Эта, и последующие статьи про мотокросс в г. Сызрани, направлены на то, что бы обратить внимание на зрелещный, но вымирающий вид спорта. Я расчитываю на помощь популярных блоггеров в распространении этой информации.
"Ты помнишь как все начиналось?" или "этим нужно гордиться"
История мотокросса в Сызрани
Создав в 1885 году машину для верховой езды, немец Готлиб Даймлер видимо и не подозревал, как далеко пойдет его изобретение. Однако уже ничто не могло остановить дальнейшее развитие мотоцикла. Первая в мире гонка для моторизированных средств состоялась 22 июля 1894 года на дистанции Париж-Руан и была задумана в основном как чистые испытания. Центром автомотоспорта в конце XIX века была Франция. Именно в Париже давался старт наиболее значительным гонкам.
Мотоспорт развивался так стремительно, что уже в 1904 году была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (нынешняя ФИМ). Начало организации мотокроссов было положено в 1908 году в Лондоне. Это были гонки по пересеченной местности, так называемая «погоня за лисой», в которой кроме 13 мотоциклистов принимали участие и 16 всадников на лошадях. В то время мотоцикл еще уступал лошади.
В нашей стране массовое развитие мотоспорт приобрел только после октябрьской революции. Уже в июле 1918 г. москвичи провели гонки по маршруту Москва-Клин-Москва, а в 1920 г. в Москве впервые было разыграно Первенство РСФСР. Большим событием в жизни мотоспорта стало образование в 1936 году Центрального автомотоклуба, а в 1960 г. создание федерации автомобильного и мотоциклетного спорта. Современный мотоспорт многообразен. Достаточно сказать, что ежегодно мотоциклетная федерация определяет два десятка чемпионов мира и почти столько же чемпионов Европы в различных видах мотоспорта.
Старт развития мотоспорта города Сызрань был положен с основанием мотоциклетной секции в 1952 году при АМК ДОСААФ. Первым руководителем секции стал Владимир Владимирович Подобедов - участник войны, награжденный орденами и медалями. Также стояли у истоков и были активными членами секции: Геннадий Осипович Нагаев, Александр Иванович Щипцов, Геннадий Иванович Тормосов и Игорь Анатольевич Карпов.
В 1960-е годы появились первые мастера спорта. Ими были: Станислав Николаевич Хлопцев и Валерий Алексеевич Косарев. Последний возглавлял городской мотоспорт с 1961 по 1980 гг. В эти же годы, «подтягиваясь» за мастерами, Евгений Рыбалко выполняет норматив кандидата в мастера спорта. Под руководством Валерия Косарева спортсмены вошли в сборную Куйбышевской области и отстаивали честь города на многих крупнейших соревнованиях, в числе которых: кросс на ипподроме и гонки на льду. Отличные результаты - награда за трудолюбие и упорные тренировки - принадлежат Евгению Рыбалко и в 70-егоды. В этот период вдохновенный талант мотогонщика показал Владимир Щеров - любимец публики, кумир сызранских ценителей мотоспорта, собиравший огромное количество зрителей на свои выступления. Одним из ярких и результативных спортсменов стал КМС Евгений Хованский. Хорошие результаты, упорство, любовь к мотоспорту показали спортсмены: Михаил Бражников, Александр Шевченко, Юрий Зяблов, Евгений Галкин, Евгений Лысов, Александр Дулов, Вячеслав Котов, Алексей Низовцев, Борис Егоров.
В 60-70-е годы сызранскому мотоспорту неоценимую помощь оказало руководство ДОСААФ. Финансирование мотокросса проходило по остаточному принципу, поэтому существовали большие трудности с проведением соревнований. Начальники ДОСААФ -Анатолий Алексеевич Карпов, Борис Иосифович Набутовский, Владимир Иванович Анахин, Анатолий Дмитриевич Гордиевский - не оставляли спортсменов, оказывая помощь в финансировании и организации соревнований. Благодаря их усилиям в Сызрани ежегодно проводились областные кроссы и чемпионаты Поволжья. Сызранские спортсмены всегда стояли в календаре всесоюзных соревнований.
В конце 70-х в мотоциклетном спорте Сызрани появляются новые одаренные спортсмены: Александр Пегов и Геннадий Субботин, который с 1981 года возглавил секцию, а в настоящее время является председателем городской федерации мотоспорта. Геннадий Михайлович долгое время был членом сборной области, капитан команды области, с 1981 по 1990 гг. сильнейший гонщик Поволжья. Незаурядный спортсмен с сильным характером и несгибаемой волей. Геннадий Михайлович живет любимым делом и вкладывает всю душу в развитие сызранского мотоспорта. В столь нелегком труде председателю федерации помогает Покровский Владимир Викторович - мастер спорта, Заслуженный тренер России, который вносит весомую лепту в тренировочный процесс клуба «Вираж».
Появившееся поколение мотогонщиков стимулировало дальнейшее развитие мотоспорта в нашем городе. Новичкам передавался опыт, молодые спортсмены заражались энтузиазмом и любовью к гонкам. Результаты не заставляли себя ждать. В 80-е годы на «мотонебосклоне» блеснули еще несколько звездочек: Евгений Новоселов, братья Серовы, братья Ятманкины, Михаил Игонин, Игорь Бондяков, Валерий Лапшин. Спортсмен Евгений Галкин стал чемпионом Поволжья по зимним гонкам на льду. Гонщики вкладывали много сил в любимый спорт, развивая навыки, умение и скорость.
90-е годы способствовали развитию и демонстрации всех талантов наших ребят на Российском чемпионате в суперлиге. Все это стало возможным благодаря партнеру, спонсору команды в лице Сызранского НПЗ и непосредственно его руководителя - Николая Михайловича Лядина, который стал неизменным спутником и помощником команды на многие годы.
В 1995 году чемпионом России становится МС Алексей Лобанов - блистательный спортсмен. Также истинным украшением федерации явился, приглашенный в сызранский мотоклуб из Прибалтики Авво Леок - профессионал, один из сильнейших гонщиков мира в классе 500 см3.
Конечно, это был пример для подражания и профессионального роста спортсменов, что послужило прочным фундаментом для развития мотоспорта в Сызрани. Команда стала постоянным участником учебно-тренировочных сборов в Европе, где соревновались лучшие гонщики мира.
В январе 1997-1998 гг., благодаря финансовой поддержке руководства СНПЗ, сызранская команда смогла выезжать на обучение в «Высшую школу мотоспорта Эверста» (Испания). Обучение проводил Гарри Эверст - 4-кратный чемпион мира по мотокроссу. Тогда свои первые шаги в команде делали молодые спортсмены Вадим и Сергей Субботины.
текст взят с сайта
http://syzran-small.ru/