о пристрастии налоговика к шахматам в тюрьме знали все. Естественно, первую партию сразу уступили Владимиру Михайловичу. При тусклом свете фигуры на самодельной доске едва проглядывались. Но даже это не помешало увидеть, что партнер Федоренко серьезно болен. Когда он начал надрывно кашлять, харкая кровью, сомнений не осталось: у него туберкулез в открытой форме. В камере поднялся бунт. "Шахматиста" увели… Через какое-то время в камере появился еще один обреченный, больной сифилисом. Его одежда буквально кишела вшами… Когда его хотели побить заключенные, он признался, что подсадили его, чтобы сделать плохо одному умнику. Под умником, конечно, подразумевался Федоренко…

За 12 месяцев следователь позволил Федоренко лишь четыре свидания, как будто тот совершил тягчайшее государственное преступление и был уже осужден. Даже в день пятидесятилетия не позволил ни жене, ни дочери поздравить Владимира Михайловича очно. Однажды Владимиру Михайловичу объявили, что его освобождают. И с вещами повели на выход, а потом, продержав в привратке несколько часов в неведении, возвратили назад - ошибочка, мол, вышла. Когда Владимир Михайлович понял, что это очередная инквизиторская обработка следствия, с ним случился сердечный приступ. Сокамерники более часа вызывали обслугу тюрьмы. Потом пришла медсестра. Измерив давление, заявила, что лекарств нет. Тут уж не выдержали нервы у всех тех, кто сидел в камере вместе с Федоренко в ожидании следствия или суда. Они написали письмо президенту России В. Путину, в котором подробно описали, в каких условиях их содержат». В 2002 году Президиум Верховного суда Российской Федерации  признал Федоренко невиновным.

«Российская газета» подвела черту под работой следователя Самодайкина: «За Владимира Федоренко мы рады: выдюжил мужик, одержал верх в неравной борьбе - и не с какими-то отдельно взятыми «плохими дядями», а со сложившейся на тот момент системой. Честь ему и хвала. Но хочется поговорить о другом. В результате всей этой борьбы между Системой и отдельным человеком Омскую городскую налоговую инспекцию ликвидировали. Что это значит? Это значит, что нанесен серьезный ущерб интересам простых жителей этого сибирского города - всем жителям, даже тем, кто фамилию Федоренко никогда не слышал. Ведь нормальная жизнь города во многом определяется тем, как собираются местные налоги. Именно от этого зависит зарплата учителей, обеспеченность лекарствами больниц, строительство социальных объектов и жилья. После «скоропостижной кончины» городской налоговой службы платежи в городской бюджет упали ниже, чем были в 1997 «федоренковском» году. А на уровень 1997 года они «выползли» лишь к 2000-му. За это же время недоимки возросли в 1,5 раза, а показатели работы налоговиков упали вдвое. Удельный вес налогов в валовом внутреннем продукте Омской области снизился на 7 пунктов, а по Российской Федерации наоборот - вырос на 3 пункта. Кстати, при Федоренко были те же цифры, но наоборот. Ущерб, по подсчетам независимых специалистов, от ликвидации городской ГНИ равен годовому бюджету Омской области. Это называется - роль личности в истории отдельно взятого города».Редакции портала НЕСЛУХИ.РФ удалось связаться с автором статьи Натальей Козловой относительно дальнейшей судьбы Владимира Федоренко. Однако журналист сообщила о том, что как сложилась жизнь последнего, ей неизвестно. Кроме того, на вопрос о том, можно ли считать причиной этой истории политическую подоплеку, Наталья Козлова опровергла  эту версию, так как по её мнению этому доказательств нет, как, впрочем, по непонятным причинам и нет на сайте «РГ» статьи «Непобежденный».

Из комы - в Самару
Другую веху, возможно мифическую, в карьере Валерия Самодайкина отметили все омичи, с которыми нам удалось переговорить. Версии разнятся, но, похоже, прежде чем попасть в Самарскую область, Самодайкин попал в кому. Так или иначе, но все земляки вспомнили двухмесячную внезапную пропажу Самодайкина, которую они связали с  запоем, комой или «золотой серединой» между первой и второй версиями - комой алкогольной. Один из наших сибирских собеседников зло иронизировал, сообщив, что, по его мнению, трагедия со здоровьем Самодайкина вызвана муками совести или муками позорного провала «дела о канализационной трубе» Владимира Федоренко. Косвенно алкогольную версию подтверждает и то, что в рядах СК остался Юрий Слива, известный тем, что после тяжелой болезни управляет следствием не приходя в сознание. Самарский источник в СК нам подтвердил, что два заслуженных силовика нашли общий язык в вине.
Хотя есть и официальная, героическая версия в омских СМИ: «Он почувствовал себя плохо, после чего неожиданно впал в кому. О диагнозе не сообщается ничего, но, по непроверенным данным, это мог быть инсульт. За время работы в органах следствия Самодайкин зарекомендовал себя как специалист высокого класса. Ему поручалось расследование самых сложных и громких дел, в том числе преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Коллеги отмечают, что он всегда работал на износ, не считаясь с личным временем. Интересно, что 12 июня 2013 года, в тот момент, когда медики боролись за жизнь силовика, указом президента России Владимира Путина Валерию Самодайкину было присвоено звание генерал-майор юстиции».

Вопрос о прошлом и ответ в настоящем
Мы так и не поняли, какую ответственность, помимо «кармической», понес Валерий Самодайкин за «травлю» Федоренко, ничего неизвестно и о том, извинился ли он перед невинным человеком, которого лишил свободы и, возможно, сломал жизнь. Журналист Виталий Славин в статье «Расправа» пишет о трагедии Федоренко: «Семейные отношения - великая тайна. Владимир Михайлович никогда не говорит об этом, поэтому трудно сказать, кто принял решение расстаться. Скорее всего, он решил оградить своих самых дорогих людей от всего, что из-за него может повредить им. Теперь он живет один. В том самом доме, который строили и с такой любовью обустраивали вместе с женой, надеясь услышать в них радостный гомон и смех внуков. …Живет наедине со своими жестокими воспоминаниями. Живет все двадцать четыре часа в сутки с нечеловеческой болью в душе, которую в самые отчаянные минуты рвет один-единственный вопрос: "За что?!"».  Бюджет утешил Федоренко и щедро заплатил по 2,5 рубля за каждый день пытки тюрьмой. Что же касается офицера Самодайкина, то нам достоверно известно, что после столь эпического провала он не застрелился, поэтому мы совершенно уверены в том, что он таки извинился перед распятым Федоренко, а заодно и родным Омском, в бюджете которого канализационной трубой он проделал огромную дыру.
Но старое давно позади, примерно понимая психологический профиль нашего героя, давайте посмотрим на то, чем преимущественно занят омский генерал Самодайкин в Самарской губернии, чтобы понять, зачем он к нам прибыл.
Первым делом, возможно, Самодайкин предался пиару на «закручивании гаек» в СУ СК. Так, например, на портале «Засекин.ру» вышла статья «Самарский криминал трепещет в ожидании Валерия Самодайкина». Что именно в личности Самодайкина заставило трепетать самарский криминал «Засекин.ру» не уточняет, по нашей же информации дело обстоит совсем иначе. Самодайкину самарская преступность рада, она трепещет от радости и чуть позже мы поясним почему.
Вторым делом Самодайкина стала «медийная кража» заслуг предшественников. Уже через два месяца после прибытия на должность, Самодайкин огласил, что СУ СК в рейтинге региональных следственных управлений поднялся с 65-го места на 35-е. Не беда, что статистику сделали два многоэпизодных дела (страховых мошенников и Вадима Кужилина), к которым Самодайкин вообще никакого отношения не имеет. Слишком велик был соблазн собрать урожай заплеванного предшественника и омский назначенец не удержался.

Крепостное право и фальшивые палки
Наше общение с сотрудниками СУ СК говорит о том, что далеко не всё так благополучно, как можно подумать, слушая доклады Валерия Самодайкина. Наши источники говорят о нарастании раздражения стилем управления нового руководителя, наши собеседники говорят даже о негласной «итальянской забастовке» следователей. И дело не в справедливой жесткости по отношению к подчинённым, и не в том, что данных коллегам при назначении обещаний Самодайкин не держит,  а в том, что градус абсурда становится с каждым днём всё выше и выше.
Дошло до того, что кто-то из доведённых до крайности сотрудников (по нашей информации уже вычисленных Службой собственной безопасности и подготовленных к увольнению), вбросил в самарскую блогосферу два приказа по СУ СК, иллюстрирующих фирменный стиль управления Самодайкина и вызвавших довольно бурную реакцию. Что примечательно, впервые появившаяся в блоге Дмитрия Бегуна статья пропала также быстро и загадочно, как и расследование «Российской газеты». Первый из слитых смелым «кротом» приказов малозначим, скорее даже комичен, так как закрепляет для следователей своеобразное «крепостное право».



Валерий Самодайкин требует извещать рапортом отдел кадров, в случае отъезда сотрудника за пределы закрепленной за ним территории. Приказ говорит сам за себя, в комментариях не нуждается и влечёт за собой большое количество бессмысленных согласований, которые заменяют собой осмысленную работу следователей. Наш собеседник из СУ СК сказал, что, как ни странно, больше всего именно этот приказ и раздражает людей ввиду унизительного и бессмысленного мелочного контроля. Второй приказ лёг в основу широко разрекламированного в прессе требования Самодайкина «углубить и улучшить» показатели «распустившихся» самарских следователей.



Блоггер Тахир Байбеков пишет: «Из сопровождающего приказ письма следователей следует, что поток уголовных дел организован за счет гастарбайтеров, которые под протокол называют полицейских "лицами нетрадиционной ориентации". В результате реальная преступность живёт своей жизнью, а ведомство Самодайкина - своей».

Голубая тень Игоря Уварова
Говоря о ситуации, некоторые вспоминают бывшего прокурорского работника Игоря Уварова, который еще до того, как прославил самарскую Прокуратуру, также с особым усердием заботился о статистике. «Самодайкин делает палки на 319 статье, а Уваров отличился тем, что давал разнарядки прокурорам по количеству палок в ЖКХ. Делал это очень жестко и ценой неисполнения был выход из системы. Тогда Уваровым была практически парализована работа прокуратуры и милиции, так как одни писали идиотские бумаги, другие на них отписывались.

При Самодайкине происходит примерно тоже. Из письма, которое пришло ко мне вместе с «крепостным приказом» следует, что «количество «оскорблений полицейских» по 319 статье выросло с приходом Самодайкина в 4 раза, а вот 700 нерасследованных трупов из прошлого зовут об отмщении, но про них никто особо не вспоминает»», - писал в своем блоге политолог Дмитрий Савчук.

Мы решили проверить, не являются ли эти приказы попыткой подставить Валерия Самодайкина под гнев его патрона, Александра Бастрыкина, прямая ссылка на указания которого есть в приказе. Ведь столько слов сказано о вредоносности «палочной» системы, выхолащивающей суть работы и ломающей человеческие судьбы ради полицейских палок.

Однако в пресс-службе ведомства, редакции портала НЕСЛУХИ.РФ подтвердили подлинность этих документов. «Это официальное распоряжение, которое идет со следственного комитета», -  сообщили в пресс-службе. При этом, говоря о нагрузке, в ведомстве отметили, что два уголовных дела и сбор материалов, не такая уж и большая нагрузка, с которой бы не справились следователи. Также наш источник подтвердил информацию в СМИ, что на межведомственном совещании с налоговиками, Валерий Самодайкин открытым текстом предложил возбуждать на бизнесменов уголовные дела по 319 статье, в случае если они будут вести себя вызывающе в ходе налоговых проверок. Этот маленький штрих не оставил уже никаких сомнений в том, за счёт чего будет удерживаться почётное 35 место в общероссийской статистике, вызывает лишь удивление - неужели не ясно, что простой анализ отчётности любого аналитика наведёт на мысль о том, какими именно методами она получена? И какой ущерб будет нанесён региону в результате отвлечения сил СУ СК от борьбы с реальной преступностью в пользу виртуальной?  И так ли сильно трепещет самарский криминал, наблюдая за тем, как наполняется административным бредом работа СУ СК?

Самодайкин для губернии или губернатора?
Судя по упорству травли туберкулезниками, сифилитиками и канализационной трубой Владимира Федоренко, Самодайкин готов на многое даже в безнадёжной ситуации, хоть бы и с катастрофическими потерями для своего имиджа. Последовавший за провалом дела Федоренко карьерный рост Самодайкина говорит о том, что им остались довольны, так как в противном случае полное оправдание Владимира Федоренко, особенно на фоне комичности обвинений, реального заключения невинного человека  и нанесённого омскому бюджету колоссального ущерба, было бы концом карьеры Валерия Самодайкина.

Зададимся только вопросом: в чём же причина столь сомнительного назначения? Приехал ли Валерий Самодайкин к нам бороться с преступностью или у него другие цели? Думается, что приоритетна вторая гипотеза, так как наши источники утверждают, что за Валерия Самодайкина ходатайствовал Николай Меркушкин, а свойственное выходцам из Мордовии созвучие фамилий, возможно, сыграло в его выборе далеко не последнюю роль.

Учитывая специфический омский бакграунд Валерия Самодайкина можно предположить, что причиной травли Виталия Горсткина были не столько провалы в работе и необходимость прорыва в борьбе с изощрённой самарской преступностью, сколько потребность в предвыборной губернаторской пиар-победе над преступностью и управляемой фигуре в ключевом силовом ведомстве.

Завершить хотим выдержкой из Думской речи (1915 г.) адвоката В.А.Маклакова: «Россия - это образец государства, где люди не на своем месте. Большая часть назначений в среде администрации является скандалом, вызовом общественному мнению. И когда иной раз ошибка и замечена, ее невозможно исправить: престиж власти не позволяет этого».

http://nesluhi.info/expert/omskoe-proshloe-i-samarskoe-budushhee-valeriya-samodajkina/

передайте Путину, Меркушкин, "Меркушкингейт", Михаил Матвеев, профнепригодные, права охр*нители, Валерий Самодайкин

Previous post Next post
Up