Feb 05, 2016 15:23
Последние пару недель везде разговоры карьерные да рабочие. У меня за неделю аж три просьбы «поговорить» - жена бывшего русского коллеги, бывший британский коллега и американская девочка, которая нашла меня на evisors и очень просит рассказать про то, как найти работу ПМ в Европе. Я смеюсь, что нам, львам, много по жизни не нужно - похвалить, по гриве погладить и мы в лепешку расшибемся чтобы помочь (пока лень не одолеет).
Несмотря на то, что я дошла до того момента в жизни, когда я искренне (без кокетства) не думаю, что мне есть что сказать широкому зрителю, иногда меня окатывает волна карьерной мудрости. Вот как сейчас J
Я работаю full time чуть больше пяти лет. Начала работу я как часть Management Trainee Programme, которую позже переименовали в leadership graduate programme. Именно эту программу и огромное количество книг, статей и TED talks я виню в той ошибке, которую долго совершала я и которую совершают десятки людей вокруг меня в первые годы своей карьеры (think first five years). Вступив в офис в первый день вместо того, чтобы научиться сводить pivot tables без помощи мышки я примеряла на себя в голове роли Product MD, Project director, Strategy VP и писала в голове карьерные планы на пятилетку. Я постоянно думала про то, как показать leadership skills, как создать себе нетворк, да получше, как «не есть одной» и где моя следующая роль. Все это мысли очень важные и необходимые, но у меня складывается впечталение, что у поколения Y эти мысли занимают 80% времени в то время, как мысли «как хорошо сделать мою работу» занимают 20%, а должно быть наверное наоборт в первые годы. Я сейчас это очень вижу среди тех, кто начал работу 1-2 года назад - к моему удивлению, главные волнения не о том ,чему можно как больше научиться в моей роли и как бы качественно сделать свою работу, а про HBR понятия из серии «как мне получить повышение, где я хочу быть через три года, почему шеф не дает мне возможности вести презентации для senior management». Сейчас, медленно выходя из junior role я начинаю видеть обратную сторону такого подхода - мой джуниор озабочен своим senior exposure и future role, но при этом не может составить качественный и красивый план в экселе, который мне было бы не стыдно показать тем самым seniors.
Смотря назад я понимаю, что я потратила много нервов переживая из-за вещей, которые тогда не имели значения (пригласили ли меня на встречу с А, показала ли я достаточный уровень Emotional Intelligence при разговоре с Б и тд). При этом я упустила несколько возможностей научиться чему-то практическому и полезному, например отвоевывая территорию у одного из коллег три года назад я упустила возможность наблюдать за ним, понять, почему он был успешен и копировать его хорошие стороны - тогда мне казалось, что он придирается к моему PowerPoint formatting, когда меня интересовали пригласят меня на встречу, где будет СФО или нет. Только сейчас я начинаю понимать, что нужно пройти через все ступени - включая PowerPoint formatting перед тем, как тебя начнут приглашать на встречи и воспринимать серьезно и если ты doing your best и 20% времени думаешь о развитии своей карьеры, а не просто течешь по течению, то все это придет автоматически и не нужно пытаться перепрыгнуть ступеньки.
В этом плане мне очень нравится модель биг4 кстати - первые три года ты активно учишься и делаешь грязную работу и учишь базу - возможности куда-то прыгнуть нет и все прописано - поэтому you focus on the job in hand. Потом тебе медленно дают чуть-чуть отвественности, ты пару лет тренируешься, становишься менеджером и тебя отпускают в свободное плавание - где можешь показывать свои leadership skills и EQ и другие модные вещи. Неудивительно, что у очень многих корпоративных лидеров во всех областях big4 опыт в самом начале карьеры.
В общем, не знаю, смогла ли я правильно озвучить свои мысли - они здесь не черно-белые конечно. Но мой главный позыв - в начале карьеры поменьше думайте (но не забывайте) про всевозможные strategy/leadership/EQ/career development возможности и сконцентрируйтесь на том, чтобы качественно выполнять свою работу, слушайте, что вас просят делать и доверьтесь вашему шефу и «старшим» - они могут вам казаться бесполезными и не такими умными, как вы, но, поверьте, они там оказались не случайно и знают, что делают и на вашем месте были. Disclaimer - я говорю сейчас про хорошие большие компании, а не Иванов и Ко, где директор это зять владельца. Во втором случае мой совет - ищите новую работу.
работа