первый раз копипаста, но хорошая

Dec 18, 2010 13:03

киевлянка, музыкант, композитор, преподаватель, Алла Загайкевич полезное и годное написала.
и большое ей спасибо.
а то в жежешечке всё блогеры расово нежные страдают на темы манежные.
или, что ещё хуже, поэты плюются друг в друга рифмованным говном.

такой вот краткий экскурс в академический авангард:

«Современная академическая музыка», «современная классическая музыка» «академический авангард», «современная музыка», «contemporary music»... что это такое? Вот, представим себе, что эти слова поочередно произносят симпатичная девушка на канале MTV, студент-биолог, не снимающий с ушей наушники со «странной музыкой», профессор кафедры теории музыки консерватории, давно впрочем ничего из «такой музыки» не слушающий...



Полагаю, «договориться о терминах» - будет сложно, и скорее всего - невозможно. И все же, я попробую «набросать» схему «маршрутов» передвижения среди «звуковых потоков», имен, стилей, техник академической (композиторской) музыки XX века. Конечно, это видение «моего поколения» (мой профессор композиции, скорее всего - не согласится... не говоря уже о его коллеге с кафедры теории). Но студент-биолог прислушается! (ну а девушка?! ... о девушке мы еще вспомним!)

Начнем с того, что представим себе эту «линейку времени» - XX век. С чего и кого все начиналось? Куда двигалось? И «двигалось» ли вообще? Нам не обойтись без того, чтобы разделить это время на 2 половины - первая - до 1945 года (конец II мировой войны), вторая - после нее.Часто говорят - «первая волна авангарда» (20-е годы - после первой мировой) и «вторая волна авангарда» (с конца 40-х). Итак: годы, имена, произведения, стили и направления...

1902. Дебюсси, опера «Пелеас и Мелизанда». - условный «импрессионизм» ...Дебюсси терпеть не мог выражения «импрессионизм» Строго говоря, то, чем занялся он в 90-е годы - это анти-вагнеровская революция. Чистый поток “модернизма”, смывший “позднероманnические” метания и тревоги…Впрочем - опера на сюжет символиста Малларме все равно заставит вспомнить «Тристана и Изольду» Вагнера... Дебюсси, и другой quasi-импрессионист Равель признавались в попытках воплотить в музыке совершенно невообразимое впечатление от музыки явайского гамелана, услышанного на Парижской выставке 1889 года. Вот они - зачатки французской сонористики и спектрализма...

1904. Малер, симфония N5. - поздний романтизм/модернизм … но это тоже, опять таки совсем не “вагнеровская романтика”. В XX веке Малер напишет еще 5 симфоний. И каждая из них - о “нашем времени”. Без Малера не было бы Шостаковича. Без Шостаковича - Шнитке…

1905. Штраус, опера “Саломея”. - поздний романтизм/экспрессионизм …вот, началось… острое ощущение“катастрофы”,“кризиса””тональности”, “мелодизма”, “гармонического мышления”. Мажоро-минорная европейская система на грани “распада”…

1908. Скрябин, Поэма экстаза. - поздний романтизм/символизм … “абсолютный романтик” с сложным, практически “атональным” в последних опусах музыкальным языком. Композитор Мистерий космических масштабов, коих в музыке XX века будет не мало. Вспомним Штокхаузена.

1907-1908. Шенберг, «Второй струнный квартет», ор.10. - атональность (экспрессионизм) ... впервые композитор почувствовал невозможность использовать «тональный метод» композиции, пусть и расширенную тональность. Но на этом этот композитор, не остановится...

1909. Шенберг в «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 - впервые использует метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie)! атональность. (экспрессионизм) … совершенно фантастическое изобретение XX века - каждый тон мелодии поручать новому инструменту. Вспомните, как потом этот прием использует ученик Шенберга Веберн для переоркестровки «Ричеркара» Баха. Прозрачная разноцветная мозаика...

1909. Рахманинов, Симфоническая поэма «Остров Мёртвых». - модерн/символизм ...переломное произведение в творчестве Сергея Васильевича. Чувствуется «сквозняк времени» -здесь сталкиваются импрессионизм, символизм... тревога и ожидание. Вспомним, что в 1941в Америке он напишет «Симфонические танцы ...

1912. Шенберг, «Лунный Пьеро» на стихи Альбера Жиро. - атональность. экспрессионизм. Изобретение метода Sprechstimme - вокальной речитации, нечто среднее между чтением и пением. ... Sprechstimme - станет базовым приемом вокала современной музыки. Но Лунный Пьеро мы любим не только за это. Композитор предложил отличный состав - флейта, кларнет, скрипка, альт, виолончель и фортепиано, который тоже станет очень важным инструментальным ансамблем в сочинениях XX века. Нежная и страстная музыка.

1913. Стравинский, «Весна священная», сцены языческой Руси в двух картинах. - модерн/символизм/неофольклоризм ...на самом деле - это произведение один из манифестов музыки XX века. Во всем - в языке, сюжете, стилистике (постановка - В. Нижинского, художник Н. Рерих). Уже написан был манифест футуризма, и появились картины фовистов... Невероятно сочная гармония, заставляющая вспомнить о полесском автентичном пении, которое явно слышал Стравинский в детстве на украинском Волынском полесье.

1913. Руссоло публикует манифест “Искусство шумов”. - Футуризм “инвентирован”! … Это программный документ музыкального футуризма важен не только для самих футуристов. Это очень яркий “манифест XX века», повлиявший, например на молодого Вареза - а дальше на пионеров электронной музыки - французских композиторов направления «конкретная музыка». Конечно, важно и то, что Руссоло не только описал «творческий метод», но и создал шумовые музыкальные инструменты Руссолофоны ...

1915. Айвз, Соната №2 «Concord, Mass., 1840-60» - полистилистика, концептуализм, футуризм, кластерная техника. ... концептуальное сочинение, основанное на разработке мотивов Пятой симфонии Бетховена. Свою близость к концепциям американского трансцендентализма (писатели Эмерсон, Хьюторн, Алкот и Торо) композитор подчеркнул присвоением их имен каждой части сонаты... мощнейшее сочинение, в котором композитору стало «мало рук» - он использует деревянные бруски для этих самых «кластеров» - сложных аккордов из рядом стоящих клавиш...

1917. Сати, балет “Парад”. - неоклассицизм, модернизм (конструктивизм, примитивизм…) …композитор, оказавший огромное влияние на Стравинского и “Французскую шестерку”, тоже - анти-академистов, анти-импрессионистов (Луи Дюрей, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик, Франсис Пуленк и Жермена Тайефер). Эрик Сати - личность ярко эксцентричная, до открытого эпатажа… (футуристы, дадаисты - рядом!). Не без влияния Сати Кейдж взялся препарировать рояли (поговаривают)…

1920. Берг, опера «Воццек». - атональноасть. экспрессионизм ... по моему мнению - одна из самых лучших современных опер. Среди всех учеников Шенберга, Берг - самый «мелодичный» и «выразительный» (Опять хочу переслушать его скрипичный концерт и оперу «Лулу»)

1920. Лео Термен изобретает терменвокс. - (привет футуристам) ...А значит скоро мы услышим его у Вареза!

1920. Хаба, Струнный квартет №2. - микротоновая музыка ... идеи футуриста Бузони воплотились в жизнь! Появилось сочинение в четверть-тоновой системе! Дальше - будет больше (четверть-тоновые композиции Айвза, и большое количество микроинтервальных систем Ивана Вышнеградского)

1921. Прокофьев. Опера «Любовь к трем апельсинам». - неоклассицизм ... вот тут мы вспомним «о девушке из MTV». Девушка, не путайте пожалуйста неоклассику Прокофьева (Стравинского, Мийо, Равеля, Шостаковича) с «альбертиевыми басами» в ля-миноре в потоке «постмодерного» фортепанного easy-listining (easy-composing… easy playing… etc…etc…)

1923. Шенберг, «Серенада» ор. 24 (1920-1923). - додекафония ... свершилось! Первый «искусственный» метод композиции. «Метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», До сих пор в европейской музыке все изменения «техник» проходили постепенно - годами и веками (монодия - полифония - гармония ...) У нас еще будет время понаблюдать за «новорожденным» - как его примет «мир»... что с ним будет... Но пока - да здравствует новейший метод композиции «додекафония»!!! Да здравствует «нововенская школа»!!!

1929. Равель, «Болеро». - неоклассика, неофольклоризм, конструктивизм ...хит современной музыки. Странный, тревожный... писалось как музыка для балета Иды Рубенштейн... А вы тоже вспоминаете при этом Седьмую симфонию Шостаковича?...

1930, Шостакович, опера «Нос». - неоклассицизм, футуризм, экспрессионизм ... самое радикальное, пожалуй, сочинение Шостаковича, в котором чувствуется влияние Берга (постановку Воццека Шостаковичу уже удалось увидеть). Это далеко не тот Шостакович «тоталитарного периода»! И это так здорово!

1931. Варез, «Ионизация» (Ionisation) для 41 ударного инструмента и двух сирен. - футуризм - инструментальный синтез. ... ну это почти электронная музыка!

1934. Варез, «Экваториал» (Ecuatorial) для баса или одноголосого хора, 8 медных духовых, фортепьяно, органа, двух терменвоксов «волн Мартено» и 6 ударных. - футуризм. инструментальный синтез. ... вот совершенно незачем в оркестре иметь струнные! Мешают! Достаточно - духовых и побольше ударных. Вы слышали? Побольше. Да! И терменвоксов! Тоже - побольше! «Liberation du son»! Освобождение звука! Как страстно этот композитор ждал появления электронных инструментов, электронной музыки. В общем, он и так ее сочинял - но на инструментах «обычных», заставляя звучать их «электронно», синтезируя ранее неизвестные звучания...

1935. Хиндемит. Симфония “Художник Матис”. - неоклассицизм, экспрессионизм … еще одна ипостась “неоклассики” - контрапунктический стиль. Композитор, принципиально работавший в области контрапункта... Тяжелый “немецкий стиль”… Трудно поверить, что рядом - “воздушный Веберн”…

1937. Барток, Музыка для струнных, ударных и челесты. - неоклассицизм, неофольклоризм, экспрессионизм. ... Барток - вообще всегда в музыке XX века. Это вообще редкий случай радикального авангарда идей в «рамках академизма»...

1939. Веберн. Вариации для оркестра op.40. - серийная техника, пуантилизм, Klangfarbenmelodie ...Шенберговская додекафония в творчестве его ученика (Веберн и Берг - первые непосредственные ученики Шенберга) выглядит совершенно иначе. Веберн ввел в музыку понятие «пуантилизма» - самоценности каждого тона - каждой ноты. В его Вариациях вместо «мелодий» мы услышим короткие (кратчайшие) микро-мотивы - 3, 2 ноты, 1... но каждый из них мы будем слушать как полноценные мелодии. Попробуйте! Именно Веберновская музыка в наибольшей степени спровоцировала Второй европейский авангард.

1939. Кейдж. Imaginary Landscape No. 1 - электронная музыка в сопровождении перкуссии. электроакустика, минимализм, концептуализм ... вот, это такое важное имя в современной музыки. Этот американец кажется продуцирует идеи так же легко, как 5-летние дети... В Европе начинается война, звучит другая музыка, но Кейдж сочиняет Imaginary Landscape… важно, чтобы кто-то это делал!

Вот, как будто-бы самые яркие «премьеры» первых 50 лет мы вспомнили...

Многие стилей первой половины XX века плавно «перетекут» во вторую (неоклассицизм, неофольклоризм), что-то трансформируется до не узнаваемости (додекафония - в сериализм)... Война спровоцировала в творчестве композиторов появление двух противоположных тенденций - многие композиторы не представляли себе музыку без экспрессии, драмы, экзальтации эмоций, другие, напротив хотели забыть этот страшный кошмар европейской культуры, и начать все «с чистого листа»... этим, собственно и объясняется появление «второго авангарда»...

1948. Пьер Шеффер. Концерт шумов «Сoncert de bruits» («Этюды с турникетом...», «Етюд с железными дорогами») - конкретная музыка. авангард.

... а вот приятно, что вторую половину XX века открывает электроакустика. Да. Это уже настоящая электроакустика. Запись звуков («сонорных объектов», как говорил Шеффер), монтаж, обработка... Отсюда берет начало институт GRM при Radio-France (где ксати, издано одно из любимейших моих сочинений Alejandro Vinao HILDEGARD'S DREAM (1994)) Этот термин “конкретная музыка” иногда применяют не только в электроакустике, но и, например, по отношению к музыке инструментальной - Х. Лахенмана, например, чья музыка изобилует именно “шумами”, извлекаемыми на акустических инструментах.

1949. Мессиан, симфония Турангалила. - интегрированная сериальность. авторские техники (синестезия, использование индийских ритмов, авторских ладов ограниченной транспозиции, авторских методов контрапункта).

... Мессиан использовал в музыке транскрипции птичьего пения, вообще, любил птиц... Неслучайно он написал оперу «Францизск Ассизский». Мессиан - учитель Булеза, Штокхаузена, Ксенакиса, Гризе, Мюрая... Непосредственный инспиратор «спектрализма»...

1949-1955. Сериальность (авангард). Сразу несколько композиторов переосмыслили додекафонный метод композиции Шенберга (серия из 12 звуков - это хорошо, но почему не выстроить серию из 12 длительностей, 12 громкостей, 12 тембров, в конце концов?...)

Первые сериальные композиции - Мессиан, «Четыре ритмических этюда для фортепиано»(1949-50), Штокхаузен, Перекрестная игра (Kreuzspiel) для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951), «Контра-пункты» для 10 инструментов (1953), Булез, «Структуры I» для двух фортапиано (1952), Ноно, «Встречи» для 24 инструментов (1955).

... именно эти композиторы были основателями знаменитых Дармштадских курсов новой музыки, которые и по сей день остаются оплотом «вечного модернизма» . Последовательный сериализм, как «чистый» стиль просуществовал не долго даже в творчестве первооткрывателей (у Булеза он очень скоро перешел в своеобразный вариант веберновского «пуантилизма», как например, в «Молотке без мастера», 1954), но этот метод композиции в том или ином виде до сих пор дает о себе знать...Не прошли мимо него Шнитке, Денисов, Губайдуллина, Сильвестров, Грабовский, Пярт, Волконский...

1950 - 1957. Elektronische musik (авангард). Появление Кельнской студии электронной музыки. Опыты Херберта Аймерта, Роберта Байера, Вернер - Майер Эпплер (автор термина Elektronische musik, который означал для него музыку, синтезированную с помощью генераторов и скомпонованную ... при помощи сериального метода!). Первые сочинение «электронной музыки» Штокхаузена, например абсолютно сериальное (Этюды I и Этюды II), 1953.

…кроме него в студии работали А. Пуссер, П. Гредингер, чуть позже здесь же, в Кельне - Булез и Лигети. Но пожалуй, самое яркое произведение этого периода - “Контакты” для фортепиано и ударных Штокхаузена (1960), абсолютно фантастическая реализация “ансамблирования” электроники и “перкуссивных” инструментов. Параллельно со Штокхаузеном, но в Милане электроникой занялись Берио и Мадерна, в Америке Владимир Усачевский и Отто Леннинг разворачивают “Tape Music Project”...,а Варез потихоньку работает над электронной партией Dessert для орестра и электроники (1954) … Да здравствует электроакустика!

1951 - 1962 Алеаторика (или, как у Кейджа - chance music), - авангард. Дж. Кейдж, «Музыка перемен» ( Music of change) для фортепиано (1951), Булез, Соната №3 для фортепиано (1957), Штокхаузен, Клавирштюк XI для фортепиано (1956), Цикл для ударника (1959)

... «не детерминированность», спонтанность... еще шаг - почти импровизация. Исполнительская активность - залог успешного исполнения, вариантов которого - как звезд на небе... Впрочем, композитор почти все сочинил. И речь тут идет скорее - о комбинаторике. Музыка не «генерируется» случайно, а «комбинируется» из приготовленных элементов. Все же «фактор случайности» - налицо!

1954. Расширенные техники исполнительства (музыка для препарированных инструментов), - авангард. ...музыкой для препарированного рояля Кейдж на само деле занимался с конца 30-х, но первый концерт на препарированном рояле состоялся в 1954 году в Донауэшингене во время фестиваля “Дни музыки”. После Кейджа препарирование фортепиано стало столь популярным, что в магазинах стали появляться “наборы” для препарирования, куда входят “объекты” из металла, дерева, пластмассы, фетра... Здесь и “сонорная” необходимость (тембр меняется, усложняется, инструмент звучит не темперированно), и элементы хеппенинга, резонирующие, например, с хеппенингами Флюксуса... Конечно, мы вспомним здесь и о Г. Парче с его инструментами...

1954. Стохастическая музыка, (алгоритмическая композиция, генерированная музыка), - авангард Я. Ксенакис. Метастазис для 61 инструмента (1954)... (далее смело рассматриваем весь список автора, а затем подойдут почти все партитуры сайтов Стенфордского университета, IRCAM, MIT)

...асистент Ле Корбюзье, с которым проектировася тот самый павильон Филлипса в Брюсселе, где в 1958 году на Всемирной выставке звучала Электронная поэма Вареза... Стохастическая музыка - природная альтернатива «сериальной музыке», о чем терпеливо говорит Ксенакис в своей книге «Мusiques formelles” и убеждает, что самая естественная композиция - композиция с помощью формул теории вероятностей. Ну... там... узор листьев в лесу, инея на ветках... все рассчитывается с помощью формул Гаусса, Пуассона.. Марковских цепей... в конце концов... По воспоминаниям очевидцев, в доме Ксенакиса всегда звучал «автентичный фольклор» - со всего мира. (Вот как я его понимаю..не обижайтесь, любители Д-Б. )

1959. Сонористика (микрополифония), - авангард. Конечно, все началось с Лигети. Его «Аpparitions» для оркестра (1958 - 1959), «Атмосфер» для оркестра (1961), «Avanture» для 3 голосов и 7 инструментов (1962).

... сонористика - это и техника, и «качество звучания» и функция организации музыкальной материи, сопоставимая с «гармоническим» мышлением. В сонорных произведениях мы не можеи различить, что мы «слышим» - звуоковысотность, ритм или тембр? Это своеобразная «интеграция» всех элементов фактуры в «сонор» с неповторимым качеством звучания. В оркестровой музыке Лигети сонорное качество образовывало «микрополифоническое» движение голосов с микроинтервальными колебаниями. В камерной - организация синтаксиса произведения средствами сопоставления чистого тона и «шума», использование «кластеров» в гармонии, эффектов « Klangfarbenmelodie». Среди ярких композиторов направления «Сонористика» назовем еще Ноно, Берио, Крам, ранние Пендерецкий, Гурецкий, Б. Шефер, Сильвестров, Грабовский.

1962, Момент-форма (статическая форма, открытая форма), - авангард. Речь опять о Штокхаузене и его произведении "Моменты" для сопрано, четырех хоровых групп и 13 инструменталистов (1962).

Процитирую здесь Светлану Савенко: “Европейское музыкальное мышление развивалось по пути Драматической формы, направленной к неизбежному концу, внутри же организованной по принципу диалектического контраста и конфликта. Поэтому «оценка музыкальных композиций все более зависела от того, насколько продолжения "неизбежны", завершения "окончательны", связи "логичны", контрасты "сильны", напряжения "возбуждающи" и заключения "необратимы"» (Stockhausen, 1963, 180). В противовес этой исчерпанной, по мнению Штокхаузена, концепции, он выдвигает свою идею статической формы, "момент-формы", истоки которой небезосновательно видит еще у Дебюсси, а аналогии - в восточных музыкальных культурах. В философском плане момент-форма парадоксальна: с одной стороны, целью ставится "пребывание" во времени - через посредство "пребывания" в музыкальном произведении. "Время воздействует с живостью, соответствующей нашему представлению о нем". Другими словами, время в концепции Штокхаузена выступает в роли "музыкально организованного бытия" (что, кстати, логически непротиворечиво сочетается с идеей формант и статической композицией). С другой стороны, это торжество реального, онтологического времени над временем психологическим, "пережитым" оборачивается его поражением: благодаря внутренней статике реальное время "останавливается", хронологическое мгновение "разбухает" в восприятии до психологической вечности.” Среди композиторов, развивавших различные «открытые формы» - композитор-авангардист Хаубеншток-Рамати.

1964. Минимальная музыка (репететивная музыка, периодическая музыка), - авангард (постепенно трансформировавшийся в постмодерн - «новая простота»). Терри Райли, «A Rainbow in Curved Air» для синтезатора (1969), Ля монте Янг, «Черепаха, ее мечты и путешествия» для ансамбля акустических и электронных инструментов и светопроектора (1966), Стив Рейч, «Drumming» для ансамбля ударных, мужских и женских голосов (1971)

... «божественные переливы»... повторяющиеся с небольшими еле заметными изменениями...время остенавливается...осторожно, вас гипнотизируют! А если серйозно, то прототипами американского минимализма (особенно у этих авторов!) не в последнюю очередь были индийская музыка, африканские ритмы и музыка гамелана... Глас, Адамс - уже из «другого теста» - их минимализм часто «эксплуатирует» элементы классической (романтической) музыки, привнося в произведения оттенок «секонд хенда»... Впрочем - течение "беобъятное". Найман, Т. Джонс, Пярт... Замечено, что музыканты, решившие стать еще и композиторами, без минимализма (или репететивности, или неоромантизма) обойтись никак не могут (ну вы поняли, о ком идет речь).

Особые случаи минимализма (пост-минимализма?): литовский минимализм. Ну, конечно, сутартинес... репетивный фольклор у людей... Там появилось поколение композиторов, которых в 90-е называли «машинистами»: Накас, Мажулис, Кобялис...«Абстрактный экспрессионист» американец Мортон Фельдман. Никакой «диатоники», свойственной почти всем минималистам. И - огромнные по длительности сочинения («Скрипка и оркестр», «Фортепиано и оркестр», написанные в конце 70-х). Назовем тут-же Глена Бранку (да-да!), представителя «тоталистской школы пост-минимализма», автора... 14 симфоний...

1968. Интуитивная музыка (медитативная музыка, импровизационная музыка), - авангард. В начале - опять Штокхаузен. «Stimmung» для 6 голосов и тонгенератора, «Из семи дней» для нефиксированного состава, отдельные части из оперного цикла «Свет».

... очень хорошо понимаю композитора, почувсвовавшего необходимость «послушать» исполнителя... дать возможность «проявиться» музыке - как-бы изнутри инструментальной игры... «анонимная музыка», рождение которой только «спровоцировано» композитором. Партитуры, впрочем, существуют. И вполне работают. Некоторые наши «сообщники» даже играли по таким партитурам некоторых современных композиторов...

1977. Спектральная композиция (особый вид алгоритмической композиции, использующий акустические алгоритмы), - авангард (пост-авангард). ... первооткрыватели метода - ученики Мессиана Гризе, Мюрай участники группы композиторов ансамбля «L’ltineraire» (название направления сформулировал композитор и философ Дюфур, автор замечательного («неперевершеного») сочинения «Сатурн» для оркестра и электроники, 1979)

Композиторы-спектралисты во главу композиции (впервые!) поставили собственно «музыкальную материю», звук как таковой. Не «придуманную» композиторским «произволом» серию для серийной композиции, не опять таки, «произвольную» сонорику... а природные законы акустики - обертональные ряды, спектральные анализы... Все, почти как в мажоро-минорной системе... Но точнее. В общем, хороший французский теоретик всегда найдет в любом европейском орестровом сочинении предшествующих веков «спектрализм».Но конечно, есть и более близкие примеры «метафорического» спектрализма - микрополифония Лигети в произведениях 60-х, которая вполне соотносилась с представлением спектралистов о движении обертонов внутри «звука», музыка едва ли не самого таинственного композитора XX века - Шелси, чьи оркестровые и ансамлевые сочинения часто строились на основе одного тонального центра (Quattro Pezzi per Orchestra, 1959), формируя «авторский спектр»...

1988. Новая сложность (New Complexity). Последний из «новых направлений» с «собственным» именем. Название принадлежит музыковеду Ричарду Тупу (R. Toop) и касается в первую очередь английских композиторов Richard Barrett, Chris Dench, James Dillon, Michael Finnissy, Brian Ferneyhough.

... в основном атональные, довольно «абстрактные» в отношении «образности и эмоциональности» диссонантные композиции этого направления требуют совершенно новой и часто «шокирующе» сложной в ритмическом отношении нотации. Часто используются «расширенная техника» исполнительства, микроинтервалика, скордатура (перестройка инструментов), полиритмические комплексы, изломанные мелодические контуры, что необычайно «уплотняет» музыкальную ткань. Партитуры Фернейхоу, к примеру, в мире вообще регулярно играет очень ограниченное количетво исполнителей (настоящие «музыкальные спортсмены» квартет «Arditti», ансамбль «Recherche», «Intercontemporaine»). Но ради чего такая сложность? Ответ - желание композитора создать «автономный текст», партитуру, с такой степенью детализации и контроля всех элементов... чтобы мы вспомнили по крайней мере о «космическом хаосе». В этом направлении есть и свои «крупные формы» - например, опера Фернейхоу «Тень времени» "Shadowtime" (1999-2004), один из героев которой - философ Вальтер Беньямин. Черты направления New Complexity присутствуют в музыке B. Pauset, B. Furrer, M. Andre…известны они также в музыке молодых украинских композиторов.

«Давать имя» чему-то ужасно сложно... Особенно - музыке. И, кстати, и «спектралисты» не соглашались со своим именем (особенно Гризе), и представители «New Complexity» долго «оборонялись»... Ведь в музыке все - как в каждом из нас - уживается так много «разного»... сложного, нового, вечного?...

киевское

Previous post Next post
Up