И вот наступило утро после того самого
возвращения блудного попугая из Берлина галопом по Европе. Ну, утро это громко сказано, конечно, пока я отоспалась и немного пришла в себя, дело было уже к вечеру, но тем не менее.
Главная проблема была решена, до дома я все-таки добралась, и они даже умудрились не потерять мой багаж ни в одном из кусочков сложного паззла. Набравшись сил, я прокрутила всю эту историю в голове еще раз и серьезно возмутилась. Больше всего меня, кстати, оскорбило, что Airberlin никак данную ситуацию не прокомментировал и даже не извинился. Бывают в жизни сложные моменты, я согласна, но уж хотя бы обеспечить изнывающую толпу водой на четвертом часу ожидания была их святая обязанность. До того момента я с подобными ситуациями не сталкивалась, но у меня было четкое ощущение, что в зоопарке тигру недодали мяса, и я стала прикидывать, что в моем положении можно с этим сделать.
Для начала я решила, что нужно высказаться, и вечером того же дня нашла на официальном сайте электронный адрес и написала настолько гневное письмо, насколько мне позволил сухой формальный стиль, соответствующий ситуации. Дело было 22 июня, от этой даты мы и поведем отсчет нашей истории. Практически сразу мне на него пришел автоматический ответ из серии "оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас", в котором они очень радовались весточке от меня и обещали разобраться с любой проблемой как можно скорее. Сразу видно, что автоматы сам текст письма читать еще не умеют, иначе бы они так уж не радовались:) Еще дня через четыре мне пришло стандартизированное письмо с объяснениями и реверансами, у них там завал в почте, и они рады бы помочь всем как только так сразу, но с объемами не справляются, поэтому ждите, пожалуйста, и вам ответят. Ну надо думать, ага, после такого поведения недовольных скопилось порядочно, конечно. Спустя неделю я начала уже немного волноваться, поскольку как себя вести в этой ситуации, совершенно неясно, мало ли что. Посоветовалась даже с приятелем из Германии, который работает в Люфтганзе, он меня заверил, что я права и компания поступила очень некрасиво, и предложил посмотреть еще немного, как дело пойдет, но в крайнем случае оформить претензию юридически, в европейских компаниях к этому серьезно относятся и можно поднять скандал или как минимум припугнуть и ускорить процесс общения.
Меня немного озадачил этот план, поскольку в русском менталитете все же не заложена пока что опция чуть что обращаться в суд, в нашей стране далеко не все так работает. Но додумать эту мысль я все же не успела, дней через десять мне таки пришел полноценный ответ от живого человека, который во первы̀х строках своего письма принес мне глубочайшие извинения за задержку в переписке и выразил надежду, что они смогут компенсировать мои неудобства, чем подкупил меня моментально. В качестве компенсации мне был предложен выбор: ваучер на полеты с Эйрберлином на 120 евро, 10 000 бонусных миль у них же или 75 евро реальных денег, перечисленных на мой счет. Поначалу я была в полном восторге, что на меня вообще отреагировали, тем более, в ожидаемом ключе, но мне также отвели неделю на подумать над предложением, и я разумно решила не торопиться.
Перечитав это письмо раза три за следующие пару дней и переварив немного первоначальные радости, я призадумалась, а как вообще регламентируются подобные ситуации официально, для всего же должен быть какой-то свой порядок, откуда они взяли именно эту сумму (которая не совпадала с изначальной стоимостью моего билета и явно была отдельной величиной). Не то чтобы я была такая уж умная, надо признаться, но природная любознательность в сочетании с нагугленностью часто дает очень схожий эффект в нашем мире. И вот я полезла в поисковик и нашла прелюбопытнейшую статью в Википедии (та же информация, к слову, есть и в других источниках, на Вики все-таки не во всех случаях можно положиться) -
Flight Delay Compensation Regulation. На русском языке с этой информацией можно ознакомиться, например,
тут. Если в двух словах, то рейсы делятся на три категории: а) до 1500 км, б) рейсы 1500-3400 км и в) дальше 3400 км. Мой рейс Калининград-Берлин подпадал под первую категорию, а в этом случае при задержке полета больше, чем на два часа, нам были положены извинения, вода и предоставление какого-то вида коммуникации, дальше в соответствии со временем ожидания следует еще один или несколько приемов пищи. При отмене рейса без уведомления за две недели полагается доставка до места назначения с изменением маршрута и компенсация в 250 евро (если для рейса этой категории прибытие происходит менее чем на три часа позже, то половина суммы, но это явно был не наш случай). Там, правда, есть пункт про то, что компенсация не производится в случае форс-мажоров, которые включают в себя и забастовку служащих компании в том числе, но в нашей ситуации слух про забастовку так и остался слухом, данных на официальном сайте я не нашла, а уведомить нас о чем-либо авиакомпания сама не потрудилась.
И вот, вооруженная новыми знаниями, я в некоторой растерянности пишу им очередное письмо, где привожу данные из EC Regulation 261/2004 и вежливо, но настойчиво уточняю, какими положениями руководствовалась их компания при высчитывании компенсации в данном случае. И все. Мне даже не приходит автоматического ответа, мой звонок более ни для кого не важен, и я, видимо, оказалась слишком умная на их голову. Спустя три недели я начинаю всерьез беспокоиться, все сроки уже прошли, и для согласия на предложение с их стороны, и для хоть какой-то официальной реакции на мои уточнения. В конце июля, спустя чуть больше месяца после произошедшей ситуации, я пишу им очередное послание с просьбой как-нибудь прокомментировать происходящее и повторяю вопрос, который, судя по всему, затерялся в недрах переписки. Но нет, на этом наша коммуникация стала окончательно и бесповоротно односторонней. Спустя пару недель я пишу им еще одно письмо, на этот раз по совету приятеля из Люфтганзы упоминая вскользь возможность передачи этой неприятной переписки моему юристу (мы решили, что пусть это хотя бы звучит так, а озаботиться непосредственно юристом я смогу, когда уже совсем дойду до ручки). Мне приходит письмо на трех языках, что они страшно все сожалеют и прям места себе не могут найти от горя, но справиться с таким количеством переписки до сих пор не могут, поэтому не буду ли я любезна набраться еще немножко терпения, ну пожалуйста. Я боюсь спросить, сколько же людей они прокатили, раз не могут жалобные письма на десять строчек уже почти два месяца разобрать.
Еще через неделю мне приходит второе письмо, тоже на трех языках, на этот раз с радостной вестью - они передали мой запрос соответствующему отделу, который сейчас тоже в сезонной запарке, поэтому избежать задержек, к сожалению, ну никак не выйдет. 17, блин, августа, они передали мой запрос соответствующему отделу! Через два месяца! И да, оставайтесь на линии, ваш звонок все еще важен для нас. Более того, в том же письме они предложили мне позвонить в центр обслуживания клиентов, кстати, который работает 24/7 и, конечно же, рад ответить на все мои вопросы. Интересно прям, они бы решили мою проблему за пять минут по телефону? Я прикинула стоимость роуминга и все шансы обсудить детали моей жизни на немецком и решила, что просто не вынесу такого счастья.
Собственно, на этом компания Airberlin пропала из моей жизни окончательно. Закончилось лето. Подошла к концу осень, я съездила в Грайфсвальд, Гамбург, развеялась и отдохнула. Потихоньку мир стал готовиться к Новому году. Про эту ситуацию я, конечно, периодически вспоминала, но конкретного выхода особо не видела. Действительно искать юриста и судиться с ними казалось мне противоестественным по натуре и довольно сложным, на это наверняка уйдет достаточное количество нервов и денег, а что, как и когда компенсируется, еще под большим вопросом, в таких делах я пока не сильна. Писать им еще пачку писем я особого смысла не видела, я и так неплохо прокачала навык официальной переписки и высказалась вполне недвусмысленно и неоднократно. Так что я, по большей части, погневалась пару месяцев, провела антирекламную кампанию по всем друзьям и знакомым, всем пожаловалась, попереживала, выдохнула и решила, что проживу я как-нибудь без их 75 евро, пусть им в аду потом они аукнутся. Я была, конечно, оскорблена до глубины души, но на качество моей жизни в целом это все же очень мало влияло.
И тут. Откуда ни возьмись. Неожиданно и, я даже не побоюсь этого слова, совершенно внезапно 16 декабря мне приходит письмо. На чистом немецком, что примечательно. С тысячей извинений (к этому моменту уже, видимо, научились) и решением уже совершенно другого характера (в котором я долго и тщательно разбиралась при помощи напряженной работы мозга и словаря, благо хоть остаточные университетские знания позволили не опуститься до онлайн переводчика). Для таких умных и нагугленных у них, как видимо, завалялось специальное предложение - на этот раз меня просили выбрать из перевода на карту 200 евро и ваучера от компании на полеты до 300 евро. Другой разговор, согласитесь? Я еще неделю напряженно металась, ибо 300 евро явно больше, чем 200, и лететь Эйрберлином из Калининграда было бы удобно, а с другой стороны, доверие к компании было существенно подорвано, и полагаться на них и дальше желания осталось маловато.
Так или иначе, после Нового года уже пора потихоньку задумываться о летнем отпуске, а компенсация перелета в 300 евро существенно облегчает подобную задачу, поэтому склонилась я все же к этому варианту, написав им еще с пяток писем и уточнив все детали. Инструкции по применению данной услуги как таковой нет, поэтому информацию из них пришлось вытягивать клещами пошагово, чтобы не наткнуться на подводные камни. Ваучер, оказывается, это просто громкое слово, фактически мне просто выдали письменное разрешение оплатить любой полет от их компании, предоставить им все данные брони билетов и банковские реквизиты и ждать привета, как соловей лета. Но мы уже знаем, кто не пьет шампанского, поэтому я решила все же рискнуть. Пока суть да дело, обсудили мы с ними это со всех сторон, я выразила официальное согласие и 3 февраля мне пришло подтверждение, что вопрос урегулирован. Напомню, история началась 22 июня. Но в любом случае, на этом этапе я выдохнула и успокоилась. Не зря я все-таки проявила любознательность. Интересно, многие ли согласились на компенсацию в 75 евро или 120 ваучером. Разница 120 и 300 евро вполне существенная, неужели первое предложение и правда было сделано на дурака, в надежде отделаться малой кровью от плохо информированных пассажиров. Европа-Европа, пффф, дела все равно как в России ведут.
К маю летний отпуск был спланирован и тщательно выверен, я специально подобрала рейсы от Airberlin и воспользовалась возможностью на этот раз слетать в Португалию. Туда я хотела попасть довольно давно, но лоукостом от нас особо не доберешься, да и вообще путь непростой, это тебе не в Пизу прямым рейсом метнуться, а тут как раз выдался шанс компенсировать это неудобство. В конце мая мы оплатили билеты и я отправила очередным емейлом все данные для возмещения затраченной суммы. Отпуск планировался на начало августа, и я даже грешным делом понадеялась, что двух с половиной месяцев должно хватить для уточнения всех деталей и проведения банковских операций. Ну как бы год уже прошел, должны же они были разобрать свои почтовые завалы.
Ха, как я была молода и наивна. В ответ на мое письмо мне приходит заверение, что, конечно же, они разберутся с этим вопросом как можно скорее. Спустя две недели меня информируют, что мой запрос дошел до нужного отдела и все будет в лучшем виде. Окей, звучит прекрасно, не правда ли? Отзвук этих обещаний сладко звучал у меня в ушах еще долго, но спустя полтора месяца я таки почуяла неладное, на дворе 16 июля, между прочим. Набив уже руку в этом деле, я пишу им на знакомый до боли адрес, уточняя судьбу своего ваучера и вентилируя в целом ситуацию. Оказывается, они даже помнят про меня, но платеж на мою карту, к сожалению не прошел "благодаря техническим трудностям с нашей стороны" (конец цитаты). Благодаря трудностям! Учитывая, что во всем остальном их клишированный официальный английский был вполне прекрасен, я даже начала подозревать в этой фразе тонкую издевку. Ну сколько можно, правда, у меня уже практически роман с этой авиакомпанией. Но они доложили, что вернули мой запрос в исходное положение и искренне надеются, что в следующий раз у них все обязательно получится. Видимо, когда в порядке очереди до меня дойдут руки у кого-нибудь.
Тем временем я съездила в отпуск, прекрасно отдохнула, влюбилась в Португалию, как мне и было обещано многочисленными туристами. Мои надежды на лишние 300 евро на погулять пошли, естественно, прахом, поэтому к возвращению я была снова возмущена до крайности. Ну не то чтобы у меня прям не было денег на еду, но это уже просто смешно, честное слово. К 9 сентября я не выдерживаю и пишу им очередное гневное послание, пытаясь втиснуть мысль "и доколе же эта хрень будет тянуться" в рамки приличной официозности. Они мне уже привычно отвечают, что им, конечно же, очень жаль, но они ну вот просто ничем не могут мне помочь. И доколе, они тоже сказать не могут. Но мне поклялись, что они еще раз настойчиво перенаправили мой запрос в нужный отдел и попросили набраться терпения. На последних строчках их писем меня уже стало неизменно накрывать истерическим смехом, ибо они, как водится, гласили: "И если у вас будут какие-либо дальнейшие вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам в любое время без колебаний". Нет, ну правда. Пишите нам в любое время! Мы будем рады послать вас в неизвестном направлении еще сколько угодно раз, всегда ваш Airberlin. Обнять и плакать, честное слово.
Собственно, к этому моменту последние силы покидают меня и я решаю, что черт с ним, будь что будет. Пусть они там занимаются своей волокитой сколько влезет, у меня уже чесотка от этих стандартных писем. Иногда, видимо, людям просто нужно дать время подумать и помедитировать. И правда, спустя полтора месяца, 20 октября, без ответа, привета и официального заявления мне на карточку падают мои 300 евро. Их судьбой, равно как и моей удовлетворенностью, никто не интересуется - судя по всему, ведущий менеджер устал от меня примерно так же, как и я от него, и решил, что следующим шагом нам уже только пожениться осталось, наверное. Ну шутка ли, полтора года вместе. Полтора, блин, года прошло с момента отмены рейса Калининград-Берлин! Я тогда была голодной и замученной с дороги и даже не подозревала, что это еще не конец, а только начало долгого и увлекательного путешествия. Так вот к чему они выдают после полета вкуснейшие фирменные шоколадки в форме сердечек. Это, оказывается, предупреждение - только попадешься под руку, залюбят до смерти.
Мораль сей басни такова, ну если ооочень в двух словах, - если у вас в дороге случилось что-то не по плану, гуглите свои права и возможности. Вполне вероятно, что вашей недоинформированностью попытаются воспользоваться, и вам никто сам не расскажет, как все обстоит на самом деле.