Теплоходы. Очерк Б.Никонова в журнале "Нива" №27-28 за 1913г.

May 24, 2021 20:17






Россия считается страною отсталою въ торговомъ судоходстве'. Въ статистическихъ таблицахъ обыкновенно приводятся довольно обидныя сопоставленія нашего флота съ флотами иныхъ держав, Англия, Германія, Норвегія обладають тысячами торговыхъ паровых судовъ, тогда какъ на долю Россіи морскихъ коммерческихь пароходовь приходится всего около 900. Но тому, кто способенъ огорчаться такой статистикой, следует взять другой статистический матеріаль: Списокъ паровыхъ судовъ, плавающихъ по внутреннимь путямъ Россін. И тамъ онъ найдетъ цифры:
По переписи 1905 - 1908 годовъ, по ръкамъ одного только волжского бассейна плавало около 3.000 пароходовъ, н изъ ихъ числа до 500 пароходовъ пассажирскихъ. Это только на Волге и ея притокахъ, не считая Дивира, Дона, Северной и Западной Двины, озерной области съ Невою и громадныхъ ръкъ Сибири… Этн цифры способны , «создать настроение». Они стоять англійскихъ и германских цифр.
Намъ возразят: но ведь это флотъ, речное плавание. Однако такія водныя пространства, какъ Волга или Обь с ихъ притоками, могутъ потягаться съ моремъ, въ особенности, когда осуществится грандиозный проект соединенія нашихъ ръкъ въ одну непрерывную цепь водныхъ внутреннихъ соеднненій отъ Петербурга и до Иркутска и Владивостока н от Архангельска до Одессы. Можеть потягаться съ морскимъ флотом и нашъ речной флотъ. Теперь уже обычное явление на Волге пароходы длиною въ 40 - 45 сажень, поднимающие до 60 тысячъ пудовъ груза, и баржи до 70 80 сажень, съ колоссальною грузоподъемностью въ 500 600 тысяч пудовъ.
Наши суда внутренняго плаванія каждымъ днём совершенствуются и растуть въ длину, ширину и высоту. В деле судовой техники волжское пароходство-нечто самобытное и свое, хотя оно некогда и выросло на иностранной культуре.Все волжекія новинки посліднихъ 20-30 лъть,все усовершеиствованія возникли уже на родной почве, применительно къ условіямъ самой Волги. Волга создала свой тип парохода, при чемъ сама же и строить пароходы, на своихъ заводахъ, уже не пользуясь заграничной помощью. И пароходы русской постройки (въ особенности Сормовскаго и Коломенскаго заводовъ) считаются лучшими на Волге.
Наконецъ Волга создала за самое последнее время еще одну замечательную новинку. И этой новинке, по всем признакамъ, суждено произвести колоссальный переворотъ во всемъ нашемъ судоходстве. Эта новинка - теплоходы.
Въ міръ паровыхъ судовь властно вторгается совершенно новое хозяйство, новые принципы. Паръ, нераздъльно царившій на и моряхъ, не знавшій никакого соперника со временъ Фультона, теперь испытвает могучую конкуренцію со. стороны такъ называемыхъ двигателей внутреннего сгоранія. И именно на Волге.
Разница между паровыми двигателями и двигателями внутренняго сгоранія заключается, какъ извъстно, въ слёдующемъ: въ паровыхъ машинахъ толчокъ движенію даеть паръ. для добыванія которого употребляется то или иное топливо; въ тепловыхъ же двигателяхъ толчокъ даеть само топливо въ моментъ сгоранія. Тепловые двигатели компактнее,экономнее , въ "пище" и вообще удобніее для судовъ: не требуютъ громоздкихъ котловъ, позволяють брать запасъ топлива сразу на весь громадный рейсъ и въ малом сравнительно теле, имеют сравнительно большую силу. Въ особенности же практичными для судовъ оказались так называемые двигатели Дизеля (или просто «днзели»), которые теперь и завоевывають Волгу.
Принцип, тепловыхъ двигателей придума не Волгою. Эти двигатели въ разныхъ видахъ былн извъстны еще задолго до появленія на Волге теплоходовъ. Да и самые теплоходы впервые появились не на Волге. Но Волге принадлежит инициатива приміненія упомянутыхъ двигателей къ своему судоходетву въ такихъ размьрахъ, съ такой широтой и съ такими усовершенствованіями, какихъ еще не бывало нигде и никогда. Современные волжские пассажирские теплоходы являются пока единственнные въ мире по размърамъ и усовершенствованіямъ. Мало того: ухватившись за тепловые двигатели, Волга поставила ихъ, такъ сказать, въ боевое положеніе по отношенію къ пароходамъ, этим владыкам ръчного движенія, и серьезно грозится перевернуть все судоходство такъ же радикально, какъ въ свое время оно бы было перевернуто появленіемъ паровых судовъ на смену парусным. Тепло" объявило войну пару. И надо сознаться, что Волга сумъла вооружить , «тепло» такими мощными орудиями техническихъ усовершенствованій и двинула его въ дъло такой мощной рукой, что пароходамъ дъйствительно грозить серьезная опасность.
Въ Россіи теплоходы появились въ начале текущего столетія. Впервые ихъ пустилъ въ дъло заводчикъ Нобель, построившій въ 1904-1905 годахь нефтеналивныя баржи , Сармать" и ,Вандалъ", снабженныя двнгателями внутренняго сгоранія. Въ свое время эти громадные суда привлекали петербуржцевъ: на свет Божій они появились въ Пеербурге и впервые пошли по Невъ. Это были громоздкія тихоходныя , «влачилища», предназначенные лишь для перевозки нефти.
Несколько позднее тепловыми двигателями заинтересовалась Военно-морское ведомство. В 1908 году была построена теплоходная подводная лодка ,Минога", получившая недавно печальную известность приключившейся съ нею аварией. Почти одновременно с нею Балтійскій заводь выстроил восемь теплоходных канонерокъ для р. Амура. А еще позднее военный флот обогатился двумя теплоходиными крейсерами ,Карсъ" и «Ардаганъ», отправленными на службу Каспийское море. В, позапрошлом году обоим этимъ крейсерамъ пришлось принять боевое крещение въ одномъ изъ нашихъ столкновеній съ персами.
На Волге толчокъ теплоходному дълу был дан разыгравшимся тамъ нефтянымъ кризисомъ. Можно почти съ увърен ностью сказать, что если бы нефтяное топливо на Волге не вздорожало такъ за последние годы (с9-10 к. до 50 - 60 к. за пуд нефтяных остатковъ), то Волга еще многіе годы не ведала бы у себя пассажирскихъ теплоходов. Долгие годы волгари отапливали-бы свои пароходы нефтяными остатками. Это уже успело обратиться въ традицію, въ нечто непреложное и неизменное. Потреблявшиеся в прежнее время въ невъроятныхъ количествахъ дрова, совсем вывелись изъ обихода. Каменный уголь быль неизвъстенъ Волге. Зато все на ней жило и дышало нефтью. И вдругъ нефть сделалась дороже дровъ и каменного угля.
На Волге наступила паника. И вотъ тогда-то волгари и вспомнили о тепловыхъ двигателяхъ Дизеля, уже испробованныхъ и одобренныхъ въ военномъ флоть.
Эти двигатели, правда, отапливались нефтью, - драгоцінной, разорительной нефтью. Но, в сравнении съ пароходными топками, ,дизели" требовали чрезвычайно мало. Эта экономность н прельстила волжских, піонеровь теплоходнаго дела. На помощь выступившему въ борьбу съ паром теплу, явилось, какъ это часто бываетъ, экономическое начало.
Вначале тепло" только этим и было вооружено. Оно выступило на арену борьбы съ пароходами, прикрывшись, въ виде боевой брони, лишь отношеніемъ расхода на топливо. Но это процентное отношение, эти маленькія н какъ будто ничего не говорящие цифры расхода на топливо, потребляемое ,дизелями", сыграли на громадную роль; он создали новое огромное и высококультурное дъло. Подъ броней этихъ цифръ, под защитой ,процента", волжское  «тепло» обзавелось и другими мощными орудиями борьбы - новъйшими техническими усовершенствованиями и такими важными козырями въ предпринятой имъ борьбі, какъ быстроходность, громадная грузоподъемность, редкий, комфорть для пассажировь.
Но все это пришло не сразу. Волжское теплоходство развивалось ощупью. У строителей речных теплоходовъ еще не было ни опыта ни практики.
Первые волжские теплоходы были выпущены Коломенскимъ заводомъ, и заводу этому пришлось чрезвычайно много и упорно потрудиться въ этомъ дъль, пока онъ не достигъ нынъшнихъ блестящихъ результатовъ въ деле теплоходостроительства, Коломенскій заводъ, можно сказать, создал все теплоходство на Волге. кстати, что термин «теплоходъ» был придуман и пущен  въ обиходъ этимъ заводом. До этой поры тепловыя суда не имели этого специфического термина.
Творцамъ теплоходовъ пришлось решать самые основные вопросы: какие теплоходы строить для Волги винтовые или колесные? Какъ добиться легкого и быстрого маневрированія съ передним и задним ходомъ, - маневрированія, столь необходимаго на Волге, где много мелей и перекатовъ и пристаней? Какъ наконецъ упростить и удешевить самую конструкцію двигателей? Дорогіе и сложные двигатели были бы неизбъжно отвергнуты Волгой, тъмъ болье, что волгари и обратились-то къ теплоходамъ именно въ целях, экономіи. Короче говоря, все то, что было допустимо въ теплоходномъ на море и въ военномъ флоте, оказывалось неприменимо и неудобно иа Волге.
Въ частности, всего более волгари интересовались вопросомъ, что выгодные для теплохода - винтъ или колеса? На Волгь споконъ въка царили колеса, потому что при речном  мелководье глубоко сидящий винть не имел там права на существованіе. А между тем, самая конструкція двигателей Дизеля требовала винта: они действовали прямо и непосредственно на гребной валь винта, тогда как на колесный гребной вал они могли действовать только при помощи передаточной шестерни, особых муфть и тому подобныхъ дополнительныхъ приспособлений, громоздкихъ и сложныхъ. Какъ примирить эти два начала? Строители теплоходовъ стали решать вопросъ путемъ опыта. построили сначала небольшой буксирный колесный теплоходь «Мысль», потомъ громадный колесный же пассажирский теплоходь «Ураль».
Маленькая .,Мысль", назначенная для буксировки баржъ, вызвала на Волге своим появленіемъ и работой настоящій фуроръ. Первые же рейсы ,Мысли" оказались весьма удачными. Теплоходъ сжигалъ ничтожное количество нефти и благополучно буксировалъ ввёренныя ему баржи, куда слёдовало. Для волжскаго судоходства, панически напуганнаго вздорожаніемъ нефти, это было великимъ событіемъ.
Но какъ всегда бываетъ, первоначальные восторги смъннлнсь вскоръ нъкоторымъ разочарованісмъ. Первые волжские теплоходы имели еще много недостатковъ, а ихъ машины требовали самаго внимательнаго присмотра. Мальйшій недосмотръ лишал теплоходъ работоспособности и выводилъ его изъ линіи. Особенно это сказалось на первомъ большомъ пассажнрскомъ теплоде ,,Уралъ", построснномъ для одного изъ камскнхъ пароходствъ.
Появленіе этого гиганта-теплохода было встречено еще большимъ шумомъ, чем  появленіе ,,Мысли". Громадный белый двухъэтажный красавец ,,Урал". отделанный и снабженный всеми современными усовершенствованіями в области комфорта, привлекал къ себе обостренное внимание волгарей. , Пароходъ безъ пара", двигавшийся какими- то таинственными вспышками нефти, собиралъ кругомъ себя тысячи любопытныхъ. Волга любитъ свои пароходы и страстно интересуется новинками въ судоходномъ деле. Первая рейсы ,Урала" ожидались со страстнымъ нетерпеніемъ. Но великолепный по внішности теплоходъ не оправдалъ возлагавшихся на него надеждъ и потерпълъ неудачу. И эта неудача едва, было, не рушила все нарождавшейся на Волге пассажирское теплоходство, вызвавъ на некоторое время незаслуженное и неосновательное ослабление интереса къ этимъ новымъ судамъ. Главной причиной неудачи, постигшей ,,Уралъ", можно считать просто непривычку команды къ новыми для нее тепловымъ машинамъ, къ новому, такъ сказать, режиму. , Урал" называли ,,пароходомъ безъ пара" не совсем правильно: паръ на немъ (какъ и на позднёйшихъ теплоходахъ) все-таки имълся для отопленія, для приведенія въ действие электрической освътительной машины, для штурвала и пр. А кром'ь того, некоторые аппараты (напрнмеръ, штурвалъ, свистокъ) дійствовали, сверхъ того, сжатымъ воздухомъ. Но сжатый воздухъ иакапливался только во время хода, а въ иное время нужно было обращаться къ помощи пара. И вотъ не привыкшая къ такимъ переменам команда путалась въ нсточннкахъ энергіи: хваталась за паровой регуляторъ, когда не было пара, или за воздушный --при отсутствии воздуха. Еще худшія недоразум'ьнія происходили с самими ,дизелями", управляться съ которыми недостаточно привыкшей къ нимъ команде было чрезвычайно трудно и хлопотливо. В результате происходили частые поломки, и теплоходъ постоянно выходилъ изъ линіи. Кромъ того, оказалось, что колесная снстема для пассажирскаго теплохода совсъмъ не подходить. Тяжелая и громоздкая передача съ ,дизелей" на колеса невероятно осложняла маневрированіе теплохода при приставаніи и отвале. Становилось ясно, что колеса терпимы лишь для буксирнаго теплохода, который идетъ долгие дни безъ остановокъ на пристаняхъ. Буксирные теплоходы , Мысль", Карамышъ", снабженные колесами, работали благополучно. Но для пассажирского теплохода оставалось придумать что-нибудь новое.
И это новое было придумано. Это былъ винтъ совершенно новаго Волжского образца и расположенія. Теплоходы последнего выпуска (построенные для общества ,Кавказъ и Меркурий") всё винтовые. Ихъ строителямъ удалось примирить непримнримое: поставить винты почти на ватерлиніи (а не въ глубинъ, какъ до сих поръ практиковалось) и добиться того, что даже при такомъ ,,поверхностномъ" положеніи винты работають съ полнымъ применением своей энергіи. Въ этомъ отношении теплоходная волжская техника сказала последнее, и притомъ весьма остроумное, слово. Въ корме теплохода сдълали внизу особую выемку (,,полутуннель"), въ которой собственно и помещаются винты (Теплоходы последнего выпуска двухвинтовые). Корма прикрыта особымъ колпакомъ, который образуетъ въ задней части теплохода довольно обширное полое пространство. Когда теплоходъ стоить на мъсть, винт почти на лопасть выступастъ изъ воды. Но во время хода въ упомянутую туннельную выемку и въ полое кормовое пространство притекаетъ вода, заполняетъ все пространство и покрываеть винты. И вннты тогда работаютъ въ полной водъ, не имъя надобности сидеть глубоко под водой. Это было почти геніальное решение задачи. Волга получила громадный плоскодонный теплоходъ, обладающий могучей грузоподъемностью и колоссальной палубной площадью, и притомъ теплоходъ винтовой, т.-е. такой, на которомъ двигатели Дизеля могутъ работать безъ всякихъ передаточныхъ инстанцій. Такимъ образомъ, несмотря на неудачу съ  «Уралом», теплоходное дело на Волге не только не заглохло, но, наоборот, расцвело неожиданно-пышнымъ расцвътомъ. Энергія теплоходостроителей и ихъ уменье быстро парализовать неудачныя стороны теплоходства новыми усовершенствованіями привели въ конце концовъ къ полному торжеству ихъ идеи. Считаемъ долгомъ указать здъсь имена двухъ извъстнъйшнхъ спеціалистовъ теплоходнаго два въ Россіи: профессора В. П. Аршаулова и ниженера Д. Д. Филиппова. Имъ собственно обязана Волга своими теплоходами.
Серію теплоходныхъ ,дредноутовъ" новаго Винтового типа открылъ выпущенный два года тому назадъ теплоходь ,, Бородино". За ннмъ последовали ,Двънадцатый Годъ", ,,Кутузовъ". ,Багратіонъ" и ,Цесаревичъ Алексей", улучшенные сравнительио съ ,,Бородино". А въ текущемъ году Коломенскій заводъ выпускаетъ новый сверхъ-теплоходъ ,Царьградъ", обладающий новейшими техническими усовершенствованіями и небывало просторными и роскошными пассажирскими помъщеніями. Теплоходы типа ,,Бородино" въ длину 295 футовъ, въ ширину-30 футовъ. На нихъ поставлены вдоль корпуса 6-цилиндровые двигатели, действующие непосредственно на гребные винты. Машинное отделение на теплоходахъ представляеть собою картину настоящей фабрики, съ мудреиыми механическими приводами и ритмически пощелкнвающими моторами. Двигатели Дизеля на теплоходахъ реверсивные, т.-е. обладають задним ходомъ, опять-таки безъ всякихъ постороннихъ приспособленій н передачъ. И, что чрезвычайно важно, --при постановки этихъ двигателей достигнуто замечательное уравновъшеніе машинъ, такъ что теплоходы идутъ безъ всякой тряски. Они плывутъ,как лебеди, не содрогаясь ни единымъ своими стальнымъ мускуломъ. Теплоходы обладаютъ прекраснымъ ходомъ. Въ настоящее время это самыя быстроходныя суда на Волгь. в то-же время они отлично маневрируютъ при отвале и прнставании. И, такимъ образомъ, нужно считать, что Волга въ настоящее время приобрела почтн идеальный типъ пассажирского теплохода. Съ внешней стороны новые теплоходы поражають красотою линій и алегантностью. Громадные белые корпуса ихъ обнесены просторными верандами и сверкають зеркальными окнами, широкими. какъ витрины магазиновъ. Сквозь эти окна изъ салоновъ открывается великолепный видъ на реку.
Пассажирскія на новыхъ теплоходахъ находятся на двухъ палубахъ: на нижней -Ill-й и IV-й классы, на верхней 1-й и Il-й. На нижней же устроены широкія и просторныя помъщенія для судоходной команды и отлично оборудованная санитарная каюта, съ изолированнымъ оть пассажирскихъ помъщеній выхопомъ.
І-й и II-й классы поражають роскошной отдёлкой, въ которой чувствуются стиль и изящество. I-го и Il-го классовъ двухсвітныя, какъ салоны, такъ н каюты. Последняя так просторны, что можеть идти речь о слабомъ использованіи пассажирской палубы: на томъ пространстве которое теплоходъ отводитъ своимъ пассажирамь I-го и II-го классовъ, на морскихъ пароходахт свободно почти тройной комплект.
Каюты отдълены одна отъ другой пустотелыми перегородкам изъ прессованного дерева, благодаря чему достигается почти полная изолированность каютныхъ помещеній одного отъ другого. Большинство каютъ-одноместныя, представляющія собою настоящую маленькую квартиру со всёми удобствами: съ водопроводомъ, (по две лампы въ каюте потолочная и съемный кинкетъ) и прекрасной вентиляціей. Немало удобствъ заведено и для III-го класса, имеются чистыя и удобные двухместные каюты, столовая съ большими зеркальными окнами, балконъ для прогулокъ п т. п. Даже для пассажировъ IV-го класса кое-что сделано: они помъщаются на отдъльныхъ для каждаго пассажнра койкахъ, пространство IV-го класса совершенно изолировано отъ грузовыхъ и служебныхъ помъщеній и представляетъ собою обширную светлую н хорошо вентилируемую залу. Для пассажировъ I-го и II-го классовъ великолепные ванны,а для низших классовъ и для команды - просторная баня съ душемъ. Очень гигиенично устроены қухня, ледникъ, кладовая и помещеніе для мытья посуды. Въ последнемъ помещеніи остроумное приспособление, позволяющее сразу и радикальнъйшимъ образомъ вымыть, высушить и дезинфицировать горы грязной посуды. Вообще гигіена соблюдается ....
Желающие прочесть в оригинале, до конца подшивку журнала Нива могут скачать здесь.



Рисунки к статье:





и открытка с сайта fleetphoto.ru теплоход " Двенадцатый год":



1913, журналы, история, речной транспорт, промышленность, транспорт., Россия

Previous post Next post
Up