Способность творить

Jan 19, 2011 16:37

В Дейтросе как раз основное фантастическое допущение - то, что способность творить стала СТРАТЕГИЧЕСКИ важной ценностью ( Read more... )

Дейтрос, психология

Leave a comment

Comments 74

oslyona January 19 2011, 15:50:20 UTC
Твои бы слова да...
эх...

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 15:59:34 UTC
Серьезно, мне кажется, при правильном подходе это возможно для каждого.
Вот я смотрю на Алю. Она у нас девочка вроде бы простая, обычная, без всяких особых талантов.
Учили ее музыке, причем без особых результатов (скажем прямо, вообще без результатов).
А она начала вдруг рисовать. Сидит и рисует целыми вечерами анимэ. И делится, рассказывает - "когда я рисую, я как бы заново переживаю все, что у меня было, и переношу это на бумагу". Хотя рисует фантастические анимэ. Так ведь это, собственно, оно и есть - переплавлять свой опыт во что-то другое, прекрасное.
Просто у нас в доме атмосфера такая, с нами-то, двумя психами, не то, что рисовать - кукарекать начнешь :)

Reply


yu_le January 19 2011, 16:40:50 UTC
Про лошадей блестяще подмечено.

>А у нас? У нас масса людей во взрослом состоянии теряет Огонь и даже не замечает этого. (...)
Но я чувствую, что это как-то не совсем правильно.
Творчество так же, как и любовь, просто должно присутствовать в жизни.

А у них? На Дейтросе творчеством занимаются тоже только избранные. Остальные - воспринимающая аудитория. А где-то в 14-20 лет графоманствовать или рисовать в тетрадке принцесс/роботов хочется всем.

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 16:44:30 UTC
Далеко не всем. И в 14 лет - это большое исключение. ХОрошо если процентов 10 хотя бы. Убивают на самом деле гораздо раньше.

Но вообще безусловно, чем старше - тем все хуже.
В Дейтросе такая фигня из-за ограниченности ресурсов, там же есть объяснение: В ПРИНЦИПЕ мы бы уже могли и любого сделать творцом. Но пока не готовы к этому.
И даже не потому, что кому-то надо хлеб выращивать - это был бы решаемый вопрос. Просто каждого развивать так - нужны большие усилия. Поэтому они отбирают только тех, кто и сами по себе уже психи.
Но хоть психи чувствуют себя реально нужными, и свою способность -ценной.

Reply

yu_le January 20 2011, 05:55:27 UTC
Да, убивают раньше. В названном возрасте идёт попытка уже это воскресить, как раз с половыми гормонами связанная.
Проблема "сделать всех творцами", я думаю, сильно завязана ещё и на изменение восприятия, на изменение аудитории. Потому что когда все будут творцами - кто будет зрителем? Сейчас отношение к "творцам" в обществе полярное: творец либо псих-бездельник, либо недосягаемый и обожаемый кумир. И то и другое одинаково дремуче. В идеальном обществе должен быть совсем другой баланс. Прежде всего безусловная, обязательная поддержка творчества от друзей и родных, первичной аудитории.

Reply

blau_kraehe January 20 2011, 09:14:48 UTC
Ну на Квирине примерно так. Там же все как раз творцы.
Я ж говорила, пробовала сочинять сиквел про контакт Дейтроса с Квирином. Самый большой шок для гэйнов - то, что там ВСЕ гэйны, и все могут.
На Квирине есть масса возможностей для донесения любого вида искусства до публики, есть массовые рейтинги. а есть просто кружки ценителей того-сего, можно прославиться в общем масштабе, а можно творить камерно для "своих". И еще что важно -там вообще НЕТ творцов профессиональных. Хотя бывает, конечно, что чел вкладывается только в это, а другим чем-то занимается по минимуму, 2 раза в неделю и для успокоения совести. И еще другие механизмы.
Поэтому нет профессионального снобизма и самовозвышения над "любителями". Хотя этот любитель, может, пашет в 3 раза больше, чем профессионал. А знание других сторон жизни только придает глубину его произведениям.

Reply


qi_tronic January 19 2011, 16:47:47 UTC
Радость творческого труда, естественно, перевешивает все другие радости жизни. Это очевидно для тех, кто пробовал ...

Только зря вы научно-техническое творчество так принизили в последнем романе.
Для меня оно, скажем, важнее, чем художественное.
Художественное не имеет прямого отношения к реальности, оно произвольно.
А в науке ты открываешь настоящие законы настоящей природы.
А в технике ты делаешь вещи, которые работают.

А программировании, в частности, просто пишешь текст, но не ждешь признания читателей или критиков.
Текст просто работает, как программа, или не работает. Независимо ни от кого.

Тоже "медиана" своего рода...

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 16:50:05 UTC
ЭТо не принижение. Просто это принципиально другой процесс. Вообще другой.

Reply

arbena January 19 2011, 18:02:02 UTC
И все-таки о вкусе яблок стоит спорить с теми, кто их пробовал.
Если все действия делить на синтез и анализ - то да, большинство научной и научно-технической работы - аналитические.
Но это не значит, что помимо аналитических задач, наука не решает созидательных. Одни формулировки научной теории, так чтоб поняли ее, попытка свое понимание облечь словами - неужели это принципиально другой процесс?
С программированием там тоже все сложно. В самой своей творческой сути - это разработка и совершенствование алгоритмов. Там много рутины, много шаблонов, но и писатели без штампов не обходятся =)
Я уже молчу про обычные вроде бы профессии, в основу которых это творчество положено - воспитание детей, например, разве не Огонь? Фотография? Парикмахер не может творить?

И никто не то что не в праве... Не въедет даже, где кончается ремесло, и начинается искусство.
Постарался мастер, соткал тряпку, продал, деньги пропил. Через сто лет смотрят люди на эту тряпочку, что в свое время сортир баронский занавешивала - и говорят "искусство"!

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 18:31:58 UTC
О да, я не программист, это большой недостаток, поэтому не могу судить о Труде Программиста, а это несомненно Великое Творчество, не менее, чем создание замка Нойшванштайн.
Ну правда, я много лет прожила с программистом рядом, так что немножко в курсе...

Вообще это абсолютно необъяснимые и недоказуемые вещи, что в книге неоднократно вообще-то подчеркнуто. Думать можно все, что угодно, помешать этому я не могу.

Reply


qi_tronic January 19 2011, 17:03:59 UTC
Кстати, про механизм этого СЭП.
Понятно, что в романе фантастическое допущение может быть любым, но вот в реальности...

У подростков много половых гормонов.
А это та самая грубая энергия, преобразованием, сублимацией которой делается основная работа.

Энергия поднимается вверх и активизирует "верхний даньтянь" - голову.
Не случайно у подростков так легко открыть третий глаз.

Другой эффект от активизации верхнего даньтяня, о котором говорит Мастер - активизация творческих способностей.

Поэтому с началом половой жизни уровень энергии начинает падать, и способности тоже ... того ...

Возможно вера и вообще экстатически-возвышенные состояния ума тянут энергию вверх.
Поэтому ваши христиане "могут".

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 18:34:51 UTC
Это действительно связано с уровнем половых гормонов, но думаю, Пушкин, например, вряд ли страдал от недотраха :)
Знаете, если уж о науке, которую, как вы думаете, я "принижаю" - научный подход - это совсем другая вещь, чем вы думаете. Он предполагает в первую очередь абсолютную честность, логику и способность признать, что, допустим, физиологию вы никогда в жизни не учили и вряд ли можете строить научные теории.
Я их, например, не строю. Именно по этой причине.

Reply

qi_tronic January 19 2011, 20:07:41 UTC
В цигун своя система понятий, которая подтверждается практикой.
И ее я как раз изучал более чем много :)

При помощи известного вам "дерева" энергия набирается.
Но если с ней ничего не делать, то она только увеличивает здоровье и потенцию. Так сказать, сгущается в половые гормоны.

А если ее преобразовывать, "выпаривать", то она идет вверх в позвоночник, сердце и мозг. Что прекрасно чувствуется при выполнении упражнений.

У Пушкина, заметим, не все периоды были одинаково творческими. В "болдинскую осень" он был изолирован в деревне из-за холерного карантина.

Reply


holg_istorik January 19 2011, 18:41:24 UTC
Яна, мы уже на эту тему пересекались. Я вот не думаю, что научная теория или даже гипотеза - принципиально иной процесс, чем художественное творчество. Это мы условно поделили творчество на "сайенс" и "арт". Могли бы на три какие-то группы поделить или пять с половиной :) Все великие художники и зодчие Возрождения получается ремесленники. Получали заказ и выполняли.

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 18:44:23 UTC
А заказ тут никакой роли не играет. Ну заказ - ну и что?
Да и тематика-то тогда крайне ограниченная была.

Остальное в НН все описано очень подробно. Про "научное творчество" и т.п.
Тем более, что из тех, кто распространяется о "научном творчестве", большая часть вообще не подозревает, что это такое. ДУмает, что "научное творчество" - это что-то вроде в жежешечку писать, идеи там всякие генерировать.

Я, кстати, не говорю, что это хуже. ниже или еще что-то. Наука - это прекрасно и замечательно. Наверное, важнее, чем искусство.
Но это принципиально другая вещь.

Reply

holg_istorik January 19 2011, 18:58:56 UTC
Так получилось, что я слегка догадываюсь, что такое научное творчество ;-) К комментам в жэжэшечке это отношения не имеет. Это та самая потребность исследовать, даже в своей голове, даже не в "в стол". Кстати, в исторической науке есть школа, которая рассматривает историю как разновидность худлита. Математика-теоретика тоже интересует красота формул, элегантность решений и им движет потребность этим заниматься. Другое дело, что наука часто профанируется (а благодаря инету каждый гасконец с детства академик :)), ну так и искусство профанируется. Никакой разницы между околоисторической (а есть и такая) тусовкой и окололитературной не вижу. То же самое Абсолютное Знание... по Дэну Брауну :)), например. Чистое эстетство. Реальная историческая наука и реальное творчество только мешает им Изрекать :)

Reply

blau_kraehe January 19 2011, 20:23:43 UTC
В тусовках я тоже не вижу абсолютно никакой разницы.
В процессе и результате - да.

Reply


Leave a comment

Up