Вчера в столице нашей Родины произошло событие поистине планетарного масштаба: с однодневным образовательным семинаром для журналистов приехали ведущий российский блогер Рустем Адагамов,
drugoi и редактор Mobile review Эльдар Муртазин. Да-да-да, они были в Ташкенте! Для меня их приезд по значимости находится где-то на одной параллели с недавним визитом Стива Джобса в нашу Рашу.
Разумеется, приехали они не совсем по своей воле, а в рамках партнерства с компанией Билайн. Огромное спасибо, дорогая пиар-служба, за предоставленную возможность лицезреть гуру Рунета и блоггинга в наших южных краях. Сама идея чудо как хороша, но вот реализация, имхо, немного подкачала...
Доступ к телу и разуму корифеев был крайне ограничен: около 15 местных журналистов, + примерно столько же товарищей из нескольких стран СНГ (семинар проводился не только для нас, а как выездное мероприятие для журналистов Казахстана, Грузии, Армении и т.п.). Но что мы увидели на самом деле? Полупустой зал. Почему, интересуется коллективный разум многих моих коллег, не попавших на семинар, нельзя было расширить круг слушателей? Почему, кроме крайне уважаемого мною Е.С, на доклад лучшего блогера Рунета не пригласили НИ ОДНОГО нашего блогера? Некоторые местные журналисты, видимо, сильно занятые, и, видимо, до этого общавшиеся с приезжими гостями многократно, даже не удосужились дожить до конца семинарного дня и разбрелись по своим крайне важным делам. А люди, которые действительно хотели бы поучаствовать и послушать спикеров, не получили такой возможности? Обидно, однако.
Невероятно, но факт: Адагамов в начале выступления сетовал на практически полное отсутствие интернета в нашем чудесном городе. Не верю своим ушам. Компания Билайн, поставщик мобильного интернета, не смогла обеспечить гостя нормальной связью? И в одной из центральных гостиниц столицы интернет отсутствует? Положительное впечатление о развитии ИКТ в нашей деревне, полагаю, сложилось у заморских гостей. Хотя, возможно, дело и в том, что после привычных скоростей, даже наш самый быстрый интернет должен был казаться им старой больной черепахой, наверное.
Но все эти досадные мелочи не подпортили таки впечатления от выступления Адагамова.
Drugoi - совсем не публичный человек, и не является ярким докладчиком в классическом понимании этого слова. Скромно, сдержанно, интеллигентно. Никаких презентаций, слайдов и хвалебных од самому себе. Привожу небольшие выдержки из монолога:
- Успешный дизайнер, работающий в норвежском отделении Saatchi&Saatchi, в 2002 году по инвайту Носика заводит ЖЖ, в котором пишет о своей жизни в Норвегии.
- Переезжает в Россию, устраивается на работу в компанию SUP, владеющую Livejournal. В блоге начинают публиковаться фоторепортажи о самых актуальных и интересных событиях в мире и России.
- Единственный блогер, внесенный в списки пресс-службы администрации президента РФ. Все началось с того, что Рустем выкладывал в ЖЖ сравнительный анализ работы фотографов Медведева и Обамы, говорил о том, что российского президента фотографируют неинтересно. После нескольких таких постов с ним связывается пресс-служба президента и предлагает самому поучаствовать в процессе. Оказалось, что у президента РФ протокол намного жестче, чем у американского, и работа фотографа президента и опасна и трудна не так проста, как кажется. Чаще всего на съемку отводятся считанные секунды, и сложно за это время снять что-то выдающееся.
Тенденции блогосферы:
- Самая тяжелая и провокационная тема, способная в считанные минуты превратить цивилизованное обсуждение в поток негатива, злобы и взаимных обвинений - национальный вопрос. Эта проблема, по мнению Рустема, актуальна не только для Рунета, но и для форумов и сайтов Европы, США, любой страны мира.
- Сравнивая гражданскую журналистику, блоги, с традиционными СМИ, считает, что нельзя говорить о явном перевесе той или иной категории над другой. Несмотря на то, что многие события освещаются в блогах намного оперативнее, в них часто присутствует личная заинтересованность пишущего, его интересы. Поэтому надо уметь фильтровать источники.
- Отношение к копипасту в блогах: в его журнале публикуются как собственные фотографии, так и тщательная подборка фото крупнейших агентств мира - AFP, Reuters, France Press, Getty Images,. По сути, это работа бильд-редактора любого издания в мире. Ведь правильно подобрать даже одно фото, которое зачастую может сказать больше, чем целая страница текста, тоже надо уметь.
- Не читает других тысячников, не следит за рейтингами блогов, не приемлет мата. Френдолента сформировалась несколько лет назад, и просматривается больше по привычке, чем ради получения информации.
- Люди приходят в жж комментировать чужие посты, а не писать самим.
- Считает корпоративные блоги скучными. И все потому, что за ними не стоит конкретного человека. Ведь люди, читая журнал, воспринимают информацию, как будто рассказанную самим блогером, а в корпоративных журналах, в блогах чиновников и президентов, которые за них пишут пресс-секретари, личности не чувствуется.
- Не любит проплаченные посты, но охотно срывается в любую точку земли за интересным информационным поводом.
- Не скрывает своей интернет-зависимости. Не представляет жизни без своего блога.
К сожалению, на Муртазина мне попасть не удалось посторонним вход был запрещен, но, по рассказам более удачливых коллег, было очень интересно. Подробности можно прочитать в
блоге Муртазина, а также у
sklyarevskiy и на
pr.uz.
Не могу еще раз не поблагодарить компанию Билайн, но, все-таки, большая просьба - конечно, надо проводить подобные мероприятия для лояльных вам журналистов, с которыми вы постоянно работаете, но и делать их совершенно закрытыми, имхо, тоже не стоит. Не нужно, конечно, собирать целый концертный зал народа, но приглашение еще 15-20 человек, которые бы в своих блогах и форумах отписались бы о мероприятии, создало бы еще больший резонанс и обсуждение в блогосфере Узнета.