Как Стёпа деревню грамоте учил. Рисунок Г. Гефель 1925год из РГБ
https://dlib.rsl.ru/viewer/01008694906#?page=7 Чуть ранее я выкладывал документы о введении всеообщего образования при «Царизьме»:
раз, два,
три,
четыре ,
пять,
шесть,
семь.. Теперь предлагаю документ времён СССР.
Постановление ЦИК и СНК о всеобщем образовании.
Постановление ЦИК и СНК о всеобщем образовании.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР N 43
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР N 308
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 1930 года
О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения.
По сравнению с дореволюционным временем начальным обучением охвачен гораздо более широкий круг детей школьного возраста.
Однако подготовка и проведение всеобщего начального обучения шли до сих пор неудовлетворительным темпом. Советские органы, в частности народные комиссариаты просвещения и местные исполнительные комитеты, а также профессиональные и общественные организации уделяли этому делу совершенно недостаточное внимание.
Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР обращают внимание всех центральных и местных органов власти на то, что всеобщее начальное обучение является важнейшей политической задачей ближайшего времени. Вместе с тем, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР подчеркивают, что действительных успехов в этом деле можно достигнуть только при условии активнейшего участия широких масс трудящихся и общественных организаций.
Призывая профессиональные, комсомольские, кооперативные и другие общественные организации, а также всех рабочих, трудящихся крестьян, особенно колхозников, и советскую интеллигенцию проявить наибольшую самодеятельность и энергию и добиться решительной победы на фронте всеобщего начального обучения, Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Ввести с 1930 - 1931 гг. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 г. в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.
Установить с 1930 - 1931 гг. обязательное прохождение всего курса для I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.
2. Ввести с 1930 - 1931 гг. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).
3. Ввести с 1930 - 1931 гг. всеобщее обязательное начальное обучение (мальчиков и девочек) в объеме школы семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929 - 1931 гг.
Установить в тех же местностях с 1930 - 1931 гг. обязательное прохождение всего курса школы семилетки для всех детей, обучающихся в этих школах. В этих местностях должно быть обращено особое внимание на развертывание сети фабрично-заводских школ семилеток.
Правительства союзных и автономных республик и краевые (областные) исполнительные комитеты, а также районные исполнительные комитеты могут вводить обязательное семилетнее обучение и в других местностях, в первую очередь в районах сплошной коллективизации.
4. Значительно усилить с 1930 - 1931 гг. развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы в 1932 - 1933 гг. охватить ими основную массу колхозной молодежи.
5. В связи с особыми бытовыми и организационными трудностями допускается для внегородских поселений в отдельных культурно-отсталых республиках и автономных областях и некоторых отдаленных районах отступление (не более чем на 1 - 2 года) от указанных выше сроков проведения всеобщего обязательного начального обучения.
Эти отступления разрешаются в каждом отдельном случае правительствами соответствующих союзных республик.
6. Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети.
За неисполнение этой обязанности устанавливается ответственность в порядке законодательства союзных республик.
7. Ответственность за проведение всех практических мероприятий, обеспечивающих осуществление всеобщего обязательного начального обучения, возлагается на городские, поселковые и сельские советы и районные исполнительные комитеты.
8. Чтобы обеспечить всеобщее обязательное начальное обучение необходимыми средствами, принять следующие меры:
а) начиная с 1930 - 1931 гг. должны быть значительно усилены ассигнования как по местному, так и по единому государственному бюджету, в частности по фондам на строительство школ, со специальной дотацией из общесоюзного бюджета; размер этой дотации устанавливается Советом народных комиссаров Союза ССР;
б) к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию школ всеобщего обучения должны быть привлечены хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и другие общественные организации; в финансовых отделах хозяйственных органов по крупному капитальному строительству должны предусматриваться капитальные вложения на строительство школ для всеобщего обучения в размерах, утверждаемых правительством Союза ССР и правительствами союзных республик, по принадлежности;
в) должна быть привлечена самодеятельность широких трудящихся масс на основе социалистического соревнования (специальные отчисления, поступления от коллективной запашки культурных гектаров земли, помощь шефов, бесплатное трудовое участие и проч.).
9. При расходовании средств на школьное строительство в первую очередь удовлетворять нужды основных промышленных районов и рабочих центров, совхозов и районов сплошной коллективизации, а также культурно-отсталых национальных районов.
10. Чтобы обеспечить всеобщее обучение необходимыми школьными помещениями, предложить правительствам союзных республик издать постановления об использовании по прямому назначению школьных помещений, занятых для других надобностей, а также об использовании под школы всеобщего обучения бывших помещичьих усадеб, конфискованных кулацких домов и т.п.
11. Поручить правительствам союзных республик, а также органам, распределяющим строительные материалы, принять меры к обеспечению строительства и капитального ремонта школ всеобщего обучения необходимыми строительными материалами в полном соответствии с планом осуществления всеобщего начального обучения.
Городские, поселковые и сельские советы, а также районные исполнительные комитеты должны заканчивать ремонт школьных зданий и мебели, а также подготовку топлива, книг, учебных пособий и письменных принадлежностей до начала наступающего учебного года.
12. Чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами в соответствии с планами проведения всеобщего обучения, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:
а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них, а также вводить применение других форм подготовки учителей;
б) принять меры к привлечению на педагогическую работу учителей, работающих не по специальности;
в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений;
г) усилить коммунистическое и рабочее ядро среди учителей.
13. Поручить правительствам союзных республик установить нормальное количество учащихся на одного учителя.
14. Поручить правительствам союзных республик пересмотреть учебные планы и программы педагогических институтов, техникумов и курсов и провести в жизнь мероприятия, обеспечивающие марксистско-ленинскую и политехническую подготовку учителей.
15. Учитывая важность и сложность новых задач, возлагаемых на учительство, поручить правительствам союзных республик значительно улучшить материальное положение учителей трудовой школы.
Обеспечить с 1930 - 1931 гг. снабжение учителей сельской трудовой школы продовольствием и промышленными товарами по нормам, установленным для промышленных рабочих.
16. Чтобы улучшить обучение и чтобы предоставить детям наименее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты действительную возможность успешно учиться, принять следующие меры:
а) с 1930 - 1931 гг. значительно усилить материальную помощь этим детям в виде бесплатного снабжения учебниками, письменными принадлежностями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и т.п.;
для этого должны быть увеличены бюджетные ассигнования на эту помощь, привлечены средства общественных организаций, а также должны быть образованы специальные фонды в порядке, устанавливаемом Советом народных комиссаров Союза ССР;
предложить Народному комиссариату внешней и внутренней торговли Союза ССР и Центральному союзу потребительских обществ Союза ССР принять меры к созданию на местах фондов продовольствия, обуви и одежды для удовлетворения нуждающихся учащихся школ всеобщего обучения;
б) широко развернуть дополнительные занятия с отстающими школьниками, а также предварительную, до поступления в начальную школу, подготовку детей рабочих, батраков и деревенской бедноты; к этому необходимо привлечь в порядке общественной работы учителей, актив родителей, учащихся старших групп, пионерские организации, а также использовать в порядке производственной практики учащихся педагогических высших учебных заведений и техникумов;
в) всемерно усилить политехнический характер школ всеобщего обучения;
г) поручить правительствам союзных республик установить в трудовой школе нормальную продолжительность учебного года, как правило, не менее 225 учебных дней, с учетом местных особенностей.
17. В целях мобилизации средств и сил советской общественности для проведения всеобщего обязательного начального обучения создать в срочном порядке при краевых (областных) исполнительных комитетах, районных исполнительных комитетах, городских, поселковых и сельских советах комитеты содействия всеобщему обязательному обучению.
18. Поручить правительствам союзных республик на основе настоящего Постановления:
а) не позднее чем в 10-дневный срок издать постановления о введении всеобщего обязательного начального обучения;
б) при пересмотре пятилетнего плана культурного строительства разработать планы проведения всеобщего обязательного начального обучения, предусмотреть необходимость обеспечить выполнение этих планов средствами, школьными помещениями и педагогическими силами.
19. Поручить Народному комиссариату рабоче-крестьянской инспекции Союза ССР и народным комиссариатам рабоче-крестьянской инспекции союзных республик установить систематическое наблюдение за проведением всеобщего обязательного начального обучения.
Председатель
ЦИК Союза ССР
М.КАЛИНИН
Заместитель Председателя
СНК Союза ССР
Я.РУДЗУТАК
Секретарь ЦИК Союза ССР
А.ЕНУКИДЗЕ...
Источник.