История Бодайбо.

Dec 05, 2019 15:39





Электрифицированная дорога 1900г. Прииск Надеждинский.

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год  с сайта .



Первые русские люди появились на Витиме в 1639 г.  Это был отряд атамана Михаила Перфильева. Их встретил суровый необъятный  край, где лишь изредка встречались кочевья эвенков. Почти два века этот  район оставался малоизученным. Только с открытием здесь первых золотых  россыпей в 1846 г. началось его освоение.

Для хозяйственного развития района потребовалась  база, и в 1864 г. в удобном месте на берегу Витима, в устье речки  Бодайбо, основали приисковую Бодайбинскую резиденцию (склад грузов и  перевалочный пункт). Сначала резиденция обслуживала лишь один  Стефано-Афанасьевский прииск, но вскоре стала опорной базой освоения  всей обширной территории Лено-Витимского золотоносного района.

Название резиденции (данное по речке с эвенкийским  названием Бодайбо) оказалось созвучным со старинной старательской  мольбой-талисманом «Подай Бог!». Первые золотоискатели увидели в этом  случайном совпадении звучания русских и эвенкийских слов знаменье,  предвещающее удачу. И действительно, вся дальнейшая история Бодайбо  была связана с очень успешным развитием в районе золотодобывающей  промышленности.

Уже в начальный период, в течение первых 20 лет,  вблизи Бодайбинской резиденции было добыто около 25 т золота. А в 1881  г. здесь был найден самый крупный золотой самородок - весом 26 кг!  Однако к концу XIX в. наиболее богатые поверхностные россыпи были  выработаны. Потребовались значительные средства для проведения  широкомасштабных геологоразведочных работ с целью обнаружения новых  крупных запасов золота, а также для технического переоснащения и  обустройства приисков.

В 1896 г. было создано крупнейшее в России  акционерное общество «Лензото» («Ленское золотопромышленное  товарищество»), что дало возможность привлечь в золотопромышленность  отечественных и иностранных инвесторов и объединить их ресурсы. К началу  1910 г. доля иностранных инвестиций в капитале акционерного общества  достигла 65 %. К тому времени «Лензото» держало в своих руках почти все  крупные прииски Лено-Витимской системы (122 прииска) и Лено-Витимское  пароходство, став самым мощным золотопромышленным предприятием мира.

Началось ускоренное освоение района. Уже в 1895 г.  здесь были проложены первые рельсы узкоколейной железной дороги - от  пристани через Бодайбинскую резиденцию до ближайших приисков (это  событие произошло за три года до прихода первого поезда в Иркутск).  Через год заработала первая в Иркутской губернии (и вторая в России)  гидроэлектростанция мощностью 300 кВт (в то время самая мощная в  России). Была проложена первая в стране линия электропередач. Всего к  1914 г. в районе действовало шесть гидроэлектростанций, работавших в  единой энергосистеме (первой в России). Их электроэнергия использовалась  не только для производственных целей, но и для бытовых нужд.

На Надеждинском прииске открыли (впервые в России)  электрифицированную железную дорогу, служившую для перевозки торфа,  гальки и золотоносных песков. В этот же период для проходки шурфов  стали применять (опять же впервые в России) алмазное оборудование. А  для проведения геологоразведочных работ приглашались лучшие  отечественные и зарубежные специалисты, среди которых был будущий  академик АН СССР В.А.Обручев.

На многих приисках стали осуществлять паровое  оттаивание песков, а с 1914 г. - внедрять зимнюю промывку, сделавшую  процесс золотодобычи круглогодичным. В район стали поступать первые  экскаваторы и крупные электродраги с черпаками объемом 100 и 210 л.  Перед революцией готовились полигоны для размещения новых  высокопроизводительных драг вдоль рек Бодайбо, Жуй, Чары и др. Однако  революционные события прервали процесс модернизации отрасли. Очередная  из запланированных до революции электрических драг, с емкостью черпака  476 л, появилась на прииске Благовещенском только через 12 лет (в 1929  г.). Она стала одной из крупнейших в СССР.

Модернизация отрасли позволила поднять  производительность труда почти на 40 %, ив результате существенно  увеличилась золотодобыча. Достаточно сказать, что в 1910-1916 гг.  ежегодно добывалось около 16 т золота. Этот рекорд не удалось перекрыть  даже в советское время.

Но процесс бурного развития отрасли был омрачен  трагедией 1912 г., когда акционеры, получившие максимальную прибыль  (около 9 млн р. золотом), не захотели выделить 100 тыс. р. на улучшение  социально-бытовых условий на приисках. По этому поводу произошло  стихийное выступление рабочих, которое привело к трагической гибели 270  человек и отставке правления «Лензото».

Однако ленская трагедия 1912 г. бледнеет перед  трагедией послереволюционного периода, когда в результате  национализации хозяйственная деятельность на приисках была полностью  парализована. Район оказался отрезанным от снабжающих центров.  Свирепствовал голод. Добыча золота к 1921 г. сократилась в десятки раз и  не превышала 2,5 % дореволюционного уровня. Рабочие покидали прииски.

Хотя золотопромышленность района перешла в полное  ведение большевиков, обещавших рабочим безбедную и счастливую жизнь, это  не улучшило положение на приисках. Вскоре новая власть предприняла  попытку привлечь в разрушенную золотопромышленность иностранный капитал.  В августе 1925 г. правительство СССР заключило концессионный договор с  английской компанией «Лена Голдфилдс лимитед», которая уже в 1926 г.  увеличила золотодобычу до 9,6 т, что составило 58 % дореволюционного  уровня.

Восстановив золотодобычу, новая власть провозгласила  политику вытеснения иностранного капитала. Производственная активность  компании снизилась, и весной 1930 г. концессионный договор был прерван.  Через два года был организован Государственный всесоюзный трест  «Лензолото», и экономические стимулы стали заменяться административными.  В 1930-х гг. как «враги народа» были арестованы более 5 тыс. жителей  Бодайбинского района, из них убиты 950 чел. (в 3,5 раза больше, чем  погибло во время Ленского расстрела). Но даже такие суровые меры не  смогли поднять золотодобычу выше дореволюционного и даже нэповского  уровней.

В послевоенные годы объем золотодобычи поддерживался  за счет освоения новых золотоносных участков, повышения уровня  механизации и увеличения доли открытой разработки. Вблизи Бодайбо в  1961 г. была пущена Мамаканская ГЭС мощностью 80 МВт. Прииски оснащались  крупными электродрагами (одна из них, на прииске Маракан, с объемом  черпака 600 л. стала крупнейшей в мире).

В 1970-х гг. благодаря использованию электродраг  получали свыше половины общего объема добываемого в районе золота,  остальное приходилось на подземный и гидравлический способы. К середине  1980-х гг. в объединении «Лензолото» действовало 14 драг, а уровень  механизации приближался к 100 %.

В 1986 г. принято решение о строительстве комбината  на Сухоложском золоторудном месторождении, которое является одним из  крупнейших в мире. В то время его балансовые запасы были утверждены в  объеме чуть более 1 тыс. т золота. Это означает, что при промышленном  освоении месторождение может ежегодно давать до 50 т драгоценного  металла. С предстоящим освоением данного месторождения был связан бурный  рост многоэтажного жилищного строительства в Бодайбо. Началось  возведение моста через Витим и домостроительного комбината.

В кризисные 1990-е годы отрасль, а следовательно, и  город переживали нелегкие времена. Было остановлено (в 1992 г.)  строительство комбината в Сухом Логе, свернуты программы дорожного и  жилищного строительства. На приисках осталось всего несколько драг. Из  района и города начался отток населения. Были прекращены  геологоразведочные работы. Стала разрушаться производственная и  социальная инфраструктура. В 1992 г. затонула мараканская драга.

Возрождение отрасли началось в конце 1990-х гг.  Наряду с разработкой россыпей приступили к добыче рудного золота на  сравнительно небольших и высокоэффективных месторождениях. Доразведаны и  переоценены балансовые запасы Сухоложского месторождения. Была намечена  программа модернизации городского теплоснабжения. Бодайбо стал  по-прежнему выполнять функцию главной базы Лено-Витимского  золотопромышленного района.

история, Царизм., транспорт., Россия

Previous post Next post
Up