Бурлачество. (Часть 1)

Jan 10, 2020 23:31





Лев Григорьевич Соловьёв " Не туда заплыли"



На заглавном месте картина Льва Григорьевича Соловьёва «не туда заплыли». И, впрямь, изображённые монахи «угодили в конфуз». Поисковики выдают её по запросу « Картина Репина приплыли», было раньше такое идиоматическое выражение (устойчивое словосочетание). Выражение было- картины не было. Вспомнились его «бурлаки». Статей про них много, но делятся они на три смысловых группы:

1. Царское правительство довело бурлаков до ручки и они устроили революцию.

2. На момент  написания картины, труд бурлаков был невыгоден и их сменили пароходы.

3. Бурлаков, на самом деле, не было. Как и Репина и Некрасова.

Я решил заглянуть за интернетный забор, на котором пишут много чего, а лежат за ним, как говорится: дрова))

Поискал первоисточники. Кое-что нашёл. Особо выделю книгу Шубина И.А. «Волга и Волжское судоходство» изданную в 1927 году. Она библиографической редкостью, в РГБ, к сожалению, до сих пор не оцифрована, но я прочитал её вот здесь. Она будет у меня, в источниках, под цифрой (1). Очень рекомендую, как увлекательное, написанное хорошим языком чтение, содержащее множество подробностей, включая чертежи судов, написанное с использованием многих исторических и литературных источников. Те-же интернеты пишут, что автор собирался издать и второй том. Но не успел из-за ареста (более подробной информации об Авторе не нашёл)

Кроме того по теме нашлись ещё  книжки 1848, 1876, 1881  и 1908г. издания ((5) в стихах, но тоже интересно)

(2)Романов, Николай Никанорович (1848-). Статистическое описание Орловского уезда Вятской губернии / Сост. вят. губ. зем. статистик Н

(3) Романов, Николай Никанорович (1848-). Статистическое описание Уржумского уезда Вятской губернии

(4) Хозяйственно-статистические материалы, собираемые комиссиями и отрядами  уравнения денежных сборов с государственных крестьян : Вып. 1. -  Санкт-Петербург : тип. М-ва гос. имуществ, 1857. - 29.
Вып. 1. - 1857. - [8], 155 с.


(5) Собрание сочинений С.В. Максимова, с портретом и вступительным очерком о его жизни и литературной деятельности

(6) Потребление городского населения России 1918г.

С самого начала было понятно, что тяжёлый, физический, неквалифицированный труд всегда тяжек. Задачу сравнивать трудозатраты на погрузку, например, торфа  и перетаскивание судов в , я оставлю другим.   Единственно, что первоначально выяснил из википедий, что бурлачество было запрещено в СССР в 1929 (хотя, позже использовалось во время ВОВ), а в просвещённых Франции и Нидерландах просуществовало до 30-х годов 20-го века....

Бурлак по Ожегову это: «...В старину: рабочий в артели, к-рая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. ..»

Даль даёт более широкое определение: «..вообще, крестьянин, идущий в чужбину на заработки, особ. на речные суда;| южн. неженатый, холостой, одинокий, бездомок, шатун, побродяга;

| буйный, своевольный, грубый, дикий. По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъема судов бичевою. Старший из них водолив, он же плотник, отвечающий за подмочку товара; затем лоцман, дядя...»

У Шубина встречается трактовка этого слова, как «человек без дома». Сделаю небольшое отступление указав, что Романов (2) указывает что незначительное большинство крестьян трудится не бурлаками, а лоцманами и водоливами (представитель судовладельца на судне).Но Шубин(1), и Хозяйственно-статистические материалы (4) указывают на то, что судовладельцами так-же являлись крестьяне, «чаще уездные», и что «промыслом этим они занимаются с давних времён». В интернатах, со ссылкой на Шубина, встречается информация, дескать «волоком суда почти не таскали, а передвигались посредством « подач» (т.е завозя якорь на лодке и подтягиваясь к нему)». Я его его всё таки понял так, что половину навигации, по большой воде шли на «подачах», а после понижения уровня воды- по «бичёвнику», последнее было проще.

В качестве примера первых сохранившихся договоров между судовладельцами и рабочими Шубин приводит записи 1642, 1653г и 1699г. Далее он приводит договор 1858г, который уже уточняет и детализирует детали найма рабочих. Включая штраф 15 копеек серебром в день за просрочку. Романов-же упоминал 30 копеек. Значительное расхождение можно отнести как местные условия, так и на разницу курса между серебром и ассигнациями. Так-же в договоре оговаривается, что артель не несёт ответственности за порчу судна и груза из-за ошибки лоцмана.

Шубин подробно описывает процедуру найма артели, роль подрядчика при торге с нанимателем (в буквальном смысле, не отходя от кассы получал «по уху» при послаблении в торге), способы обмана судовладельцев бурлаками и наоборот. Т.е если первые приукрашивали техническое состояние своей посудины, или пытались создать впечатление пониженного спроса на перевозки, дабы сбить цену, то вторые «рядились» по чужим паспортам, и вместо «33 витязей прекрасных», присутствовавших на торге, на погрузку являлись, в буквальном смысле, старый, убогий да малый.

Далее он( Шубин) пишет про питание: «… Питались бурлаки при тяжести своей работы и тогдашней дешевизне продуктов, вообще, вполне удовлетворительно. В то время даже говорили: «на Волгу идти- сладко поесть». Однако эту сладость надо понимать условно: она состояла, конечно, не в поварском приготовлении и не в разнообразии кушаний, а исключительно в сытости. Кушаний было только два: щи да просовая каша. Щи варили из хорошего мяса, которого клали в котёл не меньше полфунта (200 грамм) на человека….

Когда щей с хлебом в котле уже не оставалось уж в чашке, старший артельщик ударял ложкой в край чашки, что служило знаком, что-бы начинать есть мясо. Хлеба полагалось, вообще, в волю. Каша варилась из лучшего проса…

Своего рода лакомством для являлись квас и мёд, которыми они запасались на всю путину.

…Позднее, с уменьшением заработка бурлаков, питание их стало хуже.. Хотя это было всё-же лучше, чем питалось большинство бурлаков дома…»

Какой период автор называет словом «позже» не совсем понятно. Можно предположить период после внедрения паровой тяги и снижения спроса на «ноги», но так-же, на мой взгляд справедливо, отнести этот период на «после октябрьской революции», которая, как известно снизила потребление рабочих на 40 процентов. (6)

О заработках бурлаков будет в следующей части.

история, транспорт., Россия

Previous post Next post
Up