Пятиконечная звезда, залп Авроры и луч Рентгена.

Jun 24, 2020 10:54





Фотография с  сайта https://photosight.ru/


18 января 1896 года, Нью-Йорк. В этот день здесь впервые публике был представлен рентгеновский аппарат. В эти же январские дни П. Н. Лебедев и П. В. Преображенский в Москве, а Н. И. Боргман и А. Л. Гершун в Петербурге получили рентгеновские снимки на своих собственных аппаратах. В Кронштадте преподаватель минного дела А. С. Попов (да, это он - будущий изобретатель радио) вместе с С. С. Колотевым изготовил рентгеновскую трубку и начал эксперименты. Летом этого же года он создаст первый рентгеновский кабинет на флоте, а первым врачом-рентгенологом станет его жена Раиса Алексеевна. Про это пишут: «…Очень мало писалось в работах в области радиологии о вкладе русского ученого Александра Степановича Попова, которые он проводил в Кронштадтской Военно-морской электротехнической школе, где был преподавателем минного офицерского класса. Это он первым догадался, что место генерации х - лучей флюоресцирующее пятно на стекле трубки. Но этому предшествовала почти детективная история, которую до сих пор пересказывают врачи Кронштадта.

Это случилось в 1896 году. Граф Воронцов, заподозрив жену в измене, выстрелил в нее из дробовика. Графиня была помещена в Кронштадтский госпиталь - «с глаз долой», подальше от любопытствующего света. Не смотря на интенсивное лечение, раненая начала увядать. Врачи заподозрили гнойное осложнение, но локализацию инородных тел определить не смогли. Граф, великий ревнивец, образованнейший человек, известный эрудит, каких только газет и журналов не выписывал... И не зря! Вот промелькнуло сообщение об открытии Рёнтгеном лучей, проникающих сквозь непрозрачные предметы. Никакой схемы аппарата при этом не предлагалось. Граф прибег к протекции - его приятель адмирал Макаров коротко дружил с профессором минного офицерского класса в Кронштадте Александром Поповым. В кратчайшее время Александр Степанович сам выдул несколько катодных трубок, и сконструировал чудо тогдашней техники - аппарат для съемки в х - лучах. Грех называть эти аппараты рентгеновскими! Более часа длилась экспозиция снимка: чувствительность фотоматериалов и мощность тока в то время были невелики, но дробь была найдена и извлечена. Графиня Воронцова-Дашкова пошла на поправку. Граф избежал тюрьмы. А в Кронштадтском госпитале, по инициативе врача В.И.Исаева, начал работать «рентгеновский» кабинет с первым в мире стационарным «рентгеновским» аппаратом, изобретенным и изготовленным А.С. Поповым. Это по их инициативе изобретенные и сделанные руками Александра Степановича аппараты устанавливают на восьми кораблях Русского военно-морского флота. Первым врачом - «рентгенологом» была жена Попова - Раиса Алексеевна. В Приказе по Морскому ведомству в 1904г. была утверждена табель снабжения судов, где значились и «приборы для получения лучей Рентгена». Необходимость такого шага подтвердилась в условиях русско-японской войны. 21 мая 1904 г. после цусимского сражения старший врач крейсера «Аврора» В.С.Кравченко записал в дневнике: «Идея применить аппарат Рентгена оказалась весьма удачной и своевременной... успех превзошел все ожидания... Я улыбался, вспоминая голоса скептиков, уверявших, что применение рентгена на линейных судах невозможно... Раненые исследовались... стоя, сидя или лежа на операционном столе, без снимания повязок и одежды. Большую услугу оказали мне йодоформенные тампоны, заведенные в раны: они не просвечивали...» Первое применение х-лучей в военном деле с помощью передвижного рентгеновского


аппарата, по-видимому, произошло во время восточно-азиатской (китайской) экспедиции в 1900-1901 гг. Портативными аппаратами Siemens-Halske была укомплектована германская армия. Они размещались на конной повозке «артиллерийского типа», в которой были размещены динамо-машина (генератор переменного тока) и приводивший ее в действие бензиновый двигатель. В русской армии в самом начале войны вопрос об организации передвижных «летучих» рентгеновских кабинетов по инициативе профессора Н. А. Вельяминова обсуждался во Всероссийском обществе Красного креста, сыгравшем колоссальную роль в организации и комплектовании лазаретов, госпиталей, санитарных поездов и автоотрядов. Технический проект автомобиля-рентгеновского кабинета подготовил инженер Николай Александрович Федорицкий. Инженерэлектрик, инженер-технолог, действительный статский советник Федорицкий был одним из наиболее талантливых русских инженеров. Благодаря его разработкам русский флот, возрождаемый после разгрома в русско-японской войне, использовал новейшие электротехнические приборы. Даже перечень разработок Федорицкого впечатляет: электрический машинный телеграф эсминцев типа «Новик», приборы управления артиллерийским огнем линейных кораблей типа «Евстафий», дифференциальная муфта в приводе вертикального руля, служащая для быстрого перехода с электрического управления на ручное для подводных лодок типа «Декабрист», электроприводы рулей и якорных механизмов для линейных крейсеров типа «Измаил». Механический дифференциал Федорицкого до сих пор применяется в трансмиссии переднеприводных автомобилей. Созданная Николаем Александровичем рентгеновская трубка оказалась не хуже заграничных, и 1 мая 1913 г. в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки, 165, где располагалась его мастерская, в двух комнатах он открывает небольшой завод. В конце 1913 г. Федорицкий впервые представляет трубки своего производства на выставке хирургического съезда в Музее Пирогова (ныне - часть экспозиции Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге). Мастерская получила заказы, и производство стало понемногу расширяться, стремясь удовлетворить растущий спрос. В июле 1914 г. началась Первая мировая война, прекратилась поставка рентгеновских трубок, которая велась преимущественно из Германии, а спрос на трубки в связи с потоком раненых чрезвычайно вырос. Федорицкий был приглашен к Верховному начальнику санитарной и эвакуационной части принцу Александру Петровичу Ольденбургскому. По результатам встречи заводу был выделен кредит на расширение производства и военный заказ. В течение двух недель производство было спешно расширено и превратилось в Первый русский завод трубок Рентгена. Эмблемой завода стала пентаграмма (пятиконечная звезда) в круге, вокруг звезды располагались буквы: ПРЗРТ. Весь сложнейший процесс изготовления рентгеновских трубок из поставляемых стеклянных и металлических заготовок происходил по оригинальным технологиям завода. Кроме трубок завод выпускал экраны, прерыватели, конденсаторы, штативы и другое оборудование для рентгеновских кабинетов. По просьбе Н. Д. Папалекси, заведующего опытной лабораторией одного из первых русских радиозаводов (впоследствии академика), на заводе Федорицкого в 1916 г. было освоено производство радиоламп («катодных реле» - по терминологии того времени). В Москве, где размещалось огромное количество раненых, создание рентгеномобилей шло самостоятельным путем. Опыты «по приспособлению рентгеновского кабинета для перевозки на большие расстояния (100 верст и больше)» начались в лаборатории профессора П.П. Лазарева после его доклада во Всероссийском земском союзе. Руководил проектированием установки, а затем ее эксплуатацией сотрудник лаборатории Н.К. Щодро. Чтобы сэкономить бензин и удешевить эксплуатацию, автомобиль оснастили дополнительным легким керосиновым двигателем, который применяли для приведения в действие динамо-машины. Рентгеновский аппарат располагался в деревянном ящике с ручками для переноски, 48-метровый электрический кабель, соединяющий автомобиль с рентгенаппаратом, накручивали на специальный вал и снабжали телефонным проводом, чтобы персонал мог поддерживать связь между автомобилем-кабинетом и вынесенной в лазарет станцией. Стоимость кабинета со всеми приспособлениями оценивалась в 7 тыс. руб., в которые включены и 4,5 тыс. руб. стоимости шасси. Каждый снимок без учета амортизации оборудования обходился в 2 руб. Экипаж автомобиля состоял из трех человек: рентгенолога, санитара и шофера-механика. При работе в госпиталях в помощь экипажу полагалось еще 2 санитара. П. Г. Мезерницкий (1878-1943 гг., российский врачфизиотерапевт, один из основателей лучевой терапии в России) приводит статистику работы только одного подвижного рентгеновского кабинета в Киеве. С 29 апреля по 5 августа 1915 г. кабинет обслужил 21 госпиталь (лазарет), где за 50 рабочих дней было сделано 684 просвечивания и 160 снимков. В 1921 г. завод Н.А. Федорицкого был переведен в помещения национализированного завода Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов (РОБТиТ), где с 1923 г. на новом «Электровакуумном заводе» начался выпуск радиоламп.



А уже 6 ноября 1927 года в Ленинграде на Малой Охте был открыт новый завод электромедицинского оборудования "Буревестник". Всего год спустя предприятие представило, по некоторым данным, первый советский рентгеновский аппарат.

Первый русский завод трубок Рентгена инж.-техн. Н.А. Федорицкого Крат. очерк Ст. инж.-электрика Б.Н. Куна. - Петроград : Гос. тип., 1915. - 23 с. Хранение: FB V 113/865;

Рентгеномобили инженера Федорицкого Сергей Суворов, кандидат медицинских наук

ИСТОРИЯ НАУКИ и ТЕХНИКИ в ЛИЦАХ

ИСТОРИЯ ЭКСТРЕННОЙ РЕНТГЕНОВСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. В.Б. Чернецов

Рентгеновские кабинеты на автомобилях по проекту Н. А. Федорицкого в период ПМВ

Автомобили Первой мировой.

ПМВ, 8, история, промышленность, медицина., Россия

Previous post Next post
Up