«ХА-ХА, А какая связь между бакинской стачкой и переводом паровозов на уголь?...»
Открытка с сайта
https://m.russiainphoto.ru Вот таким вопросом я был недавно огорошен в одном из обсуждений. Чего казалось-бы проще: отсутствие нефти вынуждает использовать альтернативные виды топлива...
Просто, да не так. Оказывается очевидный ответ, может быть очевиден далеко не всем. (не только-лишь всем, можно сказать). В интернетах, в подобных случаях, принято давать источник. Но, как говориться: убей-не помнил, где я про это читал. Настолько мне эта мысль показалось естественной для здравомыслящего человека, что источник запоминать, казалось, не было необходимости.
Искал долго. Но ответ, оказалось, лежит совсем рядом. В
журнале Евгения Эдуардовича Михайлова, нашёл статью «Как ударили по русской нефти» . Где и приводиться цитата из работы блестящего исследователя
Иголкина Александра Алексеевича, (фотографию найти, к сожалению не удалось) «Русская нефть, о которой мы так мало знаем»:
«...В результате августовских событий цены на нефть выросли с 14.6 копейки за пуд в 1904 до 36 копеек в сентябре 1905. Начался массовый переход на каменный уголь. Были потеряны и экспортные рынки. Экспорт нефтепродуктов из России упал с 119.2 млн. пудов в 1904 до 51.44 млн. в 1905 и до 47.96 млн. в 1906 году....
....Бакинские события 1903-1905 в огромной степени повлияют на будущее России и всего мира. Для России они спровоцируют последующий «эффект домино», когда недостаток нефтяного топлива обернётся острым «топливным голодом» в 1910-1914 годах. Пришедший на замену нефти уголь не сможет покрыть потребностей в топливе. В свою очередь, чрезвычайная загрузка железных дорог углём отодвинет на второй план такой важный груз, как хлеб» (Там же, с.111)
Чуть ранее, я публиковал график влияния событий 1905г на развитие нашей нефтяной отрасли.
Так-же об этом писал профессор Кафенгауз в своей работе «Эволюция промышленного производства России» на стр 72: «...Под влиянием недостатка в нефти распространяется потребление угля железными дорогами и промышленностью северных районов, до того работавших на других видах топлива...»
Зарплаты 1904-1907 в Нефтяной отрасли.
Другими словами, беспорядки 1905г отбросили нашу страну из нефтяной эпохи, обратно в угольную. Мало того,
заработки рабочих в 1905г упали, ввиду простоев связанных с забастовочным движением.
Ранее выкладывал
мнение Д.И. Менделеева о беспорядках 1905г. А с работами Иголкина А.А., я познакомился подбирая материал по «паровозной афере», про которую писал
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.