«Фюрер требует Данцигский коридор!»: как многие помнят, поводом для начала Второй мировой войны стал германский эксклав (Восточная Пруссия). Теперь эта территория является российским эксклавом (Калининградская обл.) и снова в центре внимания.
Тут несколько дней назад Литва, после консультаций с Еврокомиссией, запретила транзит по своей территории «большого перечня товаров, которые подпадают под европейские санкции» в российский эксклав (а это 40% до 50% всех транзитных грузов по словам российского губернатора). В ответ на это российские говорящие головы и чиновники разразились рядом угроз, начиная с «возможности расценить как прямую агрессию НАТО против России», «отмены для России членство Литвы в ЕС» и «потери Клайпеды» до «потери суверенитета Литвы из-за транзита в Калининград». А вот теперь последовало заявление МИД РФ: «Если в ближайшее время грузовой транзит между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации через Литву не будет восстановлен в полном объеме, то Россия оставляет за собой право на действия по защите своих национальных интересов». Абстрактная фраза «действия по защите своих национальных интересов» добавляет пикантности, ибо все помнят декабрьский «ультиматум НАТО», когда путинский МИД угрожал абстрактным «военно-техническим ответом», и что это за «ответ» мы узнали в феврале.
Почему же наблюдается такая истеричная реакция? Ведь существует альтернатива железнодорожным перевозкам - грузоперевозки можно осуществлять и морским путём, в обход Литвы. Дело все в том, что российские ельципутинские «геостратеги» за 30 лет своего господства обнулили морской гражданский флот России (как и речной, к слову), снизив число морских судов с 6 тыс. в начале 1990-ых гг. до 2,7 тыс. кораблей в 2019 г. (возраст большинства которых превышает 30 лет!), соответственно, если в 1990 г. грузооборот морского транспорта РСФСР составлял 508 млрд. ткм., то в 2019 г. данный показатель РФ составил всего 36,5 млрд. ткм. То есть заместить железнодорожные грузоперевозки морскими нет возможности.
Динамика числа судов гражданского флота России В статье И. П. Телегиной 2007 г. "Калининградская область. Есть ли прорыв в проблеме транзита?" можем прочитать: «Во-первых, для перевозки грузов и тем более железнодорожных вагонов с грузами необходимы специальные суда, которых в российском морском флоте оказалось недостаточно. На строительство новых дорогостоящих паромов средств не нашлось. Нет смысла говорить о крупном судостроительстве, когда нет достаточного финансирования даже малых плавучих средств, эксплуатируемых в настоящее время». Причем, объём перевезенных грузов Калининградским морским портом последние 20 лет не рос, а за последние 15 лет и вовсе снизился с 15,6 млн. т. в 2007 г. до 10,6 млн. т. в 2021 г. Для сравнения: Калининградская железная дорога в 2021 г. перевезла 13,7 млн. т. грузов. Еще где-то 7-8 млн. т. в год составляли грузоперевозки автомобильным транспортом.