"Республика химии, маленькая Бельгия"

Nov 28, 2019 17:28


Вынесено из комментариев. По подсказке пользователя harmful_grumpy размещаю статью из журнала Нефтянка об истории Березниковского Содового Завода. В продолжение вот этого поста.



Березниковский Содовый Завод



Эта история началась ровно 150 лет назад, в 1869 году, когда пермский  купец и промышленник Иван Любимов откупил у казны Березниковские  соляные промыслы, существовавшие к тому времени уже более двух веков, а  также земельный участок на левом берегу красавицы Камы, на бывшем  острове Березовый (Побоищный), что напротив старинного села Усолье.

Через 10 лет предприимчивый Любимов созрел для создания на базе  простой солеварни полноценного химического завода, благо ресурсная база  это позволяла. Иван Иванович решил создать первое в России производство  кальцинированной соды по эффективному аммиачному способу, открытому и  запатентованному известным бельгийским химиком и предпринимателем  Эрнестом Гастоном Сольве.

В феврале 1881 года в Брюсселе Любимов и Сольве подписали контракт о  строительстве Березниковского содового завода (БСЗ) мощностью 6 тысяч  тонн соды в год. Строительством завода руководил известный инженер-химик  Александр Самосатский. Спустя 2,5 года завод был пущен в эксплуатацию и  вскоре вышел на проектную мощность. Рядом с заводом возник рабочий  поселок Березники.

С учетом высокого спроса на продукцию объем выпуска соды на БСЗ был  увеличен на 20%; на двух производствах - содовом и соляном - работало  около 1,3 тыс. человек. Успех завода вдохновил деловых партнеров на  создание в 1887 году совместного предприятия - акционерного общества  «Любимов, Сольве и Ко», которому, кроме БСЗ, принадлежал также  Лисичанский содовый завод на Донбассе, а также развитая сеть оптовой  торговли зерном и каменным углем. Отметим, что оба компаньона были людьми незаурядными - не только  прогрессивными предпринимателями, но и общественными деятелями, крупными  меценатами. В частности, Любимов, как и его отец, был длительное время  городским головой Перми и сделал очень многое для развития культуры,  науки, образования и здравоохранения в губернском центре.

Наиболее зримая и фундаментальная часть наследия Ивана Ивановича как  благотворителя - основание Алексеевского реального училища, которому  Любимов отдал свой дом, расположенный в исторической части Перми,



Алексеевское училище

на  Вознесенской площади. Это пожертвование было не напрасным - училище,  которое до сих пор функционирует в качестве авиационного техникума,  стало alma mater для целой когорты выдающихся людей. Среди них -  конструктор славного семейства поршневых авиадвигателей Аркадий Швецов и  маршал Борис Шапошников, возглавлявший Генштаб в течение первого,  самого тяжелого, года Великой Отечественной войны. Кроме того, Любимов, будучи инициатором проектирования и строительства  Пермско-Уральской железной дороги, лично профинансировал  инженерно-изыскательские работы на трассе Пермь-Екатеринбург, позднее  ставшей частью главного гона Транссибирской железнодорожной магистрали. Еще более значительной фигурой был Сольве, которого без преувеличения  можно назвать личностью глобального масштаба. Этому во многом  способствовало его завидное долголетие (Сольве прожил 84 года, почти на  четверть века дольше своего уральского компаньона), а также то, что его  родина, в отличие от России, счастливо избежала социалистической  революции с последующей национализацией (точнее, конфискацией)  собственности.

Главная историческая заслуга Сольве - организация в 1911 году в  Брюсселе международного форума физиков и химиков, названного в честь  своего спонсора конгрессом Сольве. Эта институция существует и по сей  день - за 108 лет состоялось уже более полусотни конгрессов. Особенно  продуктивными (можно даже сказать, судьбоносными) для современной науки  были довоенные Сольвеевские форумы с участием настоящего созвездия  великих ученых - Макса Планка, Эрнеста Резерфорда, Марии  Склодовской-Кюри, Анри Пуанкаре, Альберта Эйнштейна, Нильса Бора,  Вернера Гейзенберга, Макса Борна, Эрвина Шредингера и других. Эти  конгрессы внесли огромный вклад в развитие и популяризацию квантовой  механики, теории относительности, исследований цепных реакций и прочих  перспективных научных направлений.

Кроме того, Сольве был крупным государственным деятелем - дважды  избирался в бельгийский сенат, а на старости лет был назначен  госминистром. Не забывал Эрнест Гастон и про бизнес - созданная им  корпорация Solvay успешно пережила две мировые войны, кризисы, спады,  депрессии и трансформации, и в настоящее время объединяет 24,5 тысяч  сотрудников, работающих на 115 площадках в 61 стране и выпускающих  химическую продукцию под десятками популярных брендов. По итогам  прошлого года совокупная выручка корпорации составила 10,3 млрд евро.

Более того, именем основателя транснационального  высокотехнологического бизнеса названы сразу два города, причем, отнюдь  не в родной для предпринимателя Бельгии - Сольвей (штат Нью-Йорк, США) и  Розиньяно-Сольвей (провинция Тоскана, Италия).  Но вернемся из Тосканы в Верхнекамье. После смерти одного из основателей  (Иван Любимов скончался в 1899 году) развитие БСЗ не остановилось.  Более того, в 1903 году завод существенно расширил свою  минерально-сырьевую базу, приобретя известняковый карьер неподалеку от  Березников, около железнодорожной станции Всеволодо-Вильва. Через 13 лет  молодой конторщик Всеволодо-Вильвенского химзавода Борис  Пастернак в  одном из своих писем назвал БСЗ и его рабочий поселок, построенный по  европейскому образцу, «маленькой промышленной Бельгией».



"Маленькая Бельгия"

Действительно, поселок, состоявший из нескольких кварталов жилых  домов, заводоуправления, школы, больницы и гостиницы, был весьма  благоустроенным и комфортабельным местом - каждое его здание было  построено по индивидуальному проекту известного архитектурного бюро  Александра Турчевича, здесь имелось центральное водоснабжение и  отопление, во всех квартирах были ванные комнаты с горячей водой и  теплые туалеты.

Конечно же, в тот период активно развивалась не только социальная  сфера БСЗ, но и производство - росли объемы выпуска продукции,  внедрялась новое оборудование, осваивались новые техпроцессы - в  частности, был налажено изготовление каустической соды.

А дальше, когда над Россией взошла «заря новой жизни», история БСЗ  пошла, увы, по стандартному советскому сценарию - в августе 1918 года  завод был национализирован, а спустя 5 лет был назван именем Ленина и  почетным званием «образцовый». Собственно говоря, он таковым и был,  особенно, на фоне царившего вокруг управленческого хаоса и хозяйственной  разрухи.

Далее в журнале Нефтянка

история, индустриализация, промышленность, Царизм.

Previous post Next post
Up