На этой неделе я никуда не исчезла, хотя и очень мало писала. Просто у меня это была рабочая неделя, и к тому же у нас на работе начался кипиш. Естественно, я приняла в нем самое активное участие. Порадовало, что коллеги у меня теперь очень активные, неравнодушные и солидарные. В частности, мы заступались за одну из нас, которой несправедливо навесили взыскание. Ну и другие вопросы были. Процесс идет дальше, но в общем, начало было хорошее.
Я не могу, естественно, разглашать детали ситуации в учреждении, где работаю (пока я там работаю, конечно - на это время меня связывает обязательство о неразглашении). Но мне захотелось в целом написать о трудовых коллективных конфликтах (коллектив&начальство/владельцы), в которых довелось либо участвовать, либо видеть со стороны. В этом плане я не специалист, но естественно, очень интересуюсь и всегда очень активно участвую и даже подталкиваю процесс. Получилось так, что я не работаю постоянно на одном и том же месте, а меняю фирму каждые несколько лет или чаще. Самое длительное пребывание было 8 лет на одном месте. В последний год, например, пришлось перейти в другой филиал нашей же фирмы. То есть ничего особенного, но я видела разные коллективы и начальство. Это важно. Кроме того, я внимательно прислушиваюсь, когда рассказывают о подобных вещах. Так что какой-то опыт можно обоббщить.
Для меня безусловно борьба коллектива против начальства за улучшение условий труда, поставку необходимого материала, увеличение числа персонала, отмену идиотских требований и т.д. - это зачаток, самое зернышко классовой борьбы. Денежные вопросы в Германии решаются либо лично, либо через профсоюз, профсоюзы у нас отраслевые, а на каждом предприятии имеется так называемый Совет Предприятия (не на каждом на самом деле - но об этом ниже).
В общем, именно поэтому такие элементы самоорганизации трудового коллектива особенно интересны.
Кто считает. что интересна только самоорганизация индустриальных рабочих, а все остальные живут безумно богато и ничего не делают, только "потребляют", или не создают прибыли, или не являются пролетариатом, и вообще никому не интересны - пролистывайте этот пост.
Я думаю, что и в промышленности процессы самоорганизации идут примерно так же. Собственно, не думаю, я знаю, потому что у нас в партии довольно много и людей, работающих в промышленности (тру-пролетариев, так сказать). Но здесь буду писать только за свою избушку, за нашу отрасль ухода и медицины и процессы самоорганизации трудящихся в ней (кроме врачей - врачи в Германии организуются отдельно, там я ничего не знаю).
И вот эти процессы, которые я вижу, противоречат целому ряду представлений, которые о них обычно распространяются. Поэтому писать буду в форме миф - реальность.
1. Сейчас никто не протестует, все сами по себе, живут не так уж плохо, поэтому и работают спокойно.
Очаги протестной самоорганизации возникают МГНОВЕННО, как только резко ухудшаются условия работы. Примеры - пришел новый дурной шеф. Сверху спустили идиотский набор требований. Ввели новые поборы или новые дискриминирующие правила.
Вопрос лишь в том, закончится ли все это чисто гневными речами в курилке - или же работники пойдут дальше и решат бороться.
Но таких очагов возникает много, они возникают повсюду. Классовая борьба - не изобретение коммунистов, она естественна, как само наше общество.
Кстати, как раз там, где было относительно хорошо, где люди чувствовали себя вольготно, хорошо зарабатывали - и вдруг пошло резкое ухудшение - вероятность самоорганизации особенно велика.
Самые мрачные и разобщенные коллективы я видела там, где работников гоняли в хвост и в гриву, унижали, держали за быдло и мало платили. Вот там они не решаются даже ругать начальство вслух.
2. Люди помогающих профессий не могут протестовать, бастовать и т.д., ведь вся их психология заточена на служение пациентам/клиентам.
Строго наоборот. Именно потому, что у хороших работников в этой сфере есть эмпатия и желание реально помогать пациентам, появляется дополнительный мотив бороться против капиталистических отношений вообще и в частности. Пациенты тут по сути в одной лодке с персоналом: если персонала слишком мало, он сбивается с ног, не успевает никому помочь, то плохо и пациентам; если начальство экономит на расходниках, на белье - плохо в первую очередь именно пациентам. Желание реально помочь, обеспечить нашим подопечным достойную жизнь, только усиливает ненависть и неприязнь к начальству и владельцам фирмы, которые интересуются только прибылью, а в отделении хоть трава не расти (точнее, наоборот, начинает расти плесень и разводятся насекомые - но главное, что денежки поступают).
3. У них психология какая-то не такая, не как у Истинных Пролетариев, они "услужливые", к тому же не работают в больших коллективах.
Нормальный коллектив для дома престарелых может быть около 100 человек (смотря по масштабу учреждения). В крупной больнице работников может быть до 1000, ну хорошо, часть из них врачи, которые отдельно. Но врачей гораздо меньше, чем всех остальных работников больничного хозяйства.
Позитивная особенность данной группы работников - они все довольно неплохо владеют коммуникацией, в том числе и друг с другом, иначе подобная работа невозможна, даже заклятые враги вынуждены на работе конструктивно взаимодействовать. Хорошие коммуникативные скиллы помогают и в процессе самоорганизации.
4. Зачем нужны все эти желтые профсоюзы и формальные советы предприятий, они только мешают процессу истинной самоорганизации!
Строго наоборот. Как раз в нашей отрасли частные учреждения вообще появились лишь лет 30 назад, и в большинстве из них до сих пор так и нет советов предприятий. В этих учреждениях сказать, что ты член профсоюза - значит, вызвать очень серьезные размышления начальства, а хочет ли оно держать такого работника. Ну а попытка начать какую-то самоорганизацию, протестовать против начальства не шепотом в ночную смену, а гласно и в составе нескольких человек приводит к довольно быстрому вылету за ворота. Кто виноват - обученное начальство разберется сразу. Работники крайне разобщены, всего боятся и считают себя не вправе даже ругать начальство потихоньку за спиной.
Но есть учреждения церковные, государственные и благотворительных организаций, где советы предприятия имеются. Строго говоря, они не являются чисто капиталистическими, вроде как не получают прибыли, и работники на них как раз не во всех отношениях являются пролетариями - но это чистая формальность, потому что условия жизни и работы в целом не отличаются от частного сектора, ведь все эти учреждения вынуждены конкурировать с частниками и находятся на том же рынке.
Так вот, совет предприятия - формальный, ничего особо не делающий - одним своим существованием творит чудеса. Работники сразу чувствуют себя в своем праве, они тут не никчемное благодарное "за рабочее место" быдло, они тоже хозяева, им небезразличны трудовые процессы. Они знают, с чего начинать процесс борьбы - с похода, лучше коллективного, в совет предприятия. Правда, на этом процесс может и закончиться - выпустили пар, и ладно. Но если ситуация не меняется, и если имеется грамотный организатор (что, конечно, очень редко), процесс может пойти и дальше, до петиций, включения адвокатов по трудовому праву, где-то и до забастовок (хотя именно в нашей отрасли именно эта форма крайне сложна, обычно применяется итальянская забастовка "а давайте тогда делать все так, как они говорят, и посмотрим, что будет!")
В общем, наличие даже самого желтого никчемного профсоюза дает хотя бы то преимущество, что молодые работники понимают: классовая борьба легитимна, у них может быть свой голос, они имеют право на какие-то требования.
Именно поэтому у нас сейчас пытаются заменить профсоюз на "профессиональную камеру", которая объединит и начальство, и работников, и владельцев, в общем, сплошной классовый мир. мы ведь все хотим одного и того же, да...
5. Протестуют скорее молодые, индивидуалисты, те, кто заботится о своих собственных правах и не хочет продавать себя задешево. Старые работники (вариант - "совки") будут покорно вкалывать даже без денег.
Те, кто заботится о себе, своих правах и деньгах, предпочитают действовать индивидуально - не нравится это предприятие, поищу что-то получше, вообще сменю отрасль, а еще лучше - сделаю карьерку и сам выбьюсь в начальство.
А вот те ,кто за предприятие держится - у кого хороший тарифный договор, кто ассоциирует себя с предприятием, те будут стараться его изменить и действовать коллективно, у них за годы наработаны хорошие связи, они чувствуют себя одной семьей и не хотят допускать перемен к худшему (они идут - но ползучие, резко опустить всех не получится).
Удивительным образом, но те, кто ради коллег готов прийти на работу больным и делать сверхурочные - чтобы не напрягать других, те же самые люди готовы рискнуть и пойти на протест.
А кто считает себя большим "протестуном" и отказывается задержаться даже на лишнюю минутку, скрупулезно следить, как бы не переработать чуть-чуть - при протесте сливаются.
6. Сейчас все грамотные, это не то, что 100 лет назад. И не каждый коммунист может стать авторитетом в коллективе.
У нас в отрасли люди относительно грамотные, требуется умение писать связные тексты, например. Пусть с ошибками, это неважно - но записывать. Умение считать, соображать и какие-то профессиональные знания.
Но тем не менее, оказывается, при самоорганизации люди крайне благодарны, если кто-то грамотно изложит их требования и стремления на бумаге. Это умеют далеко не все! Полезна также юридическая грамотность.
И хотя не каждый коммунист обладает лидерскими задатками, в ситуации самоорганизации можно мгновенно приобрести авторитет, если понимаешь ситуацию, умеешь планировать, и знаешь. что делать дальше. Большинство работников возмущены, но не знают, куда с этим бежать и очень хотят в этот момент, чтобы кто-то им сказал, что можно с этим возмущением сделать.
Ну и еще, напоследок.
Исходя вот из этих жизненных наблюдений, я сформировала такое мнение по поводу тактики комдвижения вообще.
Все эти "раздачи листовок у проходных" мало полезны. Хозяева жизни ныне многому научились, и политические организации к рабочим не подпускают на пушечный выстрел. К тому же современное производство очень сложно, и вряд ли вы со стороны сумеете сказать то, что затронет реальные струнки в душе работников конкретного предприятия с его конкретными проблемами. Кстати, если почитать листовки, которые писала группа Ленина для рабочих, то они крайне конкретны, с цифрами и выкладками - но очевидно, у них на заводе были инсайдеры, которые им все излагали, излагали кружковые рабочие, а интеллигенты уже письменно оформляли.
А если вы в листовке напишете про происки мирового капитала или "про вообще", типа, организуйтесь, ищите юристов и т.д. - то это общие слова, и все это окажется в мусорке.
Греческие комсомольцы рассказывали нашим, что у них такая тактика: устраивается молодой боец на предприятие, агитирует там, его через некоторое время выгоняют, он идет на следующее...
Подобная тактика, конечно, заслуживает уважения, люди посвящают себя революционной деятельности полностью.
Но молодой неквалифицированный работник не является ни в коей мере авторитетом для трудового коллектива. Что бы он ни говорил - это не воспримут. Чтобы тебя восприняли, нужно быть своим, желательно, иметь квалификацию, опыт, или то и другое, работать хорошо, чтобы не подводить других. Конечно, бывают харизматичные самородки - но очень редко.
Поэтому и данная практика тоже вызывает сомнения.
Единственное, что может действительно связать комдвижение с массами и подтолкнуть борьбу пролетариата (на которую мы все, как известно, надеемся) - это наличие ячеек на предприятиях. Только так. Подпольно, открыто, как угодно, но на каждом предприятии, особенно крупном (промышленном имхо не обязательно) должна быть коммунистическая ячейка, хотя бы из трех человек. А это возможно лишь в том случае, если коммунисты есть среди работников непосредственно. Но коммунистов (в России несистемных коммунистов) мало. и соответственно, в лучшем случае на предприятии имеется всего один человек. Уже и это хорошо, и такой коммунист может использовать возникающие очаги самоорганизации и вести их за собой. Но эффективность тут, конечно, невысока. Нужна ячейка.
А что можно сделать для того, чтобы появились такие ячейки на большинстве предприятий? Да ничего - только самим становиться больше. Я не говорю, что сейчас все коммунисты должны быстренько освоить рабочие специальности и идти работать на заводы или в другие крупные предприятия. Я говорю, что просто нужно больше коммунистов, больше обучать людей, больше привлекать, работать там, где получится - во дворе, в клубе, да в интернете в конце концов. Ну а там автоматически из тех, кто приходит, найдутся и те, кто работает на ключевых предприятиях и создаст ячейки.
То есть собственно, нынешняя тактика коммунистического движения не так уж и неправильна. Приходите к нам, у нас есть печеньки и светлое будущее! Ничего лучшего вам больше теперь никто не предложит, честное слово.