А у нас в России газ, а у вас? - А мы хотим газопровод, вот!

Jan 26, 2015 12:28



Минувший 2014 год оказался богатым на важные события в энергетической сфере.  В первую очередь, это касается падения цен на нефть, повлиявшего на экономику России и ряда других стран, чье благополучие зависит от экспорта энергоресурсов.  Но сейчас хотелось бы поговорить о газе.

Безусловно, наиболее важными событиями стали новый газовый контракт с Китаем и переориентация поставок в западном направлении с «Южного потока» на Турцию.  Оба решения имеют огромное значение, причем не столько экономическое, сколько геополитическое.  По сути, произошел «разворот на Восток», поскольку и Турция в европейском понимании является восточной страной.  Экономический эффект достигнутых договоренностей проявится не сразу, но вот политическая значимость очевидна уже сейчас и заключается в диверсификации экспортных потоков в условиях введенных против России санкций и попыток давления на Москву с целью изменить «правила игры» на газовом рынке.

Но, собственно, хотелось бы поговорить не об этом, а о перспективах - о тех новых направлениях, которые могут быть реализованы при определенных условиях.  И здесь опять-таки речь идет о восточном направлении, а именно - о Японии.  В настоящее время можно говорить о наличии трех вариантов поставок российского газа в Японию: газопровод Сахалин-Хоккайдо, газопровод Приморье-Ниигата и поставки сжиженного природного газа с терминала Владивосток-СПГ. При этом в самой Японии пока нет единого мнения о том, какой из вариантов предпочтительнее.

[Spoiler (click to open)]



Наиболее проработанным можно считать вариант строительства газопровода с Сахалина на Хоккайдо в префектуру Ибараки, который весной 2014 года был озвучен президентом компании Japan Pipeline Development & Operation Хидео Огавой и поддержан группой депутатов национального парламента от ЛДПЯ и Комейто во главе с Наокацу Такемото.

По предварительным оценкам Japan Pipeline Development & Operation, максимальная мощность трубопровода должна составить 20 миллиардов кубометров газа в год, а максимальная стоимость строительства - 600 миллиардов иен.

Руководство Japan Pipeline Development & Operation также проработало варианты финансирования: 40% предполагалось получить в виде займов от японского правительства, 20% - от японских и зарубежных торгово-промышленных и инвестиционных компаний (в первую очередь, работающих в газовой сфере) и еще 40% - в виде займов от японских и иностранных частных финансовых организаций.

Согласно проведенным японцами предварительным расчетам, стоимость российского трубопроводного газа на условиях DAF (поставка до границы) не будет превышать 11 долларов за миллион БТЕ, что дешевле обычного импортируемого Японией СПГ (сейчас с учетом затрат на регазификацию и транспортировку конечная цена для покупателей составляет 17.5-20.5 долларов / млн БТЕ. При этом даже в случае поставок сланцевого СПГ из США конечная цена составит 14,5 долларов / млн БТЕ.

Предполагается, что для наполнения газопровода должны использоваться поставки с проекта Сахалин-3, где, по японским оценкам, есть резервы порядка 1,4 триллиона кубометров газа, а также с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений Восточной Сибири с запасами около 3,2 трлн куб.м (для этого потребуется соединить их с Сахалином трубопроводами).  Этих запасов должно хватить на 25 лет при максимальной загрузке газопровода (20 млрд кубометров в год), но в дальнейшем, в дополнение к Сахалину-3 японцы считают возможным также использование блоков 4-9 вокруг Сахалина.

Изначально предполагалось, что в случае одобрения проекта на высшем уровне, к марту 2015 года должно быть подготовлено ТЭО, чтобы приступить к строительству и закончить его в 2019 году.  Все это было бы реально, если бы вопрос был вынесен на рассмотрение в ходе планировавшегося визита в Японию президента России Владимира Путина, но на фоне присоединения (хотя и почти символичного) Токио к санкциям против Москвы  поездка так и не состоялась.

Осенью прошлого года неожиданно появилось и альтернативное предложение - построить газопровод Владивосток - Ниигата, выдвинутое группой депутатов от ЛДПЯ парламента префектуры Ниигата, представляющих «Союз депутатов за освоение Японского моря» во главе с Сусуми Исии.  Они, заручившись поддержкой губернатор префектуры Ниигата Хирохико Идзумида, даже направили в Министерство финансов и Управление энергетики и природных ресурсов Японии соответствующее предложение о строительстве трубопровода из Приморского края в данную префектуру.

По их оценкам, данный вариант будет дешевле, чем трубопровод с Сахалина на Хоккайдо, и обойдется от 300 до 500 миллиардов иен.  При этом длина составит 840 километров.  Помимо меньшей стоимости основным преимуществом данного варианта называется наличие в префектуре развитой инфраструктуры - здесь создана самая разветвленная сеть газопроводов, доходящих до восточного побережья Хонсю и оттуда до Токио, хотя для реализации проекта потребуется увеличение мощности трубопроводов.

Следует отметить, что руководство Ниигаты рассчитывает, что реализация данного проекта позволит создать в префектуре газовые хранилища, под которые предполагается использовать имеющиеся отработанные скважины, однако никаких исследований по данному вопросу не проводилось.

На самом деле, оба эти варианта появились исключительно по японской инициативе, без обсуждения с российской стороной, что неоднократно отмечал глава «Газпрома» А. Миллер, отвечая на вопросы журналистов. И говорить о перспективах строительства газопровода из России в Японию по любому из предложенных вариантов пока преждевременно. В первую очередь, стоит отметить,  что оба варианта (сахалинский и владивостокский) даже не оформлены в виде проектов, достойных рассмотрения.  В случае с газопроводом Сахалин-Хоккайдо японская сторона провела предварительное изучение и сделала приблизительные расчеты, но они могут сильно отличаться от реальных цифр.  Так, не учитывается стоимость строительства газопровода с Хоккайдо до Сендай и Токио (без этого газопровод сможет снабжать только Хоккайдо).  Кроме того, есть вопросы и относительно технологической возможности прокладки подводного газопровода в сложных климатических условиях и с учетом рисков, обусловленных землетрясениями.  При этом повышение безопасности трубопровода неизбежно скажется на увеличении стоимости проекта и может сделать импорт невыгодным по сравнению с ввозом СПГ.

Что касается варианта строительства газопровода Владивосток - Ниигата, его озвучивание вообще выглядит в большей степени пиар-акцией, призванной привлечь внимание к данной японской префектуре.  В частности, относительно данного варианта пока не проведено даже предварительного изучения с технологической и финансовой точки зрения.  При этом здесь также потребуется строительство нового газопровода Ниигата - Сендай.

Общей проблемой для обоих вариантов является отсутствие реальных инвесторов, готовых оплатить хотя бы предпроектную проработку, чтобы проекты обрели вид предложения, которое можно выдвигать для рассмотрения на правительственном уровне и выносить на двусторонние переговоры. Кроме того, довольно значимым является и политический фактор.  В частности, до определения даты российско-японской встречи на высшем уровне рассчитывать на рассмотрение проекта невозможно.  Кроме того, в современных условиях реализация подобного российско-японского проекта неизбежно вызовет негативную реакцию со стороны США, которые будут оказывать давление на японское руководство (в том числе исходя из планов поставлять в Японию свой СПГ, чего также хочет добиться и Австралия).

По сути, идет простая конкуренция двух групп, представляющих разные регионы Японии, за будущие инвестиции.  При этом все понимают, что реализация проекта возможна только при условии потепления отношений Москвы и Токио, для чего правительству Синдзо Абэ необходимо выдержать давление со стороны США и Австралии, которым невыгодно строительство газопровода из России в Японию ни по одному из двух вариантов.

Вместе с тем, нельзя исключать, что проект данного газопровода (вернее, одного из них) все же может стать реальностью.  И это беспокоит не только США и Австралию, но также и Китай.  Дело в том, что российско-японский газопровод не укладывается в китайские планы замкнуть на себя основные пути поставки газа в регионе.  Так, Пекин рассчитывает стать ключевым звеном региональной трубопроводной сети, обеспечив масштабные поставки трубопроводного газа из России и Центральной Азии.  Примечательно, что китайцы рассчитывают за счет ответвлений газопровода в КНР от Благовещенска и Дальнереченска до Харбина протянуть линии до Шеньяна и Вэйхая, являющихся перспективными пунктами для планируемого газопровода в Южную Корею (в первом случае предполагается строительство сухопутного трубопровода, во втором - подводного длиной 174 км), являющегося альтернативой российскому проекту.



Наряду с этим, в рамках предложенной австралийской группой Grenatec идеи создания пан-азиатской энергетической инфраструктуры, объединяющей сетью газопроводов, ЛЭП и волоконно-оптических линий территорию от Китая до Австралии, есть идея строительства в перспективе газопровода из КНР в Японию - как от китайской территории напрямую, так и через Южную Корею (второй вариант считается более экономичным и позволяет поставлять газ сразу на южнокорейский и японский рынки).  И этот второй вариант фактически является конкурентом планируемому газопроводу из России в Южную Корею через КНДР.  В перспективных планах киатйско-корейский газопровод может идти по двум направлениям: по суше от Шеньяна через КНДР в РК или по дну моря от китайского Вэйхая в Южную Корею.



Следует отметить, что в рамках данного пан-азиатского проекта планируется объединить в единую сеть Транс-асеановские газопровод и электрическую сеть, планируемый газопровод Малайзия - Южная Корея, китайский газопровод Яйчен 13 - Гонконг, газопровод Баюй Юньдан в Тиморском море.



В перспективе, по мнению австралийских экспертов Grenatec, в результате реализации этих планов и создания региональной трубопроводной сети может измениться формирование цены на газ и СПГ. Сейчас в большинстве случаев в качестве основы используется цена на трубопроводном хабе Henry Hub в США (для СПГ используется эта цена плюс расходы на сжижение и транспортировку), а в Азии цена СПГ цена контрактного СПГ, как правило, привязана к нефтяной корзине JCC (Japan Crude Cocktail), отражающей структуру импорта нефтепродуктов в Японию. То есть, цена на нефть умножается на понижающий коэффициент.  Однако в будущем основой формирования цены может стать цена на трубопроводном хабе в КНР (например, Shanghai Hub), при этом она может устанавливаться в юанях.



Китай, судя по всему, имеет также довольно масштабные планы в отношении сжиженного природного газа, планируя за счет наращивания объемов закупок трубопроводного газа в РФ и Центральной Азии в перспективе перейти к отправке СПГ на экспорт. Для этого планируется строительство двух заводов по сжижению газа.  Но при этом производство СПГ в Китае будет возможно только в том случае, если проект Владивосток-СПГ будет окончательно отменен.

Между тем, функционирование во Владивостоке завода по сжижению газа вполне удобно для Японии и может стать альтернативой трубопроводам.  В частности, представителей префектуры Ниигата вполне устроило бы замкнуть на себя поставки в Японию сжиженного природного газа с будущего завода Владивосток-СПГ, поскольку их порты вполне могут принимать газовозы. В этом случае также потребуются серьезные инвестиции в создание  мощностей по регазификации и модернизацию трубопроводной сети, но преимущество в том, что они не будут привязаны только к российскому СПГ, а могут принимать любой сжиженный природный газ. То есть, это может нивелировать опасения Вашингтона и Канберры относительно поставок в Японию своего СПГ.

Разумеется, пока японцы не сделали официального предложения относительно любого из проектов, говорить о перспективах и условиях их реализации преждевременно.  Однако, исходя из складывающейся ситуации, можно полагать, что для России были бы выгодны поставки трубопроводного газа в Японию при соблюдении ряда условий.  В первую очередь, основное финансирование газопровода должно осуществляться японской стороной, что будет гарантировать долгосрочные закупки для оправдания инвестиций.  Во-вторых, при поставке газа на условиях DAF следует четко определять, что пунктом передачи является российская граница, указываемая как место соединения газопровода на берегу с подводной частью. Также должно быть предусмотрено страхование импортером не только рисков, связанных с техногенными факторами, но и с политическими.

Кроме того, заключение договора на долгосрочные поставки газа в Японию позволило бы избежать односторонней ориентации газового экспорта на Китай и укрепить позиции РФ по вопросу ценообразования.  При этом также было бы целесообразно привлечь японскую сторону к реализации проекта Владивосток-СПГ с тем, чтобы за счет создания СП или консорциума (например, с участием РФ, Японии, Южной Кореи) организовать поставки СПГ как в эти страны, так и в другие государства АТР (в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии и Индию).

Впрочем, ожидать рассмотрения вопроса о сотрудничестве России и Японии в газовой сфере возможно только в том случае, если произойдет сближение двух стран на политическом уровне, поскольку подобные решения должны приниматься на самом высоком уровне.  Вполне возможно, что в этом году визит президента России Владимира Путина в Страну восходящего солнца все-таки состоится, по крайней мере, на это надеются представители общественности и деловых кругов обеих стран.

Источник
Опубликовано в газете "Служу Отечеству" № 1-2015


движения дракона, АТР, узкий взгляд на мир, Россия, без топлива не взлетишь

Previous post Next post
Up