Ранее:
Бурлачество. (Часть 1) и
Бурлачество. Часть 2 Гильзы "Бурлаки" [Изоматериал] : Гильзовая фабрика "Хаджи-оглу". Наследники С. И. Танагоз : [плакат]. - С.-Петербург : Теодор Киббель, [190-?]
По материалам РГБ: Васюков, С.И.(1854-1908).
"Край гордой красоты" : Кавказское побережье Черного моря : Природа, характер и будущность рус. культуры Начну со
словаря Даля: «Крестьянин идущий в чужбину на заработки..»
.....Надо только замънить послъднее слово ,,мужики" другимъ названіемъ, а именно-,бурлаки".
Многіе это названіе цълой арміи особыхъ рабочихъ связываютъ съ ,,Волгой и бечевой" и думаютъ, что бурлаки ушли въ область преданія съ развитіемъ пароходства и вообще культуры по Волгъ. Нътъ, могу васъ увърить, что это-неправда. Бурлаки со всъми особенностями ихъ характера, ихъ безшабашною удалью, силой, адскимъ терпъ ніемъ и выносливостью существують и живуть такими же артелями, какъ и по Волгъ, на югъ и между прочимъ на кавказскомъ побережьъ. Это они, бурлаки, обработали культурные участки, на ихъ долю на побережьв достались самыя трудныя, тяжелыя работы. Бурлаки-не босяки. Ихъ нельзя смъшивать другъ съ другомъ. Босякъ, продуктъ города, способенъ выдержать легкую работу, а земляная, да еще на такой почвъ, какъ кавказская, ему не по силамъ, да кромъ того, несмотря на ужасныя антисанитарныя условія, онъ ръдко разстается съ городомъ, котораго онъ-больной, несчастный продукть,- съ городомъ, который его развратилъ, обезличилъ, но въ которомъ онъ родился и отъ котораго продолжаетъ чего-то ждать, на что-то надъяться… Смрадная конура, грязные ночлежные пріюты, людная улица, какой-нибудь грязный кабакъ-притонъ, вотъ среда, излюбленная и привычная босяка. Порой случайность и легкость заработка и постоянная болъзненная мечта , стать на ноги", сдълавшись обезпеченнымъ, солиднымъ человъкомъвсе это держитъ босяка въ городъ и онъ ръдко, и то только въ летнее время, отправляется въ путешествіе.
Не то бурлакъ. Это-сынъ природы, крестьянинъ, оторванный по разнымъ обстоятельствамъ отъ земли и ,заболтавшійся" на сторонъ. Прежде хозяинъ и семьянинъ, бурлакъ ушелъ на сторону да и заболтался. Страсть ли къ вину, понравились ли воля степная или берегъ морской, а прошло, пролетьло нъсколько лътъ, какъ ушелъ онъ изъ родной, но постылой деревни,ушелъ да и пропалъ, словно умеръ. Ему перестали и паспортъ высылать, и онъ перестал давать о себъ въсти, думая: ,,Вотъ-воть, накоплю, наработаю побольше денегъ, вернусь и займусь хозяйствомъ". Другой ушелъ тоже давно, но связи съ деревней, съ семьей не потерялъ. Этоть всегда при паспорть и высылаетъ по два, а то и по три раза въ годъ деньги домой. Этотъ другой разсчитываеть скоро вернуться и състь на свою землю, на свой надълъ. Третій шелъ домой, совсьмъ шелъ, да набрелъ на больно хорошую, дружную артель и остался… Еще бы!… Съ такими товарищами какъ не раздълить горе и радость!… Своя-то землишка въ лъсъ не уйдеть, да плохо довольно родитъ, да и мало ее совеъмъ, , курицу выпустить и то некуда!" Вотъ изъ такихъ крестьянъ-земледъльцевъ, ,заболтавшихся" на сторонъ, и образуется артель бурлацкая.
Конечно, между членами такихъ артелей имъются и работаютъ бездомовые и безземельные, и просто люди, ,Богъ въсть какіе", но работають такъ, какъ только можетъ работать истинно-русскій человъкъ. Ни холодъ, ни голодъ ему ни почемъ: подъ дождемъ, въ грязи, одътый въ какія- то пестрыя лохмотья, сильной, привычной рукой копаеть и рубить онъ каменистую почву. Большія каменныя глыбы (дикарь) появляются на поверхности плантажа, котораго обработка идеть быстро, правильно. То заступъ, то кирка поперемънно идуть въ дъло. Трудная, очень трудная такая работа, на которой нъкоторые молодцы зарабатывають до двухъ рублей въ день, а въ общемъ обыкновенный работ- никъ плантажируетъ 21/2 или около 3-хъ кв. саж., такъ что средній заработокъ землекопа-бурлака можно считать въ день до 1 р. 50 к.
Дружно работають и дружно живуть бурлаки, блюдя свою честь и достоинство. Да и нельзя имъ жить иначе, какъ строго сохраняя свою репутацію. Въ самомъ деле, между ними и безпаспортные, и вообще люди, которыхъ строгая администрація всегда найдетъ причину безпокоить. Ни грабежей, ни воровства бурлаки никогда себъ не позволятъ,это безусловно честный и трудовой народъ. Правда, народъ съ широкою натурой, беззавътною удалью, народъ, любящій погулять, разбросать тяжким трудомъ заработан- ныя деньги. Много фактовъ о разгуле и о характере я слышалъ и наблюдалъ. Разскажу некоторые.
Вотъ отработалъ и получилъ разсчетъ бурлакъ. Надо отдохнуть и погулять. Съ зажатыми въ мускулистой рукъ деньгами идеть он в лавку и одъвается заново… Какой молодецъ и франтъ!… Все новое: и сапоги, и пиджакъ, и фуражка!… Въ зеркало даже посмотрълся и не узналъ себя бурлакъ!… Но это было недолгое любованье: закрутилъ, загулялъ съ товарищами и черезъ два дня опятьвъ лохмотьяхъ, опять за работу. И не жалъетъ человъкъ денегъ, а вспоминаетъ только гульбу. Мнъ разсказывали, какъ разгулявшіеся въ Новороссійскъ бурлаки наняли веъ фаэтоны и были страшно довольны, когда какой-нибудь баринъ звалъ извозчика и этоть послъдній говориль: ,Занятъ"… Баринъ ходилъ по пыльнымъ улицамъ пъшкомъ, а бурлаки засъдали въ фаэтонахъ, да еще и пустые экипажи вхали за ними. куда дъвать деньги?… Не только кошельковъ, но у нъкото- рыхъ и кармановъ нътъ въ надътыхъ лохмотьяхъ. Ну, одънутся, купять себь что-нибудь, у кого есть семьи, тъмъ пошлють часть денегъ, а остальныя куда дъть?… Не въ банкъ же нести?… Попробуй!… Товарищи на смерть засмьють… И идутъ тяжелымъ трудомъ добытыя гроши прахомъ, пропиваются деньги безъ удержа, безсмысленно и какъ-то нервно, прямо спъшатъ, торопятся истратить свои гроши бурлаки. Тратять, гуляють артелью.
Большая артель бурлаковъ въ Сочи получила разсчетъ оть подрядчика. Вышло на брата ни больше, ни меньше, какъ по 80 рублей… Много денегъ получила артель, но спрашивается, что съ этими деньгами дълать?
Работали бурлаки на Красной полянъ, вели жизнь трезвую, трудовую. Ни водки, никакихъ соблазновъ среди грандіозной горной природы не было. А здъсь въ Сочи, гдъ они получили разечеть, и водка, и вино, и трактиры…
Артель откупила трактиръ и наняла чуть ли не всь фаэтоны. Три дня пили, кутили бурлаки… Пьють, пьють, потомъ выйдутъ изъ трактира, сядуть въ экипажи и про- ъдутся нъсколько разъ туть же по базарнымъ улицамъ и снова пить, пока наконецъ трактирщикъ не заявилъ: ,,довольно!… всъ деньги пропиты!… прошу теперь вонъ"!…
И цълая, большая артель, опять рваная, безъ денегъ съ отуманенными на другой день головами, ищеть опохмелиться, чтобы опять работать, работать безъ конца, до смерти!… Подрядчики же ждутъ, наблюдаютъ и спрашиваютъ трактирщика, скоро ли пропьють, много ли денегъ еще осталось?… нельзя ли, чтобы поскоръй!
У подрядчиковъ уже приготовлены ,,похмельныя" деньги. Но не только пьють и угощають другихъ водкой бурлаки, но и ъдять особенно. Приходить порядочная артель въ кухмистерскую, конечно въ народную, обедать. Артель съ деньгами, немного выпила и благодушно настроена. ,Завтракать, объдать и ужинать!" заявляютъ бурлаки. Хозяинъ въ недоумъніи.
Бурлаки платять за все, что имъется приготовить на настоящій день, за всъхъ обычныхъ посътителей…