Говоря о депрессии, следует различать, как минимум, два аспекта: во-первых, это особое длительное состояние с вегетативными (расстройства сна, пищевого поведения и т.п.) и эмоциональными (аффекты) изменениями. Во-вторых, депрессивный тип личности, то есть в силу обстоятельств (например, пережитая депрессия одного из родителей в первые годы жизни ребенка) человек сформировал особый способ взаимодействия с окружающим миром. При этом, нельзя сказать, что человек, обладающий депрессивным типом личности перманентно находится в состоянии депрессии.
При чем тут дистанции в отношениях?
Психоаналитики выделяют два типа депрессивных личностей, демонстрирующих противоположные стили поведения по отношению к близкому человеку и окружающим вообще.
Анаклитическая личность. Термин "анаклитический" в переводе с греческого означает "опираться на", в этом суть данного типа: человек нуждается в другом, как опоре, не видит собственной ценности, цельности. Без партнера такой человек ощущает свою безпомощность, слабость. Очевидно, что в отношениях он стремится свести дистанцию к минимуму, в противном случае чувствует себя брошенным, отвергнутым.
Интроективная личность. Термин происходит от латинского intro, т.е. внутрь.
Чтобы проиллюстрировать особенности этого типа приведу отрывок из книги "Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе" Ненси Мак-Вильямс: "Когда кого-то мы любим или глубоко к кому-то привязаны, мы интроецируем этого человека, и его репрезентация внутри нас становится частью нашей идентичности (“Я сын Тома, муж Мэри, отец Сью, друг Дана” и так далее). Если человек, образ которого мы интернализовали, умер, разлучен с нами или отвержен, мы чувствуем не только, что окружающий нас мир стал беднее, но также что мы сами как-то уменьшились, какая-то часть нашего собственного “Я” умерла. Чувство пустоты начинает доминировать в нашем внутреннем мире. Кроме того, если, стремясь воссоздать присутствие любимого объекта, вместо того, чтобы его отпустить, мы становимся поглощены вопросом о том, в результате какой нашей ошибки или греха он ушел от нас. Притягательная сила этого обычно неосознаваемого процесса основана на скрытой в нем надежде, что, поняв свою ошибку, мы вернем человека (еще одна манифестация инфантильного всемогущества). Таким образом, если мы пытаемся избежать горя, то взамен получаем бессознательные самоупреки. Фрейд (Freud, 1917) прекрасно описал процесс горевания как постепенное примирение с ситуацией утраты, в которой “тень объекта пала на Эго.” Если же человек не в состоянии с течением времени внутренне отделиться от любимого существа, образ которого им интроецирован, и не может эмоционально переключиться на других людей (что и составляет функцию процесса горевания), он будет продолжать чувствовать себя “уменьшенным”, недостойным, истощенным и потерянным. Людей, систематически использующих интроекцию для уменьшения тревоги и сохранения целостности собственного “Я” путем удержания психологических связей с неудовлетворительными объектами ранних лет жизни, можно со всем основанием рассматривать как характерологически депрессивных." Отсюда у людей с интроективным типом личности чрезмерная самокритичность, редкая удовлетворенность собой, несмотря на достижения. Эта чрезмерная требовательность к себе в неблагоприятных обстоятельствах перерастает в чувство вины. Такой тип личности замкнут, избегает "поглощения" партнером и сохраняет дистанцию в отношениях. Пресловутое личное пространство ему не просто необходимо, оно будет еще и масштабным: поездки в одиночестве, свое "убежище", немногословность о проблемах или друзьях и т.п.