Что-то вспомнились "Голодные игры". Я считала это произведение поверхностным. И действительно, если это рассматривать как совершенно искусственную постапокалиптическую конструкцию, то оно малоинтересно и выделяется разве что красивой кинематографической картинкой.
Но на самом деле у автора - вольно или невольно - получилась упрощенная модель нашего мира.
(вообще все антиутопии - на самом деле про наше время, это известно).
Капитолий - это, конечно, США. Да, жители Капитолия сыты, но тем не менее, и они не свободны, угнетены, их вынуждают кривляться, чтобы заработать на кусок хлеба. Но все остальные "дистрикты" подчинены Капитолию и занимаются производством благ в первую очередь для Капитолия. Сам Капитолий производит, так сказать, смыслы - идеологию, шоу-бизнес. "Рабочие" Капитолия - это те самые маникюрши и визажисты, самый базисный труд в Капитолии, производящем зрелища. Особого счастья это им не дает, и не все они довольны своим положением, см. дизайнера главной героини и мастера игры в третьем фильме.
Дистрикт 1 и 2 - это Европа/Япония/Австралия/ЮК. Их продукция - высокотехнологичная, сложная и дорогостоящая. Их жители живут в сытости, хотя и в несколько меньшем великолепии, чем Капитолий, эти дистрикты все устраивает, и они вряд ли когда-либо восстанут против хозяев.
Далее, начиная с 3-го - весь остальной мир. Который добывает сырье, производит еду, одежду, базисные железки и все предметы быта, и живет где-то на грани голода.
Тут Сюзанн Коллинз, конечно, мало конкретизировала, видно, что производство как таковое ее мало интересует. Но собственно, детали и не важны.
Этот весь остальной мир похож на пороховую бочку и готов взорваться в любой момент, причем в первую очередь против Капитолия, потому что Капитолий безумно всех бесит.
Помимо эксплуатации и содержания в голодном состоянии, эта зажравшаяся верхушка еще и издевается - устраивает Голодные Игры, намеренно убивая детей.
В нашем мире эти Игры - понятно, что. Это постоянно идущие войны. В постапокалиптической схеме и предполагается, что Игры проводятся для того, чтобы заменить прежние войнушки.
Они забирают детей, причем где-то эти дети специально готовятся воевать, а где-то их забирают без разбору, из мирных граждан. Большинство из них погибает.
При малейшем намеке на бунт Капитолий высылает в нужный дистрикт либо карателей, либо уж сразу самолеты и бомбит все в хлам.
В этом контексте, конечно, интересен дистрикт 13. Что это - СССР? Попытка путем организации, дисциплины и веры в светлое будущее преодолеть гнет Капитолия? Или это, страшно сказать, вообще Китай?
Кстати говоря, при всем явно негативном отношении автора к дистрикту 13, гнет Капитолия по итогу свергает именно он. Давая возможность нежным цветочкам вроде главной героини спокойно жить в своих хижинах и "ненавидеть диктаторов".
Сама Коллинз этого всего, скорее всего, не понимала. У нее вообще все опять сводится к "диктаторам и демократии". Больше 2х сроков на посту президента - плохо, меньше 2х сроков - хорошо (но если глава государства - "демократ", вроде Меркель, то можно и больше двух сроков). Естественно, вообще никак не рассматривается экономика этого мира, в частности, вопросы собственности - там все Сноу, что ли, принадлежало? А между тем это определяет все остальное.
Но "я стратег, вы ко мне с тактическими вопросами не лезьте". Как схема нашего мира, все-таки получилось похоже.