"Однажды в… Голливуде". Впечатления по горячим следам

Dec 22, 2019 18:40


Однажды в… Голливуде

(Once Upon a Time... in Hollywood, 2019)





Для меня “Однажды в… Голливуде” был одним из самых ожидаемых фильмов года. Посмотрел его в своё время в кинотеатре, теперь вот пересмотрел дома и готов с уверенностью заявлять, что он очень, очень хорош, прямо мастхэв для всех любителей качественного кино. Хотя абсолютно точно, что большому количеству людей он покажется скучной нудятиной, даже и некоторым поклонникам этого режиссёра. И правда, “Однажды в… Голливуде” это, пожалуй, самый нетарантиновский фильм во всей его фильмографии, он менее массовый и более арт-хаусный, чем предыдущие его творения.



Перед просмотром фильма крайне желательно получить немного информации о событиях, имевших место в то время, о котором идёт речь в фильме, хотя бы для того, чтобы лучше понять финальный твист. Если коротко: был такой маньячила Чарльз Мэнсон, сколотивший из хиппарей секту, которую он называл “Семья”. Так вот члены этой секты творили всякую дичь, в том числе по указанию Мэнсона совершили в Голливуде ряд убийств, одной из жертв стала актриса Шэрон Тэйт, жена режиссера Романа Полански, находившаяся в то время на девятом месяце беременности.



Итак, перед нами Голливуд конца шестидесятых. Популярный совсем недавно актер Рик Далтон (Леонардо ДиКаприо) постепенно выходит в тираж. Вместо ролей крутых парней, как раньше, ему всё чаще достаются роли злодеев, которых непременно уделывают в фильме персонажи молодых, набирающих обороты и славу, актёров. Всю эту правду жизни предельно ясно и откровенно объясняет Рику при встрече старый опытный продюсер Марвин Шварц (Аль Пачино). И понимание того, что скоро он будет совсем никому не нужен вгоняет Рика в тотальное уныние, срывающееся в истерику. Подбодрить Рика получается только у его дублёра Клиффа Бута (Брэд Питт), который по совместительству является его другом и кем-то вроде няньки, выполняя при этом разнообразные поручения. В качестве решения его проблемы Шварц предлагает Рику перебраться в Италию, где он сможет получить желанные главные роли в местных боевиках: не Голливуд, конечно, но всяко лучше, чем продолжать скатываться на днище здесь. А тем временем в доме по соседству с Риком поселяется молодой, перспективный режиссёр Роман Полански (Рафаль Заверуха) вместе со своей женой Шэрон Тэйт (Марго Робби). И этот факт вселяет определённые надежды в отчаявшегося Далтона, потому как, кто его знает, может быть знакомство с Полански сулит Рику новый виток успеха в его карьере.



Композиционно фильм разбит на две части. Первая часть представляет собой длиннейшую двухчасовую экспозицию, где нас очень неспешно знакомят с персонажами. Здесь практически ничего не происходит, Тарантино “балует” нас долгими планами, длинными диалогами ни о чём (казалось бы), которые никак не двигают сюжет. Эта часть фильма исключительно созерцательная и неторопливая, но это ничуть не делает её плохой. Во второй части описаны события одного вечера, и тут градус постепенно нарастает, взрываясь под конец фирменным тарантиновским насилием (да, любителям кровавых ошметков смотреть до конца).



Некоторые сцены стоит упомянуть отдельно, потому что они просто замечательные. Одна из них это, конечно, разговор Рика с девочкой на съёмочной площадке. Довольно любопытный и эмоциональный эпизод. Вообще все сцены на съемочной площадке были крайне удачными для ДиКаприо, в них он выложился по максимуму и был очень хорош. По части актёрской игры порадовали и Лёня и Брэд. На Марго Робби и Аль Пачино также было приятно смотреть, несмотря на то, что роли у них были небольшие, но весьма знаковые.

Ещё одна мощная сцена - это события на ранчо Спана. Тому, как Тарантиныч нагнетает саспенс в этом эпизоде, позавидовали бы многие триллеры. Ну и старине Брэду тут есть, где развернуться. Вообще персонаж Клиффа Бута получился очень здорово - и сценарно, и благодаря игре Питта. Тарантино-сценарист искусно, всего несколькими мазками довольно полно рисует этого персонажа: буквально пара флэшбэков и реплик самого Клиффа и вот уже перед нами, несмотря на отсутствие конкретики, возникает довольно целостный образ, мы понимаем, через что прошел этот человек и на что способен. Отдельная благодарность Тарантино за то, что свёл вместе ДиКаприо и Питта: за этим дуэтом было действительно приятно наблюдать.



Есть там ещё спорная, как многие считают, сцена с Брюсом Ли, про которую уже высказались все, кому не лень. Скажу лишь, что не увидел в ней ничего, от чего стоило бы бомбить, хотя и для меня в детстве Брюс был кумиром, как для многих мальчишек. А то, что Брюс Ли там показан заносчивым засранцем и Клифф надирает ему зад, так и сцена эта всего лишь воспоминания самого Клиффа, так он запомнил (или хотел запомнить) те события. Так что всем соболезнующим можно расслабиться.



В этом фильме Тарантино взял за основу реальные события, переработал и вывернул всё совершенно по-своему. То, что он сделал в финале, просто замечательно (и я совсем не угарный экшен сейчас имею в виду). Здесь трудно говорить без спойлеров, но концовка получилась неожиданной и трогательной на фоне реальных событий.



В целом картина представляет собой срез Голливуда конца шестидесятых, причем срез очень проработанный, внимательный к деталям, бережно восстановленный. Это время, когда Тарантино был мальчишкой и впитывал в себя всю эту эстетику Голливуда, а теперь наконец он может поделиться со зрителем своим видением того времени, своими детскими впечатлениями и эмоциями. Чувствуется, что фильм для Квентина очень личный, в нём немеряно рефлексии, ностальгии, любви к кинематографу и куча разнообразных киношных отсылок, на которые Тарантино в общем-то не скупился и в прошлых фильмах. И главный герой в фильме совсем не Далтон, а скорее сама эпоха шестидесятых, ушедшая безвозвратно и конец её ознаменовало собственно дело Мэнсона.



Визуал… стоит ли говорить, что тут всё просто прекрасно. Оператором здесь, кстати, Роберт Ричардсон, который работает с Квентином ещё со времён “Убить Билла”, а также сделал несколько фильмов вместе со Скорсезе (“Казино”, “Остров проклятых” и другие). В общем, дядька знает своё дело. Композиция кадра идеальна, цветовая палитра радует глаз. Некоторые кадры хочется остановить и неспешно рассматривать. Визуальная эстетика фильма мне очень понравилась.

Музыка также очень удачно дополняет визуальную часть. В фильмах Квентина всегда очень клёвые саундтреки и “Однажды…” не стал исключением. Музыкальная составляющая замечательно сочетается с картинкой и сюжетом, нагоняя нужных эмоций в нужных местах. С одной стороны ничего прям выдающегося и бросающегося в уши, с другой - всё очень кстати, идеально подобрано к моменту и прекрасно делает атмосферу.

Если вы любитель бодрых боевичков или лихо закрученных историй, то “Однажды в… Голливуде” явно не для вас, здесь всё спокойно и размеренно. Вообще картина совсем не для широкой аудитории. Но всё же всем ценителям настоящего кино категорически рекомендую посмотреть, если вы почему-то ещё этого не сделали. Лично для меня это пока лучший фильм года, и он непременно заберёт свои награды, в том числе и на грядущем Оскаре.

9/10

однажды в...голливуде, марго робби, мартин скорсезе, убить билла, казино, квентин тарантино, остров проклятых, роман полански, леонардо ди каприо, роберт ричардсон, брэд питт, аль пачино

Previous post Next post
Up