Ответ минкульты Рыбаковой сегодня на Думе про Всесвятское кладбище +комментарии к скандалу краеведов

Jul 02, 2013 17:50

Оригинал взят у blog_matveev в Ответ минкульты Рыбаковой сегодня на Думе про Всесвятское кладбище

В продолжение вчерашнего текста ( Всесвятское кладбище разрушат, глядя на представление об остановке работ) представляю видео сегодняшнего ответа на заседании Самарской Губернской Думы Министра культуры Самарской области на мой вопрос о разрушении Всесвятского кладбища.

Комметарии в Засекине к теме Вагана Каркарьяна, Александра Завального, Михаила Перепелкина и мой.
Мой комментарий:


Доктор исторических наук, депутат Самарской Губернской Думы Михаил Матвеев:
- Сегодня на заседании Думы я задал вопрос по Всесвятскому кладбищу министру культуры Ольге Рыбаковой. Её ответ, как всегда, полон оптимизма: министерство держит ситуацию под контролем, работает в плотном контакте с силовыми структурами, сейчас думают о том, чтобы возбудить уголовное дело, и так далее. Но на мой взгляд, ситуация выглядит таким образом: кто-то зарабатывает деньги на действии, а кто-то - на бездействии. И сейчас именно такой случай.
Для уничтожения каких-то объектов культурного наследия нужен всего один день, например, баню купца Лебедева, памятник федерального значения, который уничтожили за одну ночь. Особняк в стиле барокко на перекрёстке улиц Садовой и Вилоновской уничтожили за несколько дней. Чтобы уничтожить такой объект как Всесвятское кладбище может понадобиться пара месяцев. Что мы сейчас и наблюдаем. Об этом говорят в интернете, пишут открытые письма, но министерство фактически бездействует.

Насколько я понимаю законодательство о культуре, как только обнаруживается объект культурного наследия или факт его разрушения, министерство культуры должно немедленно создать  комиссию, куда вошли бы специалисты, в том числе и археологи. Потому что в данном случае речь идёт об археологическом памятнике. Специалисты должны определить границы объекта, его состояние и прочее. Я сегодня спросил у министра, почему там до сих пор не было археологов? Ответ был  ни о чём.

После того, как министерство культуры выписало постановление о прекращении работ (причем только после запроса прокуратуры!), они в течение трёх недель ни разу не выехали на место, чтобы проверить, исполнено ли постановление. На мой взгляд, здесь присутствует или умысел на определённое содействие коммерсантам, или некомпетентность и безответственность.

- Каким образом следовало бы осваивать эту территорию?
- Существует законодательство о захоронениях, которое устанавливает порядок дальнейшего использования подобных территорий. Он включает тридцатилетний период после закрытия кладбища, когда там не должны проводить никаких работ, потом эту территорию можно использовать только как зелёную зону. Так произошло с участком, где сейчас находится парк Щорса. Цивилизованным способом освоения этой территории является проведение археологических раскопок и перезахоронение.

У меня также вызывает недоумение безмолвие по этому вопросу со стороны самарской метрополии. Это же кладбище, где людей хоронили по религиозным обрядам. Это место считается особо охраняемым в моральном плане.

Заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян:-
Торговый центр на месте кладбища сам неизбежно превратится в кладбище. Торговых центров итак развелось немерено, как будто больше нечего строить, одни торговые центры.

- Каким образом следовало бы освоить территорию бывшего завода «Волгокабель» и Всесвятского кладбища?- Лучше бы часовню восстановили, которая там была. Какую-то мемориальную зону там можно обустроить. Это же была окраина Самары, где было очень много кладбищ. Когда был построен железнодорожный вокзал, эта территория постепенно начала осваиваться. Сначала заводы строили на территории кладбищ, теперь торговые центы - это всё недальновидно.

- Министерство культуры месяц назад предписало остановить строительство, однако до сих пор не проверило исполнение предписания, и работы продолжаются…- Министерство должно проверять, как исполняются его предписания. Иначе привыкнут, что говорят одно, а делается другое.

- Почему так происходит? Это неосведомлённость чиновников или их заинтересованность?
- Трудно сказать, наверное, и то, и другое. Я бы сказал, что это их равнодушие.

Главный библиограф Самарской областной универсальной научной библиотеки Александр Завальный.

- Строительство стадионов, заводов, торговых центров на месте кладбищ - это, к сожалению, наша давняя традиция, которая идёт, как минимум, с советских времён. Люди к этому уже привыкли и равнодушно смотрят на то, как кости из котлована вместе с остатками памятников грузятся и вывозятся. Люди, к сожалению, воспринимают это нормально.

Было бы неплохо сохранить какой-то участок Всесвятского кладбища и сделать небольшую мемориальную зону, посвящённую этому кладбищу. Это может быть небольшой тенистый садик, где будут памятники, которые удастся спасти, и знаки в честь людей, которые были там похоронены. А на Всесвятском кладбище было похоронено очень много исторических деятелей, там и красные, и белые. Эта мемориальная зона примирила бы всех. Это была бы мемориальная зона в память о старой Самаре и о самарцах, которые здесь жили и творили историю города.

Доктор филологических наук, преподаватель Михаил Перепёлкин.
- С
одной стороны, то, что на месте кладбищ что-то строится, является неизбежным. Город расширялся, на разных кладбищах в разное время строили самые разные объекты. Это неизбежно. Но важно, как это проделывается.

Всесвятское кладбище было снесено не самым цивилизованным образом. Вчера на нём хоронили, а сегодня его уже снесли и начали строить дома. Это было в начале 20-х годов прошлого века, в газете поместили объявление, что с завтрашнего дня кладбище будут сносить, а вчера на нём ещё хоронили. Это в какой-то степени преступление, потому что не были выдержаны необходимые, условно говоря, 50 лет, когда сменились бы поколения, освоили бы другую территорию.

Что происходит сегодня? Кости просто выкапывают, вывозят и выбрасывают. Это, конечно, безнравственно. В год 130-летия Алексея Толстого кости его матери выбросили на берег реки Самарки. Потому что на Всесвятском кладбище была похоронена его матушка. Там была похоронена мать Фёдора Шаляпина, похоронен сын декабриста Ивана Анненкова. Вся дворянская Самара, вся купеческая Самара была там похоронена. Конечно, эти земли будут осваиваться, это неизбежно. Но нужно перезахоронить эти кости и решить проблему по-человечески. То, как мы относимся к нашим кладбищам, свидетельствует о том, кто мы такие, что мы за люди. Это всё нужно делать цивилизованно.

Всесвятское кладбище было огромным, всю эту территорию сохранить невозможно, но можно сохранить какой-то участок, где перезахоронили бы эти кости, сделали мемориальную зону. Наверное, это украсило бы нас. А то, что кости сейчас выбрасывают… После этого можно уже не говорить никаких высоких слов о наших достижениях и моральных качествах.

история Самары, Михаил Матвеев, русские, Николай Меркушкин, эффективные менеджеры, культура, депутатское расследование, Самарская Губернская Дума, Самара-городок, скандал

Previous post Next post
Up