Читая Ф.М. Достоевского

Nov 01, 2015 10:31


Многие читали Ф.М. Достоевского и один из его фундаментальных романов «Братья Карамазовы». В нем есть одна часть, которую очень часто обсуждают, когда говорят о споре между Европой и Россией. Эта часть называется «Великий инквизитор». Говоря о ней, особенно в наше время, нельзя не примерить на современность такие «откровения» великого инквизитора, как например: «Да, мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им жизнь как детскую игру, с детскими песнями, хором, с невинными плясками. О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить нас как дети за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплен, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмем на себя. ». Ну а если в нескольких словах, то великий инквизитор описывает будущее, которое они (не один Инквизитор, а группа) хотят построить. Это будущее общество, прежде всего, лишено свободы совершенно. Свобода объявлена великим злом и путь к свободе это путь бунтовщика, а бунтовщик не может быть счастлив. Т.е. свобода заменена счастьем, противопоставлена ему. А значит, чтобы быть счастливым надо отказаться от свободы. Управление обществом занимается некая группа «ста тысяч страдальцев», которая и возьмет на себя все бремя, все несчастья, оставив остальным беззаботное детское счастье. И тут важно, что не просто счастье, а именно детское.
Будущее описано, но механизма построения этого будущего, в данном произведении Достоевского не указано. Указано, что путь лежит через некие катастрофы, которые потом заставят большинство отказаться от свободы и передать бразды правления в руки «страдальцев». Но Достоевский не был бы гением, если бы не попытался смоделировать и механизм построения этого будущего. Сделал он это в другом своем произведении «Бесы».
Тут надо сказать немного про сам роман «Бесы». Очень часто критики говорят о том, что посвящен он России и что в нем Достоевский предсказывает будущий хаос Русской революции и Гражданской войны. Что он, мол, описывает в лице того же Петра Верховенского будущих большевиков. Но так ли это? Думаю что это в корне не так. В науке есть такое понятие, контрпример. Это пример, который опровергает выстроенную теорию и после этого никаких других доказательств не нужно. Контрпримером в данном случае, например, являются слова Петра Верховенского о том, что необходимо уничтожать образование и оставить только науку, ибо именно отсутствие образование сделает всех равными. О том, что это не просто слова, а один из краеугольных камней «будущего» Верховенского будет показано ниже. Что стали делать большевики, когда пришли к власти в первую очередь? Сделали образование не просто общедоступным, а обязательным для всех. Т.е. уже «нарушили» основной постулат тех, кого им записывают в «учителя».

Но вернемся в Великому Инквизитору.

В романе «Бесы» линию Великого Инквизитора продолжает именно Петр Верховенский и член его кружка Шигалев. Прежде всего, это конечно само устройство общество с его разделением на «невинных детей» и «страдальцев»: «Он предлагает, в виде конечного разрешения вопроса, -- разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать».
Но самое главное, это описание механизма достижения и управления этим обществом. Или как говорит Верховенский «первый шаг». Прежде всего, должна произойти смута, смута чтобы «все сошло с основ». Т.е. должны быть сломаны основы. А что является основой общества? Если верить Энгельсу, то основой капиталистического общества является: семья и частная собственность.

Затем, на основе смуты должно появиться равенство, но не абы какое: «У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны (прим. - здесь и далее выделено и подчеркнуто мной Л.). В крайних случаях клевета и убийство, а главное - равенство. Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень наук и талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей! Высшие способности всегда захватывали власть и были деспотами. Высшие способности не могут не быть деспотами и всегда развращали более, чем приносили пользы; их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалывают глаза, Шекспир побивается каменьями - вот шигалевщина! Рабы должны быть равны: без деспотизма еще не бывало ни свободы, ни равенства, но в стаде должно быть равенство, и вот шигалевщина!». «Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает: послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве. Всё к одному знаменателю, полное равенство.».

Но этого мало, для управления, по Шигалеву и Верховенскому нужна раз в 30 лет «судорога»: «Необходимо лишь необходимое - вот девиз земного шара отселе. Но нужна и судорога; об этом позаботимся мы, правители. У рабов должны быть правители. Полное послушание, полная безличность, но раз в тридцать лет Шигалев пускает и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, до известной черты, единственно чтобы не было скучно. Скука есть ощущение аристократическое; в шигалевщине не будет желаний. Желание и страдание для нас, а для рабов шигалевщина.» И здесь важно каждое слово. И про то что «необходимо лишь необходимое» и про то, что для управления нужна «судорога».

Ну а для перехода от смуты к «будущему» Верховенский просит: «Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, -- вот чего надо! А тут еще "свеженькой кровушки", чтоб попривык.»

Итак, резюмируем с привязкой к современным реалиям России и мира:
- идет понижение, причем лавинообразное уровня образования
- идет разрушение института семьи. Прежде всего, через нетрадиционные браки, гендерное равенство и ювенальную юстицию
- идет разрушение частной собственности. Больше нет владельцев предприятий, все акции размыты между фондами и организациями. Но это не главное, главное, что без института семьи частная собственность невозможна - некому наследовать и продолжать приумножать капитал
- Смута. Когда американца вошли в Афганистан и Ирак это конечно принесло на эти земли хаос и беспорядок или иными словами смуту. Но она была локальной. Оставалась она таковой и после «разборки» национальных государств Туниса, Ливии, Египта, Сирии (и это без стран Африки). Но после того, как был сорганизован поток беженцев в Европу хаос перестал быть локальным, он стал приобретать глобальный характер. И начался нагрев большого европейского котла. Есть такое значение слова «смута» как «душевное смятение, волнение, тревога». Именно это сейчас начинается в Европе. Но смута в Европе не просто начинается, она нарастает и победа правых радикалов и поджоги лагерей беженцев говорят о том, что смута из области душевного переходит в область материального.
- «привыкание к кровушке» - начиная от телефильмов и сериалов, заканчивая передачами (в том числе детскими - посмотрите на последнюю «демонстрацию» разделывания льва в зоопарке) - все наполнено сценами насилия и крови.

Ну а теперь соединив все вместе и отдав должное гению Достоевского ответьте сами себе - а может у великого инквизитора есть последователи? И если они есть, то какое будущее нам предуготовано?

фашизм, Капитализм, Культура, Ювенальная Юстиция, Третья мировая

Previous post Next post
Up