Перевозка котла по Ленскому тракту на 13-ти тройках. (1901-1912г)
На заглавной фотографии: «Перевозка котла по Ленскому тракту на 13-ти тройках. (1901-1912г)». Котёл, я думаю, пароходный. Но примерно так-же, предположу, перевозили оборудование для первой Якутской электростанции.
«...6 августа 1914 года в Якутске произошло знаменательное событие - была введена в эксплуатацию первая электростанция мощностью 180 кВт. И хоть хватило всего на 60 фонарей, по тем временам это был настоящий прорыв.
Одним из главных аргументов стали цифры: за год для освещения своих домов жители Якутска использовали 2.500 пудов свечей и 600 пудов керосина на общую сумму 65 тысяч рублей. Алексей Алексеевич подсчитал, что за электроосвещение люди платили бы вполовину меньше.
И городские власти согласились - решение об электрификации города было поддержано почти всем составом Думы. На строительство в Якутске первой электростанции необходимо было 100 тысяч рублей. Деньги «выбивал», используя личные связи, губернатор области И.И. Крафт. 8 марта 1913 года он сообщил, что самодержец Николай II своим высочайшим повелением разрешил отпустить Якутску ссуду в размере 20 тысяч рублей из государевой казны. Еще 80 тысяч пожаловал генерал-губернатор Восточной Сибири Л.М. Князев. Так Якутск стал «пионером» электрификации среди городов Сибири.
Депутаты поставили условие - электрические провода должны быть подвешены как можно дальше от домов во избежание пожара. Так вдоль всей проезжей части Большой улицы (ныне проспект Ленина) были установлены столбы, которые простояли до 1936 года. Первую электростанцию приводил в действие локомобиль мощностью 150 л. с. К электростанции были подключены магазины и около 200 домов.
Проект электрического освещения г.Якутска
Электростанция строилась небывалыми для той поры темпами. В конце апреля 1913 года городские власти приобрели помещение для будущей станции - огромный амбар, где был заложен фундамент под оборудование и возведены киоты для трансформаторов. Несмотря на всеобщую забастовку рабочих в городе на Неве, поставщик оборудования Н. Климин нашел решение проблемы - генератор-трансформатор для будущей станции везли из Петербурга на лошадях в разобранном виде. В начале 1914 года по зимней дороге энергооборудование прибыло в Якутск.
Деревянное здание первой электростанции Якутска располагалось на нынешнем перекрестке улиц Хабарова и Чиряева. ...»
Здание первой электростанции в г. Якутске.
И через 12 лет, В 1925 году на прииске Незаметный (ныне - город Алдан) была пущена в эксплуатацию первая в советской Якутии локомобильная электростанция мощностью около 45-50 кВт, работавшая на дровах. Она давала свет прииску и энергию механической мастерской, в которой велась сборка первых драг.
фотография из
РГБ. Другие источники:
1,
2,
3,
4