2-3 октября в наших краях прошла любительская шоссейная велогонка
Charity Bike Cup. Это ежегодное благотворительное мероприятие, открытое для всех желающих. Для дополнительного привлечения внимания организаторы приглашают (в качестве свадебных генералов) известных бывших спортсменов, которые выступают в качестве капитанов команд.
Участие в мероприятии платное, стоит 69 евро. Фирма, в которой я работаю, выставила на мероприятие свою команду и оплатила сотрудникам участие. Как вы уже поняли, я стал одним из участников.
(Все приведенные фотографии "кликабельны" - нажимайте на них, чтобы увидеть увеличенный вариант).
Вечером 2 октября состоялось что-то вроде торжественного открытия. На сцене ведущий представлял организаторов и капитанов команд, кроме того, перед зрителями выступили:
- фокусник Enzo Paolo;
- один из капитанов, бывшая чемпионка по фигурному катанию на велосипеде Iris Kurz.
Там же можно было получить свой стартовый пакет, состоящий из:
- двух стартовых номеров - большого на спину и маленького на руль велосипеда со встроенным транспондером для фиксации пересечения финишной линии;
- командную футболку;
- разных мелочей рекламного характера.
Всего на мероприятие записались 18 команд общим числом более 800 велосипедистов. Половина команд участвовала в коротком заезде - на 60 км, вторая половина - в длинном заезде, на 100 км. Эти километры набираются за счёт многократного проезжания круговой трассы длиной 20 км. Трасса проходит через местные населённые пункты.
Наша фирма выставила команду почти в 50 человек, из которых 30 - сотрудники и 20 - просто люди со стороны. Наша команда приняла участие в коротком заезде.
С утра 3 октября началась основная часть мероприятия - собственно велогонка. Первая половина дня была отдана короткому заезду, вторая половина - длинному (я не присутствовал на второй части). В течение первого часа каждая из команд короткого заезда по очереди постояла на сцене, затем начали объявлять старт.
Команды стартовали по очереди в заранее определённом порядке. Первый 20-километровый круг был разминочным, то есть без фиксации времени, и по регламенту каждая команда должна была проехать этот круг вместе, не растягиваясь. Кстати, команду, стартовавшую перед нами, мы достаточно быстро догнали, и команды начали понемногу смешиваться. Хотя этот круг мы проехали действительно не особо торопясь, я уже там ощутил, что ехать в толпе легче, чем одному. Дорога была мне хорошо знакома, потому что я за несколько месяцев до мероприятия начал тренироваться ездить по этому маршруту. Во время тренировок я тратил 46-50 минут на круг, средняя скорость была 23-25 км/ч.
После разминочного круга была остановка на несколько минут, после чего был дан настоящий старт. Таким образом, длина основного заезда составляла 40 км - два круга.
Эти два круга, конечно, мы проезжали заметно более резво. Постепенно я стал понимать тактику групповой гонки. В моём случае участника, не могущего претендовать на сколько-нибудь высокое место, тактика выглядела примерно так. Нужно стараться всё время ехать в плотной толпе, желательно находиться где-нибудь в середине, но и сзади не так плохо. В процессе езды велосипедисты естественным образом собираются в группы, совершенно не обязательно из представителей одной команды. Такая езда по очевидной причине (существенное уменьшение воздушного сопротивления) очень экономит силы, а скорость по сравнению с одиночной ездой заметно вырастает. Время от времени можно даже переставать крутить педали. Проехав несколько километров и хорошенько отдохнув, можно попытаться урвать вперед, чтобы нагнать следующую группу и примкнуть к ней. Пару раз за счёт большого напряжения сил мне это удавалось.
Потом мой знакомый сотрудник, один из лидеров гонки, рассказал, что в его случае тактика выглядит несколько иначе. Именно, нужно не просто ехать в лидирующей группе, но всеми силами стараться из неё не выпасть, потому что эта группа едет с такой скоростью, что, чуть-чуть отстав от неё, догнать её в одиночку, т. е. с полным лобовым сопротивлением, совершенно нереально. Сам он выпал из лидирующей группы на 5%-ном подъёме в конце первого круга и в конечном итоге занял "всего" 19-е место.
Однако за счёт недостатка техники мне приходилось сильно тормозить на крутых поворотах, и там я обычно выпадал из группы, после чего мне опять-таки приходилось изо всех сил гнаться за ней (однажды я "схитрил" - заранее хорошенько ускорился перед поворотом, выехав вперёд группы, и на повороте она меня догнала). После одного такого поворота я, как ни старался, не смог догнать "свою" группу, и мне пришлось несколько километров ехать одному, пока меня не нагнала маленькая, из двух-трёх человек, следующая группа, за которую я и зацепился. Это было в середине последнего круга, так что я потратил на этот участок много сил, и финальный подъём проезжал слабовато.
На подъёмах, кстати, группы разваливаются, потому что на малой скорости воздушное сопротивление не играет большой роли, поэтому задние теряют "подтяжку" от передних, и ввиду разных скоростных возможностей слабые участники отстают от сильных. На крутых спусках группы тоже растягиваются (и не всегда потом собираются в прежнем составе), но по другой причине: необходимости во избежание столкновения держать хоть какую-то дистанцию на высокой скорости, особенно перед поворотом, где начинаются торможения.
Такие столкновения, как проявилось на примере другого моего сотрудника, также из лидеров (в одном из прошлых сезонов он занял 8-е место в общем зачёте), опасны в первую очередь для догоняющего. В плотной толпе он не успел затормозить и "в лоб" коснулся передним колесом заднего колеса едущего перед ним. При таком касании поверхности колёс в точке касания движутся в разные стороны (у одного вниз, у другого вверх), что приводит к тому, что заднее колесо переднего гонщика просто притормаживает и плотнее прижимается к дороге, а вот переднее колесо заднего гонщика подлетает вверх, и гонщик валится назад. В результате падения сотрудник остался ждать медпомощи и, поехав дальше после её оказания, приехал к финишу даже позже меня.
Я же проехал дистанцию за 1:22 (средняя скорость составила около 29 км/ч) и по всем номинациям (
общий зачёт,
зачёт в своей возрастной группе,
распределение мест в команде) оказался в начале последней трети. Что, в принципе, не так плохо для первого раза.