В комментариях к посту об антиутопиях было высказано мнение, что утопий сейчас не пишут.
Это мнение неверно. Правда, действительно, в западной фантастике я их что-то не припомню. Но вот в русскоязычной утопии - это один из основных трендов.
(
Read more... )
"Кавказский принц" Величко - утопия монархическая
Его же "Фагоцит" и "Цвет свердержавы - красный" С.Симонова - попытки вывести утопию из послевоенного СССР.
"Игра на выживание" - Ходова - утопия коммунистическая.
Reply
Reply
Reply
Заметим, что у Рыбакова в упомянутом в посте "Гравилете Цесаревеч" с индустриализацией и модернизацией тоже всё хорошо.
Ну не может человек, выросший в технологическом обществе конца XX века представить себе утопию без развитой и всепроникающей техники.
Даже у Мирера в "У меня 9 жизней" техника просто заменена на живые организмы. (Мирер относится к советской фантастике).
Reply
Кстати, интересная мысль. Исторический материализм работает на любой стадии развития общества, а модернизация успешно проводилась и монархами. В частности корабельный мастер херр Питер попал в капиталистическую Голландию будущего и там ему зело понравилось. Вернувшись домой, он принялся с помощью голландцев, британцев (представителей нарождающегося гегемона) и прочих немцев строить госкапитализм в своей средневековой монархии.
Что, если бы Петр I познакомился с марксизмом? Результат вероятно был бы успешнее, да и коммунизм можно было бы построить, минуя пуританскую религиозную утопию накопления капитала, после создания материально-технической базы.
Reply
Если бы он изучил марксизм, делал бы то же .что и делал. Потому что он и так был прогрессивным монархом. Развивал бы производительные силы, поплевывая на людишек.
В реальности очень многие люди изучают марксизм и становятся в итоге убежденными соцдемами, а то и просто используют эти знания как капиталистические менеджеры. Потому что марксизм (по крайней мере, в его историко-экономической части) - это наука, он сам по себе не содержит моральных требований типа думать о будущем или думать о людишках.
Reply
1) Пётр I построил бы капитализм лучше, что вовсе не значит, что этот капитализм был бы гуманнее
2) через формации можно прыгать, если понимать исторический материализм. Это не "противоречит Марксу" и не является "плодотворной ошибкой Ленина" © Кара-Мурза.
Reply
2. Как вы, наверное, знаете, я сторонница Вазюлина, и формационная теория в принципе намного сложнее, чем "пятичленка", например, на момент русской революции в России не было никакого феодализма, а был нормальный капитализм с периферийными чертами; вообще у капитализма планетарное измерение, и если на планете есть капитализм, то все общества находятся в нем - только периферийные сохраняют архаические черты, что выгодно центральным, как бы "правильно капиталистическим" государствам.
Reply
Вот и я про то же, причем "пятичленка" в виде "естественного" прогресса как последовательности формаций, драйвером которых является технический прогресс, отражается даже и в антисоветских утопиях российского происхождения.
В то время как я склоняюсь к выводу, что драйвером прогресса является социальный прогресс в производственных отношениях, повышающий производительность труда через организацию, который уже востребует и тащит за собой технический. К примеру, паровая машина Герона, антикитирский механизм и разностная и аналитическая машины Бэббиджа опередили время на столетия, но остались невостребованными именно из-за отсутствия общественной потребности. Хотя разностную машину Бэббиджа воспроизвели, и оказалась - она работает.
Хотя формации могли бы быть совершенно другими, вполне мог бы быть, например, исламский или конфуцианский капитализм.
Reply
Например, сейчас вне капитализма находятся некоторые племена Амазонии, Новой Гвинеи и Филлипин. У них просто нет достаточно интенсивных контактов с внешним миром, чтобы планетарный капитализм мог их эксплуатировать.
До второй половины XIX века (путешествий Ливингстона и, особенно, Стэнли) вне капитализма пребывала почти вся Африка кромп прибрежных районов.
Reply
Это просто этнографические заповедники.
Reply
Но некоторые еще не вовлечены.
Reply
Reply
Я считаю хорошими книги про попаданцев, которые находятся по эту, марксисткую сторону границы, а плохими - которы по ту.
Reply
Leave a comment