По Рссiи и Сибири. 12.01.1913г. Статья из газеты "Крестьянин Алтая"

Oct 20, 2020 13:51



По России и Сибири. Крестьянин Алтая 12 янв 1913г.

....Дикой красотъ каскадовъ и водападовъ горныхъ ръкъ Алтая грозитъ опасность. Въ № б и 6-мъ Алтайскаго Крестьянина уже писалось про «Блый үголь». Такъ называется сила водъ, которой должно заменить въ недалекомъ будущемъ во многихъ местах расточительную трату ископаемаго каменнаго үгля для добыванія паровой силы для фабричныхъ и заводскихъ двигателей. Газеты принесли известія, что водопадъ Иматра, красотой котораго ъздели въ Финляндии. любоваться путешествен. изъ всъхъ странъ, замкнется въ турбины и будетъ ворочать колеса машинъ. Финляндскимъ сеймомъ признано необходимымъ: утилизировать энергію для нуждъ сайменскаго канала, для электрофикации железных дорогъ Петербургъ-Выборгъ, для снабженiя электрической энергіей Выборга и его окрестностей, а также для передачи энергии в. Петербурге для общественныхъ и промышленныхъ надобностей."
Не далеко то время, когда и наши алтайские водопады будуть вер тъть колесо и сила их передаваться по проволоке на 300- 400 верстъ, чтобы обслужiвать фабрики и заводы, перерабатывающіе мъстное сырье на фабрикаты для вывоза въ Европейскую Россию и другія страны.
Насталъ въкъ промышленности. Нашъ край пересечётся железными дорогами, и по нимъ будуть ездить на Алтай не затъмъ только, чтобы любоватся его дивной красотой, не искать въ немъ зрълишь, но хлъба. Иностранцы и будутъ учить насъ добывать этотъ хлъбъ, который мы топчемъ ногами и не знаемъ его ценности. Но иностранцы за обучение съ насъ берутъ не дешево. И пусть ихъ, -только бы научили. Имъ самимъ не даромъ досталось знание, да у нихъ кстати есть и капиталы, которыхъ у насъ, владельцевъ несметных богатств, говоритятъ, что нътъ. Но върно ли это говорять? Пожалуй и върно и не върно. А вотъ Архангельскій край, давший когда то России Ломоносова, открылъ, что капиталъ заключается въ единении. Вотъ что читаемъ мы про это въ газетахъ.
Крестьянская предприимчивость.
Пароходство между Котласомъ, Архангельскомъ и Мурманомъ находилось до сей поры въ монопольномъ владъніи Севернаго пароходнаго общества, которое и брало за перевозку высокія ціны. Чтобы освободиться отъ ига этой монополии сто шесть крестьянъ-торговцев Шенкурскаго уезда (Архангельской губ. ) образовали товарищество на паяхъ (пай--300 руб. ) подъ названіем, Важское крестьянское коммерческее пароходство". В Сормовъ, по заказу товарищества, были построены два большихъ парохода американскаго типа, которые крей- сирують между Архангельскомъ и Шенкурскомъ (река Вага). Дело пошло такь удачно, что число па проходов къ следующему году будет увеличено!
Такъ, надежда на оживленіе и нашего края только на людей, вышед шихъ изъ народа, изъ крестьянской массы. И надежда эта непремънно оправдается, и пока предъ нами такая картина....
Подшивка газеты здесь.

история, 1912, газеты, Электрификация., Энергетика, Россия

Previous post Next post
Up