Итальянский реставратор проанализировал знаменитую древнеегипетскую картину c гусями из гробницы Нефермаата, которую культурологи часто называют "Джокондой" Древнего Египта, и пришел к выводу, что она является фальшивкой XIX века, сообщает издание LiveScience.
До появления первых пирамид, как и в последующие эпохи, фараоны и знать Древнего Египта находили упокоение в мастабах, "домах для вечности" - гигантских для того времени кирпичных усыпальницах, построенных в виде трапеции. Внутренние стены мастаб и погребальные комнаты украшались рельефами и росписями, а также заставлялись драгоценностями, пищей и питьем, которые должны были помочь покойному достичь "Поля Тростников", древнеегипетского рая.
В 1871 году была найдена одна из таких мастаб, в которой покоились останки Нефермаата, сына основателя четвертой династии, фараона Снеферу. Итальянский археолог-авантюрист Луиджи Вассали нашел в ней настоящую драгоценность - потрясающе реалистичную и детальную картину, которая получила имя "Медумские гуси" и негласное звание древнеегипетской "Моны Лизы". Вассали вывез ее из гробницы, и впоследствии она попала в Египетский музей Каира, где ее показывают посетителям в качестве главного шедевра Древнего Царства.
Как рассказывает реставратор Франческо Тирадритти (Francesco Tiradritti) из университета Коре на Сицилии (Италии), на самом деле это не так - находка Вассали является подделкой, нарисованной поверх настоящей древнеегипетской картины.
"Сомнение в подлинности этого шедевра сначала казалось мне практически немыслимым делом и крайне болезненным процессом. Однако через месяцы научных поисков я пришел к выводу, что почти нет причин сомневаться в том, что "Медумские гуси" являются фальшивкой", - пояснил ученый в интервью изданию.
По словам Тирадритти, эта "еретическая" идея возникла в его голове после того, как он обратил внимание на видовую принадлежность гусей, нарисованных на картине - два из них принадлежат к видам, которые не встречались и не могли зимовать в Древнем Египте.
Это заставило его начать поиски других несостыковок, число которых достаточно быстро превысило все мыслимые пределы. К примеру, картина была написана красками, которые не были известны древнеегипетским мастерам и которые даже не встречались на других росписях в мастабе Нефермаата. Все птицы на картине были одинаковых размеров, что крайне необычно для искусства Древнего Царства, где размеры фигур отражали их важность для живописца или заказчика.
Сомнений в подлинности картины добавляет и то, что рисунок трещин по ее краям не соответствует тому, что ее вырезали из стены мастабы, да и Вассали, регулярно хваставшийся своими находками, так и ни разу не упомянул "Медумских гусей" в мемуарах и заметках. Кроме того, Тирадритти удалось найти второй слой краски под картиной, из-за которой в некоторых участках небо на ней приобретает кремовый, а не голубой свет.
Автором картины, как считает Тирадритти, является сам Вассали, в пользу чего говорит то, что он был успешным живописцем своего времени и то, реставратор обнаружил на одном из обрывков картин в мастабе Нефермаата инициалы жены археолога, написанные иероглифами.
"Единственное, что, по моему мнению, еще остается выяснить - мы должны понять, что спрятано под фальшивкой. Решение этой задачи будет крайне непростым занятием, так как ее можно будет осуществить только не разрушающими картину методами", - заключает Тирадритти.
Еще одна. И, мягко сказать, небезызвестная. Но фоне тщательно заминаемых скандалов, создается впечатление, что большинство фондов музеев составляют подделки или копии.