Джокер
(Joker, 2019)
Тодд Филлипс снял кинокомикс, который язык не поворачивается назвать развлекательным. Его “Джокер” хоть и основан на комиксах, но по сути является скорее тяжёлой, суровой, трагической драмой. И тот факт, что этот фильм прекрасно зашёл массовому зрителю, не может не радовать. А то, что он зашёл, очевидно: сборы по миру составили более одного ярда при бюджете в 55 млн. долларов. При этом “Джокер” стал ещё и самым кассовым фильмом с рейтингом R. Фильм уверенно шагает по наградному сезону: забрал “Золотого льва” на Венецианском кинофестивале, Хоакин Феникс совершенно заслуженно получил премию за лучшую мужскую роль на Золотом глобусе и Премии Гильдии актёров США, и я буду, конечно, болеть за него на Оскаре.
По сути фильм является ориджином Джокера, одного из самых известных и неординарных суперзлодеев. Правда фильм о становлении Джокера получился очень и очень своеобразным, максимально приземлённым, обыденным, без излишнего пафоса, характерного комиксам. При этом, как ни странно, выглядит всё довольно канонично: тут вам и мрачный Готэм, погрязший в пучине социального неравенства, и Томас Уэйн, баллотирующийся на пост мэра, обещая навести порядок, но при этом не замечающий истинных причин проблем города, нам даже покажут маленького Бэтмэна и его первую встречу с Джокером. Вроде бы все атрибуты и персонажи бэтмэнианы на своих местах, но на самом деле авторы фильма просто используют данный сеттинг для того, чтобы донести более глубокие мысли, нежели набившее оскомину противостояние добра и зла. Тодд Филлипс мастерски смещает акцент на личность, благодаря чему “Джокер” вместо пустого аттракциона (а-ля Марвел) становится серьёзной драмой, что заметно интереснее.
Артур Флек живёт со своей матерью в трущобах, в доме, который сами жители называют ужасным. Он работает в какой-то шараге клоуном и ему приходится выступать там, где ему скажут: на улице с рекламой или в детской больнице. Но Артур мечтает стать стендап комиком, выступать на телевидении и даже записывает в свой блокнот придуманные им шутки. Он постоянно является предметом насмешек и унижений, об него все вытирают ноги и чешут кулаки. При этом Артур страдает расстройством личности, принимает кучу таблеток и регулярно посещает психотерапевта. Просвета в его жизни не видно, с каждым днём всё становится только хуже, узел затягивается. В какой-то момент его увольняют с работы, социальную службу, снабжающую его лекарствами, расформировывают, а вокруг только грязь, жестокость и несправедливость. Вдобавок ко всему он узнаёт кое-что о своём прошлом, нечто переворачивающее в его голове сложившуюся картину мира. В сознании Флека происходит окончательный надлом, он совершает первое убийство, а дальше пошло-поехало, покатился паренёк по наклонной. Кукуха у Артура уехала окончательно и вернуться не обещала. Бред, галлюцинации, новые убийства и жалкий, забитый шизофреник постепенно трансформируется в того самого Джокера, для которого трагедия теперь превратилась в комедию.
Есть такая традиция: потрясающе играть Джокера. Видели мы и театрального Николсона, и психопатического Леджера, и вот теперь Феникс - трагичный, жалкий и … пугающе настоящий, просто до мурашек убедительный. Кажется он совсем и не играет, а по-настоящему проживает эту роль. Сложно даже представить какого эмоционального напряжения ему это стоило. “Джокер” это практически бенефис Хоакина Феникса. Готовясь к роли, он в лучших традициях Кристиана Бэйла сбросил около 24 кг, неделями отрабатывал свой совершенно шизанутый смех. Кажется, что на площадке он просто упивается своей ролью, обмазывается с головы до ног сдвинутостью своего персонажа. На выходе имеем потрясающую актёрскую работу, которая не может быть не отмечена кучей наград.
При этом, возможно на фоне Хоакина, на игру других актёров вообще не обращаешь внимания: просто статисты, просто инструмент для выражения идей, вложенных в фильм авторами. И тут кроется одна из характерных особенностей картины: в ней нет никаких других сюжетных линий, кроме линии самого Артура Флека. В каждой сцене мы видим только его, весь фильм. Никаких параллельно развивающихся историй, которые в какой-то момент пересекаются или объединяются с главной. Внимание зрителя принудительно приковывают к личности Артура, к его внутренним переживаниям, борьбе и становлению в качестве Джокера. Это максимально усиливает эффект вовлечённости и способствует сопереживанию персонажу, мы практически проживаем всю его трансформацию вместе с ним. Во многом именно это удачное (возможно неожиданно удачное) сочетание сценария, ориентированного исключительно на Артура Флека, и потрясающего исполнения Хоакина и сделало весь фильм. Убери отсюда один из этих компонентов и кто знает, что получилось бы на выходе.
Всем любителям Мартина Скорсезе будет совершенно очевидно влияние культовейшего “Таксиста” на этот фильм. Собственно сам Тодд Филлипс в этом признаётся в одном из интервью. Точно так же здесь отчётливо прослеживаются отсылки и к другим фильмам маэстро - “Бешеный бык” и “Король комедии”. Это впечатление также усиливает Роберт Де Ниро, снявшийся во всех этих фильмах в главной роли и появившийся в “Джокере” в качестве ведущего телешоу, на которое мечтает попасть Артур Флек. Собственно все компоненты “Джокера” мы видели где-то раньше. Но всё же тот сплав, который удалось создать авторам из уже известных ингредиентов, делает фильм уникальным.
К сценарию при желании можно легко докопаться: он местами наивный, местами упрощённый или гротескный, но свою основную задачу он всё же решает блестяще. Перерождение личности под давлением общества показано мастерски, пусть и с некоторыми условностями. Картина затрагивает ряд важных тем: расслоение общества под влиянием социального неравенства, презрение элит к беднякам, ненависть нищеты к этим самым элитам, воздействие общества на отдельную личность, попытки этой личности найти своё место в обществе, которое его презирает. Тут и там в фильме как бы мимоходом проносятся интересные мысли: тотальное одиночество отдельно взятого человека даже при наличии людей вокруг; агрессия и унижение, передающиеся посредством такого казалось бы позитивного инструмента, как юмор. Картина определённо посеет в ваших головах зёрна для последующих размышлений.
За музыкальное сопровождение отвечала Хильдур Гуднадоуттир, известная по “Чернобылю”. Саундтрек в фильме надо сказать нагнетает неслабо. Музыка здесь добавляет сумасшествия в этот и без того ядрёный коктейль из актёрской игры, грима, операторской работы, постановки. А вишенкой на торте для меня стала Кримовская White Room в конце фильма, когда Джокер из окна полицейской машины лицезреет весь хаос, творящийся в Готэме, начало которому положил он. Очень крутая сцена. Операторская работа, кстати, тоже отличная, картинка мрачная, но сочная. Камера буквально извивается вокруг Джокера, постоянно находя новые, неожиданные ракурсы. Лоуренс Шер несомненно поборется за свою статуэтку на грядущей раздаче.
Есть мнение, что фильм тягучий и местами затянутый, но я посмотрел его просто на одном дыхании, я буквально не мог оторваться от экрана, наслаждаясь каждой сценой. На фоне всего остального супергероического кинокомиксоидного шлака “Джокер” смотрится просто восхитительно. Но надо признаться, что никакой супергероики здесь и нет совсем. Просто создатели искусно замаскировали под кинокомикс мрачную, почти депрессивную драму, на которую при ином раскладе обратило бы внимание заметно меньшее количество зрителей. Но комикс это или нет по большому счёту не важно, главное фильм получился, и его точно стоит посмотреть хотя бы из-за выдающейся актёрской работы Феникса.
9/10