...а возможно ли оболванить народ?

May 15, 2008 00:39

maccolit: "Все доводы о том, что народ оболванен, я не принимаю. Народ не так просто оболванить..."
Мне категорически не нравится этот негативно окрашенный глагол "оболванить". Что хорошо пропаганде, то смертельно для исследования, поскольку задача последнего не вызвать отчетливое ощущение что "мы лучше" или "наше дело правее", но узнать "как именно это работает". Узнать прежде всего о себе и для себя, и не столько ради повышения самооценки (в процессе можно выяснить весьма нелицеприятные вещи), сколько ради того, чтобы сделать видимыми пребольно бьющие грабли.
Слово то на поверку оказывается удивительно емким, смотрите у Даля, например: "...обтесать, придав вещи приблизительно желаемый вид или размеры; ...наружно образовать немного, для приличия в обращении. ...обтесаться, сколотиться, натереться меж людей." Или в словаре Ефремовой: "1. Начерно обтесывая, придавать какой-л. вещи приблизительно желаемый вид или размер. // перен. Делать что-л. вчерне, подвергать первоначальной обработке. // перен. Приводить кого-л. в надлежащий вид, прививать кое-какие знания, навыки в обращении. 2. Остригать, обривать. 3. Обманывать, одурачивать. 4. Превращать в болвана; оглуплять." Не это ли пытается сделать со своими подданными всякая власть - обтесать людей в соответствии с собственными представлениями, интересами и возможностями. Не это ли пытается сделать власть духовная - дать человеку правила нравственной игры и ряд примеров для подражания, чтобы сделать его "более совершенным", приблизить его к собственному пониманию идеала и максимально отдалить от зла... Обманывать, одурачивать? Если и случается, то об этом, как правило, узнают лишь когда рассеивается очарованность, когда группа позволяет себе увидеть наготу опрокинутого короля. И уж совершенно бесспорно, что человек, слившийся с массой "в едином порыве" оказывается менее способен к критической оценке (и самооценке), чем если бы действовал индивидуально. Человеку легче расстаться с рассудком и раствориться в коллективном переживании, чем подняться на еще одну ступень разума, рискуя ощутить одиночество. Человеческая группа может быть сильнее индивидума, но не может быть умнее, на толпу действуют не доводы разума, но дорассудочные паттерны стадного поведения, иррациональные доводы мифического истолкования реальности (и особенно - истолкования причин тех несчастий и достижений данной группы).
С известной осторожностью можно сказать, что "оболваненность" - это погруженность группы в некоторый миф как систему истолкования реальности, поддерживающей у членов группы ощущение сопричастности и единства - "мы с тобой одной крови/веры/культуры/чего угодно еще".
Так вот, позволю себе предположить: нет такого народа, которого невозможно бы "оболванить" - нашелся бы подходящий миф. И нет такого механизма, который особым образом защищал бы тот или иной народ от "оболваненности". Приходится говорить лишь о том, что нынешний миф группы делает ее устойчивой перед одними мифами, но уязвимыми перед другими.

Погруженность в миф - это форма существования группы любого масштаба (включая и народ). Группы, в которых коллективное растворяет индивидуальное особенны тем, что ослабляют у рядовых членов чувство личной ответственности за происходящее. Право отделять хорошее от дурного делегируется лидеру группы.
Всякую группу можно поставить в такие условия, когда ее будет легко "оболванить" (инфицировать некоторым мифом, заменить один миф другим). Утверждать обратное - либо выдавать очень желаемое за действительное, либо расписываться в том, что технологии и истории "оболванивания" говорящему неизвестны. Один из наиболее очевидных способов - лишить группу ощущения безопасности и "уверенности в завтрашнем дне". Насколько это легко - зависит от обстоятельств, от ресурсов и от "злой воли" тех, кто группой руководит (или на эту роль претендует). Группа, существующая в условиях длительного кризиса, нестабильности и униженности сама начнет поиски мальчика с дудочкой - чтобы тот очаровал и повел за собой. И дудочник непременно найдется - либо из своей среды, либо будет приглашен из варяг. Миф со всеми его объяснениями и обещаниями будет служить для группы убежищем. Если того потребует миф (а он скорее всего потребует), группа с легкостью избавится от остатков индивидуальной свободы (и ответственности) ради избавления от актуальных страхов и страданий, ради обещания стабильности, безопасности, величия (повышения самооценки). Одна из причин легкости "продажи свободы" заключается в том, что расплачиваются свободой те, кто ее не имеет внутри, и стремится избавиться от этого обременительного внешнего "атавизма". Легче отдать чужое, раздражающее глаз достояние в надежде заполучить свое.
_____

миф, игра, знаки жизни

Previous post Next post
Up