Человек совершенный

Jun 17, 2021 23:50

Случайно посмотрела передачу немецкого канала Арте с леденящим душу названием "Кровь, пот и слезы". Дам только ссылку, вставлять не буду, ибо все равно на немецком.

https://www.youtube.com/watch?v=qi1AVgD9A14

Речь идет о российском балете и художественной гимнастике (хотя это совершенно разные вещи, но ок). Как там типа издеваются над детьми.




Вообще такие передачи время от времени появляются на ютубе, любят в Германии эту тему.
Какой ужас! Дети живут в интернатах, не видятся с родней (похоже, это в последний год из-за пандемии - но не уточняется). 8 часов тренировок в день. "У нас никто на усталость не жалуется". Даже намекнули, что их там бьют... ну видимо, очень долго искали каких-то леденящих душу подробностей, но только один из преподавателей обмолвился, что в балете применяются такие методы - ударить, чтобы "почувствовали тело" (я об этом слышала от одной бывшей балерины, так что это правда). Это как бы не совсем битье как наказание. Хотя, конечно, методы жесткие.

Под передачей срач на 400 комментариев. Какой ужас! Детей лишают детства! Как можно! Это какие-то биороботы! Ну правда, некоторые и возражают.
Мне особенно понравился комментарий: как ужасно в этих неразвитых странах, как хорошо, что я живу на Западе. Я даже на него ответила.

Дело в том, что на Западе тоже есть балет. Мы несколько лет назад смотрели, например, прекрасный ансамбль молодых танцоров - они еще и приходили к дочке в школу и рассказывали о себе. Так вот, танцевали они великолепно, высочайший уровень. Занимались тоже по 8 часов в день, а как иначе? Но в ансамбле, кажется, ни одного немца не было - набрали девушек и юношей из Японии, Китая, России, каких-то постсоветских государств,  один итальянец был...

То есть в Германии детей дрессировать не надо, зачем, высшая раса же, у них "есть детство", а для балета можно просто закупить тех, кого обучали жесткими методами в других странах.

Но суть не в этом. На самом деле вопрос сложный: лишать детей детства, не лишать? Да, с одной стороны по 8 часов занятий в день. С другой - все люди работают по 8 часов... Необычно лишь то. что это дети, а детский труд в наших странах запрещен. Но ведь это не просто труд, не уголь же добывать - это работа над собственной личностью, та же учеба. И опять же, в такие интернаты рвутся! Рыдают, когда их оттуда отчисляют. Девочки мечтают попасть в столичную балетную школу или в олимпийский спортивный резерв. Кто не мечтает - никто ведь не неволит, всегда можно отказаться. Не думаю, что реально вот совсем не желающего ребенка можно прямо заставить так жить. Да, наверное, это честолюбие или что-то еще. И у взрослых бывает честолюбие, но почему-то это не считается чем-то плохим.

Я не хочу эгоистично говорить о радости, о красоте, которую дарят нам такие дети, если "ужасная цена", то можно обойтись и без красоты. Но так ли "ужасна" цена?
Моя знакомая бывшая балерина в 50 выглядела на 30, в общем, понятно, что красота движений - на всю жизнь; была здорова, нашла новое увлечение - собаководство (честно говоря, я не знаю, была ли у нее какая-то ранняя пенсия, не спрашивала, но тогда и с простыми работами проблем не было). И еще на всю жизнь осталось умение серьезно и последовательно работать.
Наверное, какие-то последствия для здоровья - суставы, спина - что-то остается. Не думаю, что у обычного человека в 50 лет все намного лучше.

Вообще надо сказать, что если человек хочет делать что-то серьезное - сверхнапряжение практически неизбежно. Без него на высокий уровень не выйдешь. Занимаясь только "для удовольствия", ни в одном виде спорта, ни в музыке, ни в науке ничего достичь нельзя. Везде надо себя преодолевать, где-то даже ломать, везде надо напрягаться.
Заставлять напрягаться - нельзя, безусловно. Но ведь не заставляют. Вопрос по-другому ставится: можно ли ПОЗВОЛЯТЬ ребенку вести такую жизнь? Или - нет, ни за что, только через мой труп, будешь сидеть перед телевизором и жрать чипсы вести гармоничную жизнь обычного пятиклассника, потому что я так сказала?

Недавно мне вспомнился "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова. Вроде бы фильм средний, и сейчас никто о нем не вспоминает, но мне он в свое время запал в душу - почему? Да потому что на тот момент наш народ переживал кризис идентичности, и вот там были какие-то попытки ответить на вопрос: что же такое русские, чем они отличаются от других, что в нас особенного, и желательно - еще и позитивного (негатива мы уже наслушались достаточно). Конечно, ответ никого не удовлетворил (и меня тоже). Но запомнилась сама попытка поставить этот вопрос.

Если вкратце, то по Михалкову русские - это исключительно культурные, знающие и глубоко дисциплинированные люди. Американский солдат русского происхождения, в отличие от своего тупого сержанта, знает, кто такой Моцарт и умеет прекрасно играть на фортепиано.  Американка приезжает в Россию и во всех присутственных местах с ней говорят на прекрасном английском, и воздыхатель-кадет тоже с ней говорит на английском (понятно, что это из серии про хруст французской булки, к историческим реалиям отношения не имеет, но художник так видит). Сам главный герой в кадетском корпусе должен соблюдать строжайшую дисциплину, и в итоге выясняется, что он настолько высокоморальный человек, что за  честь дамы готов отправиться на каторгу.




Понятно, что интереса этот фильм не вызвал, потому что с действительностью, знакомой нам, например, по русской классике, он ничего общего не  имеет. Но тем не менее, в этом фильме содержалось некое зерно истины (если сказать честно, то этот фильм послужил для меня толчком к написанию "Ликея"). А именно - там хорошо была выражена мораль позднесоветского поколения (плавно перешедшего в постсоветское), и эту мораль можно выразить так: тяга к совершенству человеческого образа.

Здесь можно, конечно, вспомнить и Чехова - "в человеке все должно быть прекрасно", и собственно традиции русского балета. То есть подобные идеи существовали и до того, но безусловно, не только в России. Наиболее же ярко это стремление к совершенству человеческого образа развилось именно в СССР.

Во-первых, если во многих отношениях жизнь в СССР была более скудной, чем в развитых странах капитализма, то вот как раз в отношении детского развития таких великолепных условий больше не было нигде. Разве что в других социалистических странах, где люди точно так же охотно пользовались этими системами (о спортивных достижениях ГДР, например, можно вспомнить).
Причем не надо думать, что это была исключительно система отбора и натаскивания способных - через систему спортивных, музыкальных и т.д. школ проходили миллионы детей, ну и да, из них выбирались единицы для представительства страны - но остальные-то получали профит в виде крепкого здоровья и красоты.

Кстати, существовала и весьма развитая сеть занятий для взрослых - но ею, во-первых .не все пользовались в силу еще деревенской психологии (быстрая урбанизация), во-вторых, взрослые уж точно начинают заниматься только ради удовольствия, а вот из ребенка можно сделать уже что-то совершенное и прекрасное.

Во-вторых, действовала собственно сама идеология коммунизма, сам коммунистический императив: ведь при коммунизме главное - человек, и не просто так человек, а его "свободное развитие". Почему Маркс употребил именно слова "свободное развитие"? Я не знаю, писал ли кто-то об этом, но интуитивно было понятно, что коммунизм неизбежно ведет к этому и связан с развитием личности, что мир без войн, блэк-джека и шлюх породит красивых, умных, сильных людей, творцов, создающих небывалое - в том числе и прекрасных спортсменов, танцоров. Собственно, об этом писал тот же Ефремов, его люди будущего - великолепно развитые личности.

И даже после того, как идеология коммунизма перестала быть понятной массам, как ее перестали воспринимать всерьез - эта сторона все равно сохранилась. Потому что - ну а чего здесь не понять? Конечно, хочется видеть свою кровиночку красавицей и умницей.




Понятно, что сегодняшние наши прекрасные девочки и мальчики - выходцы из очень узкого круга семей, которые могут себе позволить такое обучение ребенка. Но и они - свидетельство того, что красота и сила личности все еще считаются ценностью, что эта грань коммунистической идеологии все еще находит отклик в чьих-то сердцах. И вот да, это один из моментов. отличающих просто левую идеологию от коммунистической. Потому что просто левая идеология абсолютно не предполагает совершенствования личности, она и общество не предлагает радикально менять, то есть ее устраивает то, что есть, если только это немножко реформировать, и пусть люди живут себе спокойно, едят чипсы на диване и делают, что хотят, ведь каждый человек ценен сам по себе, а не своими достижениями.

Для коммунистической же идеологии тоже любой человек - ценность, но ценность благодаря заключенному в нем потенциалу, и как раз именно потому, что человек - ценность, он должен напрягаться, он должен стараться объять необъятное, достать луну с неба, поставить свой личный рекорд - неважно, свистульку он красивую сделает или напишет симфонию, важно, что он должен развиваться.

Думаю, современные российские достижения в спорте и балете тоже через некоторое время закончатся - следующие поколения перестанут напрягаться и перестанут понимать, зачем это вообще было нужно. Так же, как уже перестали это понимать на Западе.

коммунизм, про детей, искусство

Previous post Next post
Up