Сегодня, по приглашению друзей удалось побывать на выступлении
Академического хора Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского.
Скажу сразу, чтобы не мучить читателей - очень понравилось. Полтора часа пролетели как одна минута. Ребята спели очень много хороших и добрых песен. С самого начала зал затянуло в воронку музыки и практически не отпускало.
Начало, для концерта посвященного 70-тилетию Великой Победы, было очень символично - песня «Помните! Через века, через года» на стихи Р.Рождественского. Она была посвящением всем кто прошел через страшные годы войны, кто умирал, но выстоял и сломал хребет фашизму. Кто восстановил страну.
Песню свою отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Потом были песни разных авторов. Был выстроен настоящий воздушный Храм в песне «Метельный Храм» взятая из одноименной книги Валентина Устинова. Были воздвигнуты горы и ускоряющие свой бег реки в «Лезгинке». Это все перетекало в «дороги Смоленщины», где душа опаленная войной разворачивается и уже сами идут слова:
Эх, дороги, пыль, да туман
Холода, тревоги, да степной бурьян
Песни шли одна сменяя другу, выходя на две самые главные песни этого праздника:
Не забывай те грозные года
Когда кипела волжская вода
Земля тонула в ярости огня
И не было ни ночи и ни дня.
Н.Н. Добронравов «Не забывай те грозные года»
При исполнении этой песни пожилые женщины, бабушки, сидевшие в конце зала встали, встали и все сидевшие рядом.
Ну а когда зазвучала:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.
Автор слов: В.Харитонов, Автор музыки: Д.Тухманов
Встал весь зал. И песня продолжалась под аккомпанемент не только фортепьяно, но и оваций зала.
Очень бы хотелось закончить на фразе «зал встал», но это было бы не совсем честно. Ведь при всем благодушии и приподнятости после концерта внутри оставалась какая-то пустота. Долго думал и вспоминал. Среди песен была песня А. Пахмутовой «Песня о тревожной молодости». И вот представьте себе картину - стоят девушки и юноши, которым от 18 до 25. И поют эту песню. Но поют так, как будто сами не особо верят в то, что поют. Нет, с исполнением все хорошо, аранжировка, ноты, все на месте. Форма на месте - нет содержания. Ведь актер на сцене, а певец это тоже актер, должен не играть роль, он должен ею жить. И вот этого я не услышал.
Объяснять такие вещи очень трудно, особенно когда ты собственно говоря не эксперт. Но для понимания - прослушайте просто исполнение этой песни у двух певцов:
Юрия Гуляева:
Click to view
И Стаса Пьехи
Click to view
И скажите - кому вы поверите больше, у кого:
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
И вот это противоречие породило опасение, опасение, что форма, не наполненная содержанием будет сломана и на этот раз окончательно. Что об этих песнях военных лет, песнях которые поднимали в атаку и согревали в холодных землянка, скажут:
Мама такая хорошая - про «Паровоз» поет
(с)фильм Берегись автомобиля
После такой фразы как бы ты не исполнил песню "Наш паровоз вперед летит", всегда может найтись тот, кто выйдет и скажет "О да, ты такой хороший, про "Паровоз" поешь". И всё. Будет смех, бедет веселье, но не будет уже понят смысл.
Но еще раз повторю, концерт мне очень понравился, и всем рекомендую обязательно посетить дальнейшие концерты Академического хора.
Ну и пользуясь случаем поздравляю хор с его 65-тилетием.
Желаю им дальнейших успехов и полноценной творческой жизни!!!