> Тракторостроение как отрасль промышленности появилась в 1917?
Да, только сельское хозяйство США уже к началу первой мировой войны располагало примерно 17 тыс. тракторами [60 лет Великого Октября. - Вестн. статистики, 1977. N.12, с. 44, эта же цифра в ''История США в четырех томах: 1877-1918'': Т.2. 1983. С. 183], а Россия имела примерно столько же, только на два порядка меньше - 165 или 166 ед. За 1909 г. в США было построено 2 тыс. тракторов, в 1916 г. промышленность США выпустила 30 тыс., а в 1917 г. - около 62 тыс. тракторов [В. Г. Плотицын Механическая обработка автомобильных и тракторных деталей. 1935. С. 14]. Что мы и видим на графике, и в цифрах? Трактора к тому моменту - не космические корабли при Сталине, а то, что реально существовало.
Вот еще коммент в тему.
Что же это на фото такое интересное?
Находим это фото на Викискладе с подписью: ''The U.S. made Phoenix Centipede steam engine used for log hauling in Nuortti, Finland in 1913-16, now displayed in Tulppio, Savukoski, Finland''. Ну вы поняли)) Упоминание изображения находим
в статье на финской Вики:
''Когда Миеттинен был зимой 1911-1912 гг. В Соединенных Штатах, когда он посещал Миннесоту для механизации лесохозяйственных работ, Сандберг заказал два паровоза Phoenix Centipede из Соединенных Штатов, основываясь на опыте этой поездки. Локомотивы весили 16 тонн, их мощность составляла 100 лошадиных сил, а максимальная скорость составляла 8 км/ч. Они использовали уголь в качестве топлива, которое потребляло 1 130 кг за 10 часов; Однако в Финляндии они были немедленно заменены на древесину в качестве топлива''. Честно говоря, когда я начал искать информацию о фото, я подумал сразу о числе 2 или 3 ед.)) В общем, вот так выглядели две ''сохи'' в РИ, а точнее, в Великом княжестве Финляндском.
А что же было у большинства крестьян в РИ? Перепись 1910 г. показывает, что в это время в России было 18,4 млн. штук орудий по обработке почвы. Из них всего 335 паровых плугов и 166 тракторов [Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа по реформенной России: факторы развития. Курск: Изд-во Курск: пед. ун-та, 1997. С. 28]. Данные переписи 1910 г., охватившей 90 губерний России:
Россия накануне Первой мировой войны. Статистико-документальный справочник. - М.: "Самотека", 2008. - C. 96-97.
Плановое хозяйство. Ежемесячный журнал. Издание Госплана СССР. № 6-7, 1932 год.
По советским источникам: в деревне насчитывалось 7,8 млн. сох и косуль, 2,2 млн. деревянных плугов, 4,2 млн. железных плугов, 17,7 млн. деревянных борон [Вестн. статистики, 1977. N.12, с. 44]. Разница - это, скорей всего, пересчет на разное территориальное деление.
Из наличных более 20 млн. крестьянских дворов 30% - были безлошадными, 34% - безынвентарными, 15% беспосевных [там же]. Но вернемся к локомобилям. Как верно
указывают камрады, локомобиль - это вовсе не обязательно паровой плуг, это просто мобильная паровая машина, и может использоваться, например, как привод для лесопилки или молотилки. Итак, в Российской Империи (включая Польшу) в 1913 г. собственно паровых плугов было 335 штук. Для сравнения, в Германии в 1882 г. имелось 836 паровых плугов, а в 1907 году - 2995 паровых плугов. А паровых молотилок в 1910 г. Российской Империи было 27072 против 488867 в Германии в 1907 г. (в Германии еще в 1882 г. было 75690 паровых молотилок).
БСЭ, Т.15. 1929. С. 599 и Плановое хозяйство.
№ 5, 1935 год:
Ну и резюмируя: Накануне войны 1914-1918 гг. общая мощность всех механических двигателей в России составляла 13 млн. л. с., в США - 130 млн. л. с. [М. Рабинович Советская социалистическая экономика 1917-1957 гг. 1957. С. 205].
Ну а любителям альтернативной истории, предлагаю взглянуть на межвоенную Польшу, которая, в главном сохранила порядки, существовавшие в РИ. Открываем
MRS 1939. На странице 199 видим динамику польского автопарка в 1920-ые, 1930-ые:
В 1926 г. автопарк Польши составлял 14670 единиц, в т.ч. 2811 грузовых. Автопарк к началу 1926 г. в СССР состоял из 15,1 тыс. автомобилей, в том числе 6,1 тыс. грузовых [История социалистической экономики СССР. Т. 2. 1976. С. 407].
К 1931 г. автопарк Польши вырос до 39 тыс., однако из-за кризиса происходит катастрофическое падение, и уровня 1931 г. Польша достигает только к 1938 г., когда ее автопарк составил 34 тыс., к 1939 г. резко нарастила свой автопарк за счет аннексии Тешинской области Чехословакии до 42 тыс. Автопарк же СССР составлял в 1938 - 760 тыс. единиц [МСЭ. 1940. Т.10. С. 219]!
Показательнее всего сравнить одну и ту же страну, которая была разделена двумя строями, в данном случае - Западная Белоруссия в составе Польши до 1939 г. и БССР в составе СССР. Итак,в 1939 г. численность автомобильного парка БССР общего пользования достигла 1141 единицы, в том числе в ведении облкоммунхоза было 365 машин. Кроме того, 20 277 автомобилей обслуживали заводы и фабрики, колхозы и совхозы, учреждения и другие подразделения народного хозяйства. В 1940 году в БССР (восточных областей) весь автопарк составлял 23512 единицы. Это более чем половина от автопарка тогдашней Польши! Какой же был автопарк в Западной Белоруссии?
Возьмём данные из MRS по четырем воеводствам, включая Вильно и Белосток. Всего на 01.01.1939 насчитывалось 2086 автомашин, что составляло 4,0 автомашины на 10 тысяч человек (в том числе, в Белостокском - 462 ед., 4,6 на 10 тыс., в Виленском - 546 и 4,6, в Новогрудском - 420 и 4, в Полесском - 358 и 3,2, соответственно), включая пожарные цистерны, мочалки, трактора, санитарки и т. д.
СССР действительно отставал от ведущих кап.стран по производству легковых авто, но 1990 г. по числу личного автотранспорта на 1000 населения, РСФСР (65) обгонял такие любимые ''образцовые капитализмы'', как Южную Корею (48), Чили (52) и Гонконг (42) [World Development Indicators 2005, s.
174 - 176].