Бортовое напряжение

Oct 18, 2017 20:32

Поскольку я люблю послушать в машине музыку и поэкспериментировать с настройками акустики (последнее делается в стоящем автомобиле), то купил вольтметр для бортовой сети, чтобы следить за разрядом автомобильного аккумулятора, а то случаи были.



Вольтметр вставляется в гнездо прикуривателя и заодно имеет USB-выход, надо ж смартфон запитать. На индикаторе зелёным цветом показывается напряжение бортовой сети, а красным - температура воздуха в салоне термодатчика, торчащего из вольтметра на коротком проводе. Естественно, при работающем USB-выходе (а у меня смартфон подключён почти всегда, я езжу с Google Maps) прибор заметно нагревается сам и нагревает собственный термодатчик, так что показания температуры интересны разве что при посадке в машину, пока прибор ещё холодный. Ну да ладно, не для этого покупалось.

Я понаблюдал некоторое время за показаниями напряжения в процессе движения и обнаружил любопытные закономерности.

1. Чем сильнее разряжен автомобильный аккумулятор, тем (в среднем) напряжение в бортовой сети выше. Холодным утром в течение всей поездки вольтметр показывает где-то 14,8 вольт, то есть генератор работает на полную катушку, ведь аккумулятор надо зарядить, пока есть возможность.

2. При постановке на нейтраль на светофоре, когда срабатывает система старт-стоп, заглушающая двигатель, вольтметр показывает около 12 вольт (в зависимости от заряженности аккумулятора). При нажатии на сцепление, когда двигатель заводится, напряжение проседает когда до 10, а когда и до 8 вольт (в последнем случае временно затыкается музыка).

3. Если же аккумулятор более-менее заряжен, то напряжение в сети колеблется в зависимости от режима движения, точнее, от нажатия педали газа. Чем больше газа, тем напряжение ниже. Начиная от среднего газа напряжение падает примерно до 12 вольт - по-видимому, генератор при этом не работает, сеть питается от аккумулятора, а вся мощность двигателя направляется на разгон или поддержание движения. Если газ начать приотпускать, то генератор постепенно подключается (напряжение поднимается где-то до 13,5 вольт), и при полностью отпущенной педали включается на полную мощность - напряжение достигает тех же 14,8 вольт. Я знал, что существует торможение двигателем, но не подозревал, что в обычном бензиновом автомобиле к нему может добавляться торможение генератором, некие зачатки рекуперации.

авто, хард

Previous post Next post
Up